КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 18.12.2007
22:39  В России забил новый крупный газовый фонтан. Введено в эксплуатацию Южно-Русское месторождение
20:44  КЗЖ: Журналисты гибнут в беспрецедентных для последнего десятилетия количествах
20:31  Наш человек в Майдане. Бурят Ю.Ехануров стал министром обороны в новом правительстве Украины
19:04  New York Times: Иран получает ядерное топливо. США терпят поражение
17:59  Накануне Года крысы в Индонезии нашли ранее неизвестный науке вид гигантских крыс (фото, не розыгрыш)
17:37  Cumhuriyet: США готовятся к глобальной сетевой войне
16:44  Украинские застройщики из Real Estate Solutions идут в Монголию. Юрта трехэтажная, шаныраком в землю

16:26  Мухаммад Салих: Узбекистан живет в режиме чрезвычайного положения уже 17 лет (интервью)
15:25  Вышел в сеть веб-сайт о моде в Узбекистане - www.fashionblog.uz
14:51  Новая электростанция и старые проблемы. Туркменский Дашогуз сидит, как и сидел, без света
14:31  Le Monde: Мираж киргизской "революции" рассеялся
14:20  Верховный суд отменил региональный порог в 0,5%. Теперь в Парламент Киргизии проходит не только "Ак жол"
14:14  Оранжевая с косой, дубль-2. Ю.Тимошенко избрали премьер-министром Украины
13:01  Кыргызка Алтынай Исманкулова стала "Мисс Популярность" на конкурсе Miss Bikini в Шанхае (фото)
11:54  ТИПЧ: Туркменские дезертиры. Бегство из туркменской армии приобрело массовый характер
11:41  "Туркмения - страна здоровых и высокодуховных людей". Вышла в свет вторая книга Президента Г.Бердымухамедова
11:38  РБК: Однопартийная Киргизия. Самая "свободная" страна ЦентрАзии влилась в семью автократий
11:25  В рейтинге растущих экономик мира от Goldman Sachs Россия впервые обогнала Китай
11:18  В.Портников: Конец "революции тюльпанов" в Киргизии. Чем формирующаяся система власти отличается от существовавшей при Акаеве
11:13  И.Рустамбек: Президент Кыргызстана и его карманный парламент
11:11  "МК": Родина или смерть. Отчего в Москве гибнут гастарбайтеры?
11:05  К.Абдуллаев: История в лицах. Ма Джунин-"Большой конь" и белые армии в восставшем Синьцзяне
11:01  Гуля Каримова открыла личный веб-сайт - Googoosha.Uz
10:59  В Оше началась бессрочная голодовка членов и сторонников партии "Ата-Мекен"
10:27  Упорный Миттал. Индийский магнат прорывается на российский рынок заводом ЖБИ в Твери
10:18  А.Терехов: Афганистан стал хуже Ирака. Вашингтон разрывается между двумя войнами
10:07  В.Панфилова: Роковой региональный барьер. Результаты выборов в Киргизии могут быть опротестованы
10:04  А.Берштейн/Д.Карцев: Третий мир. Единое наследие Чингисхана
10:02  А.Дубнов: Киргизия сдала "тест на демократию". Получился однопартийный парламент
09:58  "Къ" > Одинокопартийный парламент. Киргизским властям неуютно без оппозиции
09:55  А.Габуев: Россию подводят к китайскому пути. КПК дает уроки управляемой демократии
09:48  Турецкая "Полимекс" построит под Ашхабадом газобетонный завод
08:16  Gazeta.kz: Кто нагрелся на южноказахстанском угле?
02:36  Т.Якубов: От кого так тщательно охраняют И.Каримова?
01:46  Немецкий кинорежиссер Ф.Шлендорф презентовал свой новый "казахский" фильм "Ульжан"
01:39  Люк Бессон снимает в Алматы к/фильм о татаро-монгольском нашествии "Возвращение варвара"
00:56  П.Гончаров: Россия и Иран - больше, чем партнеры
00:52  Я.Норбутаев: Ислам Каримов отправляет сигналы Западу, а их посылают обратно...
00:42  О.Горупай: Евразийский аспект развития. Товарооборот ЕврАзЭС приближается к $90 миллиардов
00:25  И.Панарин: Вероятность американо-иранской войны теперь гораздо меньше
00:19  ИГНПУ > Пошел дождь - пришла вода! Средневековые радости современного Риштана
00:18  В Афгане похитили очередного немца, вместе с женой-афганкой и сыном
00:14  А.Иконников: Раздел продукции. Тревоги казахстанских нефте-инвесторов напрасны... или?
00:11  Н.Ямницкая: Русский язык необратимо теряет позиции на постсоветском пространстве
00:00  А.Резчиков: Ирану не хватает урана. Поставка российского атома в Иран не заставит Ахмадинежада отказаться от обогащения собственного
Понедельник, 17.12.2007
20:37  Предвыборный дуэт. В.Путин согласился стать премьером у Д.Медведева
17:52  Медведев с человеческим лицом. У российского "преемника" весьма теплые отношения с узбеком-олигархом А.Усмановым
16:52  Большая солнечная печь. Собранный в Узбекистане на украинские деньги солнечный лазер уникален
16:50  Россия начала отгрузку ядерного топлива для Бушерской АЭС
16:37  Генпрокуратура Киргизии подтверждает факт многочисленных нарушений Кодекса о выборах
16:35  ИГНПУ: Перед выборами президента узбекские правозащитники взяты под особый контроль властей
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Немецкий кинорежиссер Ф.Шлендорф презентовал свой новый  казахский  фильм  Ульжан Немецкий кинорежиссер Ф.Шлендорф презентовал свой новый "казахский" фильм "Ульжан"
01:46 18.12.2007

Собеседник Пруста и Миллера

Специальный гость Фестиваля немецкого кино Фолькер ШЛЕНДОРФ - подлинный классик кино мирового - представил свой новый "казахский" фильм и ответил на вопросы нашего корреспондента

Создатель тридцати игровых и документальных лент. Автор "Молодого Терлесса" по роману Музиля, ставшего манифестом новой волны германского кино, создатель антифашистского гротескового киноромана "Жестяной барабан" - первого из немецких фильмов, получившего Золотую пальмовую ветвь в Каннах, увенчанного "Оскаром". Экранизации Шлендорфа давно стали классикой: "Любовь Свана" по Прусту, "Михаэль Кольхаас - бунтарь" по Клейсту, "Смерть коммивояжера" по Миллеру…

Он продолжает снимать и сегодня. В Москве представил кинопритчу "Ульжан", участвовавшую в официальной программе Каннского кинофестиваля. "Ульжан" - история печального путешествия одинокого француза Шарля по Казахстану. Трудно понять загадочную европейскую душу. Но Шарль потерял семью: в автокатастрофе погибли жена и дети. И теперь, потерянный, ищет лучшее место для смерти. В Казахстане можно умирать красиво. Бесконечные степи, неописуемые снежные вершины, древние могильники с иероглифами… Это страна с неоглядным прошлым.

Фолькер Шлендорф ответил на вопросы "Новой".

- Казахстан в вашем фильме - край космических контрастов. Золото поднебесных небоскребов Астаны и беднейшие аулы, бывший ядерный полигон и бараки ГУЛАГа. Почему именно Казахстан возник в сценарии вашего давнего соавтора Жана-Клода Карьера?

- Да, Казахстан притягивает этим ощущением увядания и возрождения. Любопытное сочетание: с одной стороны, культуры кочевнической, с другой - культуры оседлого образа жизни цивилизации. Можно говорить о Казахстане в какой-то степени как о новом Дубаи. Астана - город ХХI века.

Вначале мы со сценаристом планировали сделать пространством съемки одну из стран Центральной Азии. Но когда я съездил в Казахстан, меня приворожила эта полярность: замечательнейший ландшафт, и тут же страшные следы разрушения человеческой цивилизации, обошедшейся с этой страной таким жестоким образом. В самом воздухе звенит напряжение между полюсами красоты и умирания. Для кинематографистов притягательны эта необозримая степь, пустые пространства с редкими древними некрополями. Здесь легко себе представить, как выглядел бы мир, если бы в нем существовали одни кочевники. Перед нами лежит страна, в которой по большом счету архитектура осталась только в мегаполисах. Должен сказать, что любая архитектура в потенциале - это руины. Ну а раз руины, то не важно, из какого они времени: времен Шелкового пути или заброшенные колхозы 70-х годов. Руины есть руины.

- Герой вашей кинопоэмы в поисках смерти пересекает степи, взбирается на снежные вершины, смотрит в пропасть, мысленно хоронит себя вместе с семейной фотографией под большим камнем… Но спасается, как водится в притче, любовью…

- Абсолютно верно. Хочу рассказать вам, как этот замысел сложился. Жан-Клод побывал на фестивале "Евразия" в Алма-Аты. На волне впечатления он написал три странички. И вот с этими тремя страничками в руках я поехал впервые в Казахстан. Казалось, как из этого сделать фильм? У меня всегда был иной путь. Я отталкивался от какого-то романа толщиной страниц в 600. Или возникала крупная политическая проблема, на которую необходимо было откликнуться.

Здесь все другое. Передо мной был пустой экран, такой же пустой, как степь. Мне этот белый холст нужно было постепенно зарисовать, заполнить жизнью, я извлекал из самого себя ощущения, воспоминания. Иногда какой-то пейзаж вдохновлял меня на тот или иной эпизод. Или в поисках конкретного эпизода я искал нужный пейзаж. Определенной цели, результата перед глазами не было. И если говорить о каком-то результате этого поэтического размышления, то он позитивен, потому главный герой находит в себе желание и силы жить.

- Казахская девушка Ульжан, обворожительная и загадочная, по мне, она и есть ангел жизни, встреченный героем...

- Конечно, это сказочный персонаж. Но ангел должен быть воплощен в какой-то конкретике. Я и предположил, что Ульжан - учительница французского. Просто вспомнил свои впечатления от фильма Кончаловского "Первый учитель". Ульжан у нас почти ничего не говорит. Но эта тень или ангел на земле занят человеческими вещами. Моет голову. Спасает нашего путника. Еще она много смеется. И поэтому Шарль воспринимает ее серьезно.

- А была ли Ульжан? Или она - осязаемая мечта героя, подсознательная жизненная сила?

- Считайте, что в данном случае это мечта западных европейцев об экзотической восточной женщине…

- Фолькер Шлендорф - всемирно признанный мастер экранизации. Пруст, Клейст, Брехт, Миллер, Фриш; их книги - оптика для исследования проблем современности?

- Скорее оптика для пристального разглядывания и разгадывания самого себя. Должен признаться, на разных этапах своей жизни я всегда опирался на литературу, когда нужно было находить ответы на сложные вопросы. Говорил себе: "Кажется, в той или иной книге это есть. Надо ею воспользоваться". Например, в фильмах "Молодой Терлес" по Муз илю, "Хомо Фабер" по Фришу, прустовской "Любви Свана". Через определенные промежутки времени эти книги стучались сами в мое сердце и говорили, что пришла пора заняться насущными вопросами. С Клейстом или Грассом было сложнее. Я сам мучительно искал к ним путь. А некоторые фильмы возникали как ответ на актуальные события времени. Как "Поруганная честь Катарина Блюм", вызванная к жизни деятельностью левой террористической организации "Фракции Красной армии". Почему я сделал так много экранизаций? Сам не знаю. Возможен лишь глупый ответ: люблю читать.

- Но слушайте, столько шедевров для познания самого себя… Можно было бы уже написать диссертацию "Шлендорф о Шлендорфе" с роскошным "литобзором".

- А я и написал. Только что завершил автобиографию на 650 страницах. Можете считать ее диссертацией. В ней я обращаюсь к прошлому, ретроспективно просматриваю долгую жизнь, оцениваю роль книг, что они для меня значили.

- Вы снимали в разных странах, в том числе в Ливане, Америке, Канаде. Вы снимали голливудских звезд. Но вас называют немецким режиссером. Что это значит?

- Может, мне приятнее считаться европейским режиссером, но никуда не уйдешь, да и не следует уходить от корней. История кино свидетельствует: многие эмигранты из Германии, работавшие в Голливуде, такие как Фриц Ланг или Билли Уайлдер, продолжали снимать немецкое кино, точно так же, как Форман продолжает снимать чешское кино. Если свои корни носишь с собой, у них есть шанс прорасти к небу. Кстати, ваш Кончаловский снял в Голливуде "Поезд-беглец" - для меня очевидно русский фильм.

- А для меня - очевидно американский.

- Но его герой с отчаянным экзистенционализмом - для американцев он слишком уж радикален.

- Вас взрастила французская "Новая волна", вы являлись одним из зачинателей революционного "Нового кино Германии". Что такое сегодня Новое немецкое кино?

- Говорят, сложилась некая Берлинская школа, представленная режиссерами Андреасом Дрезеном, Кристианом Петцольдом и другими, для которой характерна радикальная эстетика. В их фильмах присутствует политическое сознание. Но большая часть фильмов в Германии - развлекательная индустрия. Дело, наверное, в том, что Берлин хоть и столица, но беднейшая из федеральных земель. Для искусства это неплохо.

- У вас могучий опыт создания антитоталитарного кино. Скажите, что делать художникам в эпоху возрождающегося тоталитаризма?

- Вы задаете трудный вопрос. Возможно, следует перестроиться и адресовать свое творчество какой-то определенной, небольшой группе людей. Нельзя, будучи в оппозиции, рассчитывать на широкого зрителя…

Лариса Малюкова
обозреватель "Новой"

Источник - Новая газета
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1197931560


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх