О.Атахан: "Хиджаб - это признак греховности и отсталости мусульман" 02:56 28.12.2007
Интервью Day.Az с лидером Гуманистической Партии Азербайджана Октаем Атаханом.
- Октай муаллим, как Вы считаете, сколь велика вероятность принятия пункта 11.1.8 "Закона об образовании", в котором говорится: "Во всех образовательных учреждениях Азербайджанской Республики не допускается посещение в головных покрытиях (хиджабе, чадре и пр.) и в других религиозных одеждах учащимися, преподавателями и другими работниками"?
- Насчет вероятности мне трудно судить, так как зависит это, прежде всего, от воли и решительности лично президента и всех тех, кто его окружает, в том числе, депутатского корпуса. Но то, что принятие подобного пункта в законе об образовании - это единственно правильный и чрезвычайно необходимый шаг, представляется бесспорным.
Хиджаб, чадра и т.д. - все это очень действенные символы исламского клерикализма, используемые клерикалами, как очень сильное в своем агрессивном воздействии, и в то же время, хорошо завуалированное психологическое оружие исламской экспансионистской пропаганды, как против светскости общества и государства, так и против светской духовности и нравственности.
Я с удовольствием затронул бы здесь историю вопроса о зарождении в исламе культа покрытия головы и других частей тела женщинами. Но интересующимся я бы посоветовал обратиться к никем не превзойденному на протяжении последних двух веков философскому трактату гениального М.Ф.Ахундова "Три письма", в котором мыслитель достаточно открыто и убедительно раскрывает всю подноготную этого культа в исламе.
Здесь лишь хотелось бы отметить ту непреложную истину, что так же, как и все религиозные культы, культ хиджаба, чадры и т.д. в равной степени не имеет никакого отношения к Богу, который, если уж на то пошло, изначально и каждый раз в последующем создал и создает человека без одежды и вряд ли в связи с этим испытывает какие-то угрызения совести. Ибо для Бога совершенно не важно, одет человек или раздет, Бог оценивает каждого из нас совершенно по другим критериям.
Одежда имеет чисто прикладной характер, и в этом смысле она, будучи порождением человека, никому другому, кроме его самого, не интересна. Как бы человек ни кутался в какие-либо покрывала, для Бога он всегда открыт насквозь. Все телесное "срамное" является таковым только для самого человека, но никак не для Бога. И чем более это срамное является для человека срамным, тем более он отдален от Бога. Ибо на самом деле срамного нет ни в одном Божественном создании. Изначально человек создан Богом как идеально прекрасное, нравственное, духовное существо. Срамным человек делает сам себя. И от этого срама ему никуда не убежать и не спрятаться. Прикрывшись чадрой, можно только лишний раз пометить этот срам в себе и в окружающих тебя людях, но никак не изжить его ни из себя, ни из окружающих тебя людей.
Никакое покрывало не способно сделать человека ни прекрасным, ни нравственным, ни духовным. Ислам, вышедший из лона других монотеистических религий, которые, в свою очередь, вышли из лона языческих религий и верований, и сам испытавший немалое влияние существовавших вокруг языческих религий, культов и верований, во-первых, так же, как и язычники, фетишизировал внешнее одеяние, а во-вторых, привнес в ислам внешнюю атрибутику монашества, превратив всех женщин-мусульманок фактически как минимум по своему внешнему виду в монахинь. И это является таким же преступлением перед Богом, как и вообще культ монашества в различных религиях.
Кто-то может возразить, что хиджаб - это показатель набожности человека. Если это так, то почему мужчины-мусульмане не одевают хиджаб, почему мужчины могут ходить с непокрытыми головами и открытыми лицами, руками, а женщины нет. Ведь все они в равной степени создания Бога и перед Ним они все равны?
Во-вторых, даже если это показатель набожности человека, то в действительности набожность не должно фетишизировать. Фетишизация - это прямой признак язычества.
С другой стороны, набожность - это некое внутреннее, глубоко индивидуально и даже интимное чувство, которое надо держать в себе, а не афишировать и не кичиться этим, ибо тогда это уже не набожность, а игра в набожность.
В-третьих, если люди будут внимательны и прочтут 33 главу Корана, под названием "Аль-Ахзаб", то им станет понятно, что требование подобного покрывала для женщин-мусульманок имело вескую причину и достаточно ясную подоплеку, которая коренилась в греховности и безнравственности людей, и прежде всего, самих мусульман и мусульманок.
Подобный запрет на оголение лица, головы, рук, ног и других частей женского тела, представляющее собой до этого обычное явление среди мусульманок, прямо свидетельствует о том, что в исламе, так же как и во всех религиях, инструментом воздействия на духовное и нравственное состояние людей было не сознание этих самых людей, а культовые запреты, которые якобы способны в человеке изничтожить его безнравственность, бездуховность.
То есть, хиджаб - это априори, с одной стороны, признак греховности и отсталости мусульман, на которых, как, видимо, полагалось, невозможно воздействовать сознательно - культурой, нравственностью, духовностью, просвещением; а с другой стороны - прямое свидетельство неисправимости мусульман, на которых можно было воздействовать никак не через их сознание, а только запретительными методами - через их инстинкты.
Не знаю как для других, но лично для меня это крайне унизительно и оскорбительно. Человек - существо сознательное, и он должен научиться и уметь управлять своими чувствами, своими эмоциями, своими страстями.
Мы сегодня в светском Азербайджане каждый день на улице, в транспорте, на работе, в общественных местах встречаемся с сотнями и тысячами представительниц женского пола, которые ходят непокрытыми. И что же, лицезрение их лиц, оголенных рук, ног вызывает в нас похоть? Или быть может все эти женщины и девушки безнравственные и похотливые особы?
Да нет же, нет. Безусловно, не исключено, что кто-то из представительниц женского пола преднамеренно выставляет некоторые части своего тела напоказ, а кто-то из представителей мужского пола при виде самой невинной женской внешности впадает в похотливое буйство.
Возможно. Но, это только лишний раз свидетельствует, во-первых, о бескультурье, безнравственности и бездуховности таких людей, независимо от того, к какому полу они относятся; а во-вторых, о том, что именно полагая всех людей таковыми и возник в исламе и продолжает существовать культ покрывала. Разве это не унизительно и не оскорбительно для нормального, культурного, нравственного человека?
- Каковы положительные последствия принятия данного пункта в "Законе об образовании"?
- Принятием такого пункта государство лишний раз подтвердит свою светскость и свою решимость не отходить от этого своего качества в угоду клерикализму и не создавать благоприятных условий для возможной исламской революции и превращения Азербайджана в исламское государство.
Нельзя забывать о том, что во все времена самой активной частью общества была и есть молодежь и, прежде всего, учащаяся молодежь. Любые клерикальные поползновения в молодежной среде, а тем более, подталкивание молодежи в сторону клерикализма чреваты самыми непредсказуемыми последствиями.
- Насколько принятие данного пункта в "Законе об образовании" соответствует Конституции Азербайджана, в которой есть пункт о свободе вероисповедания?
- Азербайджан - светское государство, и его Конституция соответственно предполагает свободу вероисповедания, так же как свободу не исповедовать никакой веры или религии, более того, предполагает неприемлемость всякого давления со стороны какой-либо веры на граждан и общество в целом, навязывания им своих атрибутов, культов, а с их помощью и своих ценностей как более высших, а значит, более приемлемых, чем ценности светского государства. В конце концов, установись завтра в Азербайджане исламская власть, здесь не будет ни той самой Конституции, на которую вы ссылаетесь, и никакой другой, кроме как Корана, который и есть единственная для ислама конституция.
- Не приведет ли принятие данного пункта в "Законе об образовании" к росту недовольства среди мусульман Азербайджана, в частности, к акциям протеста в бакинских селах?
- Интересы нации и государства выше интересов той или иной группы населения или той или иной общины, не важно местной, религиозной, культурной, социальной и т.д.
Я, например, тоже недоволен тем, что религии, в том числе Ислам, до сих пор существуют и отравляют умы отсталых, несамостоятельных людей. Но я же не устраиваю никаких акций протеста. Я с уважением отношусь к праву каждого человека быть или не быть верующим, безбожником, то есть и в том и в другом случае оставаться вне осознания истинного Бога, который есть Абсолютное знание.
При всем своем неприятии, как религии, так и атеизма, я могу только надеяться, что когда-нибудь люди, все-таки отбросив всякую косность, отсталость, всякие ложные стереотипы и убеждения, обратят свои взоры к истинному Богу, осознают свою прежнюю отчужденность от Него, начнут, наконец-то, Его познавать и тем самым станут к Нему приближаться.
- Как известно, Азербайджан является членом Организации Исламская Конференция. Как другие члены ОИК воспримут принятие данного пункта в "Закон об образовании" в нашей стране?
- Во-первых, если уж откровенно говорить, идея и инициатива по созданию Организации Исламской Конференции вовсе не принадлежит, как это может показаться некоторым несведущим в мировой политике людям, самим мусульманам, и с самого своего зарождения, по большому счету, служит интересам глобальной мировой политике, а не исключительно интересам и целям самих мусульманских стран.
Членство в этой организации - это еще одна возможность для нашей страны участвовать в подобной глобальной мировой политике, но вовсе не условие для приятия на себя каких-либо обязательств по превращению своего государства из светского в клерикально-исламское. Во всяком случае, насколько мне известно, Азербайджан при вступлении в ОИК не брал на себя никаких подобных обязательств, и я думаю, что никогда не пойдет на то, чтобы в угоду этой организации хоть как-то поступиться своей светскостью или в чем-то ее ущемить.
У каждого государства есть свои интересы, своя внутренняя политика, и никто извне не вправе в нее вмешиваться. Так что, все, в том числе, члены ОИК, должны уважать наш выбор - светскость нашего государства и все те меры, которые направлены на ее укрепление.
В конце концов, если это понадобится, Азербайджан, как когда-то вошел в ОИК, точно так же в любой момент может из него выйти, и в этом нет и не должно быть для нас никаких проблемы. Наши национальные, государственные интересы превыше всего.
Матильда Форестье
|