КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 22.12.2007
16:40  Меня постоянно преследуют, - жалоба узбекского правозащитника Ш.Ахмаджонова
16:34  Николя Саркози полетел с визитом в Афганистан и Таджикистан
16:32  "Приезжий из Таджикистана" планировал взрыв у одной из мечетей Махачкалы
15:48  Л.Иванова: Почему я не будут голосовать за Каримова
15:42  О.Краснова: Гражданские суды Узбекистана независимы... от здравого смысла и закона. Дело "Шифобахт-нон"
15:38  В Кипчаке дан поминальный садака в память о Сапармурате Ниязове
15:33  М.Омаров: Книга рекордов Гиннеса плачет от зависти. О некоторых итогах парламентских выборов в Кыргызстане

14:12  Казахстан реконструировал свой главный армейский учебный центр в Гвардейском (Отаре)
13:50  В Киргизии появился свой "отец нации", - заявление партии "Ар-Намыс" (Ф.Кулова)
12:26  С.Райт: На дне? Кыргызстан входит в 2008 год с пессимистическим прогнозами
12:25  "БП": Региональный центр ООН по превентивной дипломатии в Ашхабаде - добрая услуга ООН или инкубатор для крокодилов?
11:28  Tazar: Кадры перед выборами - кто возглавит правительство и парламент Кыргызстана?
11:20  Узбекский поэт и критик властей Юсуф Джума похищен сотрудниками спецслужб, - заявляет его сын Алишер
11:19  Гигантская лавина накрыла автотрассу Душанбе-Худжанд: 16 погибших
11:03  Красота по-мужски и женское счастьи. Куда делось серебро казахов?
10:28  А.Мыскина: Маленький Казахстан в большом Китае. Гражданство вахтовым методом
09:53  "Къ": В Америке наметилось заштатное государство. Племя лакота отделяется от США
08:57  С.Каменев: Макроэкономическое развитие Пакистана на современном этапе
07:25  С 400 до 450 сомов. В Киргизии существенно повышена базовая пенсия
07:24  Чудеса. В китайском Хуаянге собака родила двух щенков и... котенка
06:36  Удар ножом. Начальник Костанайской финполиции С.Ашимбаев подвергся нападению
03:11  Э.Финнерти: Киргизстанские женщины являются... скрытой группой потребителей наркотиков
03:01  Ш.Султанов: Стратегическая конфронтация в Исламском мире
02:09  "L"Express": Вызов для Америки. Грядет год новых сверхдержав - России и Китая
02:06  Станет ли "Ирония судьбы" "Дозором-3"? Э.Рязанов в полной прострации после просмотра нового фильма Т.Бекмамбетова
01:56  Партизанская правда. Ветеран В.Кононов засудил в Страсбурге фашиствующую Латвию
Пятница, 21.12.2007
21:45  Примаков получил орден, а Медведев пообещал Назарбаеву, что напишет книгу про Казахстан
16:08  В "Битве экстрасенсов" на российском ТВ победил иранец Мехди. Казашка Сулу Искандер заняла 3-е место
15:49  К.Абенов: Солдаты фронта без границ. Как казахстанцы-"смершевцы" боролись с фашистской агентурой в годы войны
15:38  О.Сенчук: Таджикистан. Повышение цены на узбекский газ приведет к росту бедности
15:36  Т.Якубов: Как бы не старалось скрыть правительство... Неизвестные страницы предвыборной кампании в Узбекистане
15:31  Б.Шихмурадов: "Над Бердымухаммедовым довлеют стереотипы прошлого"
15:26  И.Рустамбек: Итак, в Кыргызстане сформирован трехпартийный парламент. Что ждет страну дальше?
15:23  Жвания против Саакашвили. Брат экс-премьера Грузии ушел в оппозицию
14:54  Неправильно считали? Милиция не пустила трех членов ЦИК Киргизии на работу
14:35  Новый к/фильм Тимура Бекмамбетова "Ирония судьбы-2" за сутки до премьеры побил рекорд продаж билетов в России
14:27  А.Миловзоров: Восходящая "азиатская звезда" смотрит в сторону Америки. Казахстан становится все более независимым игроком мировой энергетической арены
14:21  "Известия": Предвыборные "огрехи" Киргизии встревожили и "серьезно озаботили" США
14:18  Китай презентует первый пассажирский самолет собственного производства - ARJ-21 "Летающий Феникс"
14:13  В.Портников: Киргизский рецепт. Уникальный способ политического выживания от К.Бакиева
12:43  Д.Брянцева: Кто смог выдвинуться и в чем загвоздка? Вехи предвыборной кампании в Узбекистане
12:40  "DW": Как изменилась Туркмения за год без Ниязова
12:35  Г.Шимырбаева: Золото Берельских курганов: царь юэдчжи, царица и 13 коней. Мифы, легенды и реальность
11:58  Н.Назарбаев стал почетным доктором самого престижного вуза СССР (МГИМО)
11:04  В.Панфилова: Четыре кандидата и один победитель. В Узбекистане будут выбирать президента
11:01  Ставшая правящей в Киргизии партия "Ак Жол" выдвигает кандидатуру И.Чудинова на пост премьер-министра
10:55  Смертник подорвал себя в мечети, стремясь убить экс-главу МВД Пакистана Шерпао. 50 погибших
10:45  "РГ": Труба на троих. Прикаспийская газотранспортная сеть существовала и раньше...
10:38  New York Post: Иранские ядерные ракеты в медвежьих лапах
10:36  New York Times: Центральная Азия - передовой рубеж энергетической битвы
10:34  Ф.Холбек: Падение "острова демократии". Против кого в реальности была направлена киргизская "тюльпановая революция"?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Красота по-мужски и женское счастьи. Куда делось серебро казахов?Красота по-мужски и женское счастьи. Куда делось серебро казахов?
11:03 22.12.2007

Закат серебряного века

Чем украшали себя мужчины казахи? Сколько килограммов украшений должно было быть на невесте? Зачем в воду, где купали новорожденного ребенка, бросали серебряные монеты? В чем истинное предназначение ювелирных украшений? Об этом наш небольшой экскурс в прошлое.

Путешествие в мир национальных казахских ювелирных украшений прошлого мы совершаем вместе с коллекционером Азатом Акимбеком. В его собрании сотни украшений из серебра.

Примеряя на себя то или иное украшение из его коллекции, думаешь о том, кто его носил, с какими мыслями мастер-зергер проводил дни и ночи у огня, придумывая затейливый узор, чеканя то или иное изображение. Они до сих пор хранят тепло рук мастера, энергетику своих хозяев, свидетельства вековых территориальных притязаний, войн и нашествий.

Когда наступали трудные времена, серебро, применявшееся в украшениях и домашней утвари, часто шло на переплавку. Из него чеканили монеты, отливали новые сосуды, плавили, ковали и… делали новые украшения.

ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА, ОТ ПЛОХОГО СЛОВА

"Жаман к´зден, жаман с´зден сақтасын" – с такими словами наши предки бросали серебряные украшения в воду, где купали ребенка, отмечавшего свои сороковины, – қырық су. В воду падали кольца, браслеты, серьги (сыр¹а) и другая красота. Для маленькой девочки это было началом подготовки приданого для свадьбы и своего рода обрядом очищения. Ведь с серебром связывали понятия чистоты, красоты и здоровья, а все украшения из него обладали, по поверьям, некой сакральной силой и служили оберегами.

– Почему именно серебро, а не золото получило такое широкое распространение? – размышляет Азат Акимбек. – Во-первых, потому, что золото не всем было доступно, а серебра было предостаточно, поскольку из него в XVIII–XIX веках чеканились монеты.

Во-вторых, украшения для казахов носили скорее более сакральный, священный характер, чем декоративный. Таким же священным считался и цвет серебра – белый. При этом каждое изделие несло свой особый смысл. По нему можно было с точностью определить, к какому сословию прнад-лежит человек, где он родился, каков его нынешний статус.

Например, если девочка носила в ушах серьги, окружающие знали, что она уже сосватана. И наоборот, отсутствие серег было показателем того, что дальнейшая судьба девочки незавидна. Сам обряд вдевания серег символизировал соединение мужского и женского начал.

Важен, разумеется, и медицинский аспект – ношение серег полезно для здоровья, поскольку это своего рода массаж наиболее важных рефлексогенных зон, отвечающих за нервную систему. Но если же говорить о магической стороне, то каждая пара серег, так же как и другие украшения из шкатулки степной красавицы, украшалась в зависимости от знатности и богатства ее родителей полудрагоценными камнями – кораллами, бирюзой и сердоликом.

– Сердолик, кстати, считался камнем пророка Мухаммеда. Тот, кто его носил, был застрахован от порчи, сглаза и болезней, – поясняет Азат Акимбек.

Все годы, пока девочка росла, мать бережно и кропотливо собирала ей приданое. У казахов было принято говорить: "Алтыдан жинаса асат, жетiден жинаса жетед" ("Если с шести лет собирать приданое – будет его с лихвой, а с семи лет – будет достаточно"). В огромный кованый сундук складывались красивые нагрудные украшения (онiржиек), кольца, серьги, накосные украшения (шолпы, шашбау), декорировка для будущего саукеле (головной убор невесты был богато украшен специально изготовленными украшениями – шекелiк, шашбау). Казахи говорили: "Қыздың жолы жiнiшке", сравнивая ее судьбу с тонким волосом, поэтому накосные украшения имели особое значение. Звон монет в шашбау и шолпы отгонял злых духов, а тумары, выполненные в виде треугольников из кожи, кости, металла и дерева, защищали еще и с помощью "дуга" – магических заклинаний, молитв, записанных на бумаге, горсти родной земли или пучка степной полыни, спрятанных внутри тумара.

СВАДЕБНЫЙ ПЕРЕПОЛОХ

– Свадебный наряд невесты порой тянул пять–семь килограммов, – рассказывает Азат Акимбек, – чем богаче и тяжелее было ее приданое, тем выше было ее положение в семье. Чего стоил один белдiк – украшение, носимое на поясе!

Самым дорогим и богатым по убранству был головной убор невесты – саукеле. Ни сундуки, набитые одеждой и утварью, ни седла, сбруя и оружие не ценились так дорого, как этот конусообразной формы женский головной убор, очень напоминающий тот, что был найден в Иссыкском кургане на золотом сакском воине.

В начале прошлого века, когда порядка в степи уже не было, богатые знатные казахи закапывали саукеле в землю, чтобы он не стал чужой добычей. Это было целое состояние! Достаточно сказать, что подаренный Санкт-Петербургскому этнографическому музею саукеле по цене равнялся стоимости сотни лошадей.

Саукеле делали из белой кошмы, богато украшая его серебряными деталями и инкрустируя кораллами, бирюзой и сердоликом.

Саукеле соединял в себе много других украшений, например, колье и серьги, нависочные украшения (шекелiк), различные подвески с бубенчиками. Специалисты объясняют это тем, что в основе свадебного обряда лежал погребальный ритуал. Невеста символически "умирала" для духов ее предков, ее одевали в погребальный костюм, расчесывали ей волосы, "оплакивали", тем самым стараясь обмануть духов ее семьи, после чего, накрыв белым покрывалом, увозили в дом жениха.

Обряд беташар – это своеобразное воскрешение в доме жениха. Невесте открывали лицо и знакомили с будущими родственниками. Специально для этого случая мать невесты припасала подарок – құдағи-жүзiк. Это перстень с двумя дужками, для двух пальцев руки, олицетворявший соединение двух семей.

Правда, вручался он не повсеместно и не всем, а лишь тем сватьям, которые проявили особую теплоту к будущей невестке.

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

После замужества женщина носила капюшонообразный головной убор – кимешек, он украшался бахромой, вышивкой и вышитыми под подбородком мелкими бляхами, а также монетами и бусинами. У казашек считалось грехом появиться с непокрытой головой перед мужчиной.

Запястье она украшала браслетами – бiлезiк. Для парадных случаев был припасен бес-бiлезiк – браслет с пятью кольцами на цепочке. Одними из значимых украшений казахской женщины считались онiржиек и алқа – нагрудные ювелирные изделия. В древности алқа, например, служило оберегом и было связано с почитанием богини Умай, дарующей женщинам детей. Чаще всего алқа носили бездетные женщины, чтобы поскорее зачать ребенка. Что касается онiржиека, то он тоже "отводил глаза": не заметить его было трудно – три полые прямоугольные пластины, скрепленные по вертикали цепочками с подвесками из ромбов и бубенчиков. Внутреннее пространство таких пластин заполнялось белой пастой для придания им тяжести. Онiржиеки носили только в степях Западного Казахстана до 20–30-х годов прошлого столетия.

В коллекции Азата Акимбека оказался онiржиек, очень хитро устроенный: если женщине нужно было покормить ребенка грудью, ей достаточно было вынуть штырек из украшения, и одна половина онiржиека отделялась от другой – грудь свободна.

Кстати сказать, по мнению Азата Акимбека, изделия западноказахстанских зергеров отличались от произведений их собратьев по ремеслу из других регионов большей строгостью, сложностью рисунка и богатой техникой исполнения.

– На первое место я бы поставил изделия мастеров Западного Казахстана. Они наиболее самобытны, хотя и не могли не избежать влияния соседей – Кавказа, Туркмении. Например, чернение – это чистый отклик влияния кавказских мастеров. Помимо чернения очень широко распространена среди зергеров фили-грань, зернь, скань, ковка, позолота.

Отличить изделия, сделанные в том или ином регионе, достаточно легко: в деталях украшений часто присутствуют изображения представителей флоры и фауны региона. Например, на западе, в рыбном крае, часто встречается изображение рыб.

На юге, который не избежал влияния культуры узбеков и таджиков, – изображение хлопка.

На востоке Казахстана, где женщины часто страдали заболеваниями щитовидной железы, очень почитали миндаль (бадам), в котором большое содержание йода. Изображение бадама – частый гость на изделиях восточноказахстанских зергеров. На изделиях с севера очень часто встречаются монеты царской эпохи – сказывается близость России. В Павлодарском историко-краеведеческом музее, например, хорошо сохранились лишь изделия начала XX века. Но среди 300 ювелирных изделий, хранящихся здесь, есть и коллекции, сохранившиеся и с эпохи бронзы андроновской культуры. Например, бронзовые серьги с золотой обкладкой, найденные у села Григорьевка. Есть и золотые пластины скифского времени.

Самый уникальный экспонат музея – головной убор – бокка, который вошел в Республиканский каталог ценных и редких экспонатов музеев Казахстана. Большим приобретением музея стали работы известных ювелиров Казахстана Сержана Баширова и Берика Алибая, которые продолжают традиции казахского национального искусства зергеров.

Азат Акимбек рассказывает, что два года назад Катрин Денев посетила его офис и, потрясенная необычайной красотой казахских ювелирных украшений, увезла на память о Казахстане подаренные коллекционером бой-тумар и браслеты. Выражая свое восхищение, она спросила: "Неужели ваши женщины сегодня не носят всей этой красоты?".

КРАСОТА ПО-МУЖСКИ

"Если мужчина носит перстень с сердоликом, его ждет либо слава, либо богатство" – эта поговорка свидетельствует о том, что казахские мужчины издревле любили окружать себя красивыми вещами. Достаточно сказать, что серьга в левом ухе была непременным атрибутом джигита.

Кроме того, в списке украшений всегда фигурировали камшы, красивое конское седло, сбруя, пышақ (нож) и кесте белдiк – богато убранный серебром и камнями мужской пояс.

Камшы и пышақ считались показателями достоинства и социального положения в обществе, поэтому все эти предметы тщательно подбирались.

– Камшы были повседневными и парадными. Рукоять их делали из дерева – тобылгы (таволга), кожаная часть имела сложное плетение, такие камшы казахи носили заткнутыми за голенище сапог, – рассказывает коллекционер Азат Акимбек. – Парадные камшы имели только знатные люди и носили их заткнутыми за богато украшенный пояс – кiсе белдiк или кемер белбеу. В комплекте с поясом и ножом они были показателем роскоши. Кстати, интерес к подобным украшениям сегодня возрождается благодаря возросшему интересу к таким исконно казахским конным видам спорта, как аударыспак, көкпар, байга, тойжарыс, қыз-қуу, теңге алу.

КУДА ДЕВАЛОСЬ СЕРЕБРО КАЗАХОВ?

Почему, несмотря на богатое ювелирное наследие, о котором можно судить по сохранившимся лишь в музеях да частных коллекциях изделиях, найти сегодня настоящие произведения искусства из прошлого очень трудно?

По словам коллекционера, большой урон сохранению нашего наследия нанес хаос 90-х годов:

– Тогда первые дипломатические миссии увозили из Казахстана старинные ювелирные украшения целыми контейнерами. Так работала у нас таможня.

Но это уже уезжали последние остатки. В царское время многое увозили с собой чиновники, генерал-губернаторы, научные экспедиции.

В 1913 году, когда Россия готовилась к 300-летию Дома Романовых, во всех губерниях, в том числе и в городе Верном, проводились ярмарки. У нас она называлась Семиреченская областная выставка и, по сути, это была выставка достижений народного хозяйства. Она занимала огромную площадь от парка Федерации до самого вокзала "Саяхат". Сюда же входил Хлебный рынок (ныне Центральный). Съехалась вся казахская знать, которая заняла самые большие павильоны. Была раскинута большая белая юрта – Ақ-үй, с полным убранством. Здесь были и инкрустированные кованые сундуки, мебель (төсек-ағаш), тканые вещи, роскошная конская сбруя, оружие казахских мастеров и, конечно же, ювелирные украшения. В юртах ходили девушки в национальных костюмах. И что самое обидное – после показа все это великолепие увезли в Петербург, откуда оно уже не вернулось. Сегодня часть тех экспонатов хранится в Петербургском музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Вот так исчезали казахские национальные ювелирные украшения.

Сегодня народные промыслы, в том числе и высокое искусство зергеров, возрождаются по-новому, ювелиры нового времени все больше тяготеют к модерну и постмодерну. Поэтому серебряный век зергеров уходит все дальше в прошлое, унося с собой и тот глубокий потаенный смысл, и то достоинство, с которым наши предки носили украшения, сделанные безымянными мастерами.

Источник - Караван
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1198310580


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх