Академик А.Нысанбаев: "У нас сегодня пишется много бумаг, документов, программ – единственная цель которых – понравиться президенту" 00:53 24.12.2007
Национальная идея найдена!
Может, кто-то и скажет: поиски затянулись, но дело того стоило. Национальная идея наконец-то обретена. Сформулирована. И хотя ее можно бесконечно оспаривать, но сама суть от этого не меняется. Ведь именно так думает казахстанское общество. Его подавляющее большинство. Мы беседуем с директором Института философии и политологии, доктором философских наук, профессором Нысанбаевым Абдумаликом Нысанбаевичем. Только что на первом этаже гостиницы "Казахстан" в расположенном здесь конференц-зале состоялся "круглый стол" на тему поиска национальной идеи, организованный сотрудниками вверенного ему института. Страсти еще не остыли. Поэтому и разговор наш идет в горячем ключе. Я задаю профессору вопрос из разряда не самых вежливых:
– Абдумалик Нысанбаевич, на "круглом столе" прозвучала мысль, дескать, поиск национальной идеи – это сугубо прерогатива наших верхов. Это, мол, только им надо. Они в ней заинтересованы. И они ее могут создать. Категорически не согласен с такой узкой трактовкой. Во-первых: поиск и обретение национальной идеи – это прежде всего интерес народа, а не его верхушки. Ну и во-вторых: я вовсе не считаю, что в нашем обществе мало умных и светлых голов, мыслящих креативно. Это и сельская интеллигенция, и интеллигенция малых городов, это ученый и общественный мир Алматы и Астаны, все мы равно заинтересованы в появлении национальной идеи.
– Безусловно, национальную идею формирует не чиновничество, не министры. Национальную идею рождает творческая интеллигенция: ученые, журналисты, писатели, учителя, обычные граждане. И если смотреть на ситуацию именно с этой точки зрения – интеллигенцию мы можем рассматривать как элиту страны, ответственную за определение и выбор пути.
– Но если исходить из данного тезиса, то можно говорить о том, что наша интеллигенция уже подошла очень близко к национальной идее. Ведь когда они говорят: "Казахи в Казахстане по своей численности являются доминирующей нацией, и в то же время именно казахи на сегодня наиболее обделены в своих правах" – уже одно это положение можно рассматривать, как некую предтечу национальной идеи, ее фундамент. Хотя, разумеется, такая постановка вопроса не всем нравится.
– У нас в Казахстане радикалы – казахи, как правило, рассуждают только о казахском пути развития, о казахской интеллигенции, казахском языке, казахской культуре. Как бы забывая о том, что у нас существуют и представители других этносов. Тогда как сами казахи должны быть сегодня более ответственными перед другими этносами. Чтобы у нас в Казахстане устранить саму возможность появления оранжевых, розовых и прочих цветных революций. Мы должны уберечь страну от потрясений. Сегодня наступает новый этап в строительстве нашего государства. Казахстан должен быть внутренне консолидирован. А значит, необходимо найти такой политический механизм, чтобы все здесь проживающие этносы были довольны.
– На "круглом столе" один из ваших выступающих сотрудников высказал следующую мысль, позвольте ее процитировать: "Я был самым первым из числа тех, кто президентскую программу Стратегия "Казахстан – 2030" приравнял к национальной идее. Это и есть наша сегодняшняя обретенная национальная идея".
Разумеется, я не против Стратегии "Казахстан – 2030", но я сам журналист и прекрасно вижу, как любая неискренность в нашем обществе моментально раскрывается. То есть, если данный ученый хочет понравиться президенту, используя для этого свою научную специализацию, то это, в конце – концов, его сугубо личное дело. Но только причем здесь национальная идея? И причем здесь народ? Не понимаю. Может, вы мне это сможете объяснить?
– У нас сегодня пишется много бумаг, документов, программ – единственная цель которых – понравиться президенту. Нельзя этого допускать. В самом нашем обществе конъюнктура должна быть предана остракизму. Отброшена в сторону. И прежде всего для всех нас на первом месте должны стоять интересы народа. Они должны превалировать над всем. Это главная исходная идея, основной постулат, на который должна опираться власть и ее существующие структуры в своей повседневной деятельности. Иначе без этого мы потеряемся. Иначе неминуемо добровольное отчуждение общества от власти и ее институтов. В чем заключается очень большая опасность. Народ может разувериться. А это страшно.
Следовательно, и наука наша ни в коем случае не должна стремиться подыгрывать верхам. Такую науку народ сам просто не поддержит, засмеет, скажет – собрались одни подхалимы.
Тогда как мы сегодня должны быть абсолютно искренними и открытыми. Порядочными. И прежде всего по отношению к собственному народу. Мы должны предельно честно обозначить проблемы, встающие перед нашим обществом. Именно в этом заключается сегодня долг настоящих ученых. А вовсе не в стремлении кому-то угодить.
– Так что же есть национальная идея? Если отталкиваться от того фундамента, возведенного под национальной идеей нынешними представителями казахской интеллигенции, в том числе и ее радикально настроенными представителями, я бы ее переформатировал следующим образом: "Казахский народ, являясь сегодня доминирующим этносом по численности в своей стране, должен занять соответствующее ему место во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Думаю, это тот самый тезис, под которым подпишутся сегодня если и не все, то подавляющее большинство казахстанцев".
– Мы у себя в институте приходим к точно такой же мысли. То есть можно без стеснения говорить о том, что национальная идея в нашей стране уже есть, она ясно сформулирована, существует. Она овладевает умами людей.
Причем сама внешнеполитическая обстановка нам благоприятствует. У нас налажены добрососедские отношения со всеми нашими ближними соседями и государствами дальнего зарубежья. Поэтому нам нечего бояться заявлять о существующих интересах титульной нации. Никто нас за это не осудит.
Поверьте, я очень внимательно отслеживаю все материалы, появляющиеся в казахских газетах. И вижу, какие огромные проблемы стоят перед казахами. Многие из них, проживая в городах, вынуждены ютиться на квартирах или в совершенно неприспособленных для жилья помещениях. Среди казахов огромное количество безработных. Во многих казахских селах, где проживает 44% казахского населения, нет даже питьевой воды, люди вынуждены пользоваться водой из рек и прудов. В ряде мест нет электричества, население там оторвано от всех благ цивилизации, прозябая фактически в средневековье.
Поэтому нам сегодня необходимо на государственном уровне принимать программу поддержки казахского этноса, предусматривающую все ее аспекты. Сюда должен входить целый пакет документов, финансово подкрепленных и имеющих силу закона, предусматривающих оказание поддержки казахскому этносу в сфере изучения языка, в области образования, здравоохранения, в обеспечении работой, соответствующим жильем.
Иначе нам в будущем не избежать социальных конфликтов. Речь в данном случае идет о внутренней безопасности нашего государства. Когда внутри общества нестабильно, небезопасно, это общество не имеет никакой перспективы. Будем в этом вопросе честными.
Сегодня мы должны поступить точно так же, как в начале двадцатого века, в тысяча девятьсот двадцать третьем году, поступил Кемаль Ататюрк, принявший программу развития турецкой нации. И это в то время, когда даже самой турецкой нации, как таковой, не существовало. Тогда как сегодня Турция – это процветающая страна с семидесятимиллионным населением.
– Опубликованное недавно почти во всех ведущих казахских изданиях "Письмо –73", под которым стоят подписи многих видных представителей казахской интеллигенции, по-моему, показало вполне наглядно, к чему может привести игнорирование интересов казахской нации. Ведь казахи попросту заявили: "Мы считаем себя самодостаточным этносом в своей стране. И не хотим ни с кем объединяться ни в какую казахстанскую нацию. Мы не хотим участвовать в политических играх, идущих вразрез с нашими интересами".
Прозвучало, заметим, довольно громко. Впервые за многие годы казахская интеллигенция проявила себя реальной силой, к слову которой прислушиваются. Она показала, что может безо всякого труда, опираясь только на поддержку казахов, проигнорировать любую инициативу власти, саботировав ее. Так можно ли, спрашивается, такие вещи не замечать, не принимая их во внимание?
– Я всерьез полагаю, стоит только казахам увидеть, что власть идет им навстречу, что власть готова помочь казахам в решении их социальных проблем, как тут же многие вопросы снимутся сами собой. Отпадут. Это будет мощнейший стимул, способный придать новое ускорение развитию нашего общества, вернув ему столь необходимую социальную гармонию. И в таком случае можно будет надолго забыть о межнациональных конфликтах. Постепенно будут проистекать процессы, способствующие объединению представителей всех этносов, проживающих в Казахстане, в единый народ. Поскольку это и будет подлинным, не на словах, а на деле равенством всех этносов, проживающих в Казахстане перед Законом и Конституцией.
Вместе с тем я отнюдь не однозначно оцениваю "Письмо-"73". Ведь можно являться казахом, признавать свою этническую самобытность, болеть душой за судьбу казахов и в то же время считать себя казахстанцем, т. е. органической составляющей единого казахстанского народа.
В Европейском союзе, к примеру, по итогам социологических исследований 70% опрошенных идентифицируют себя немцами, французами, англичанами и т.д, но и одновременно – европейцами. Так кто же мешает тем, кто подписал "Письмо- 73" считать себя казахами и одновременно – казахстанцами?
Разве это не обогатит нашу совместную казахстанскую действительность? Этническая самобытность сохраняется и сберегается в казахстанском сообществе, именуемом президентом Нурсултаном Назарбаевым казахстанским народом и более того, казахстанской нацией. Единство наше тем и ценится, что сохраняет различия, сберегает национальное лицо каждого этноса, входящего в казахстанский народ. И казахи, как доминирующий этнос, призваны историей к ответственной миссии: стать интегрирующим центром, ядром, живой душой могучей и единой казахстанской нацией.
№ 49 (364) от 17.12.2007 Серик МАЛЕЕВ
|