С.Строкань: Антиамериканский футбол. 2007 год стал годом новых сражений за сферы влияния на постсоветском пространстве 01:04 04.01.2008
Резкое обострение политической борьбы в Грузии (на фото - митинг оппозиции перед зданием парламента в начале ноября 2007 года) только усилило зависимость Тбилиси от США
2007 год стал годом новых сражений за сферы влияния на постсоветском пространстве. Возросшая экономическая и геополитическая мощь России сделала эту борьбу самой упорной за весь период после распада СССР.
Оказав серьезное сопротивление проникновению США на постсоветское пространство, Москва все же не смогла переиграть Вашингтон ни в одной из республик. Старые элиты стран СНГ предпочитают лавировать между Москвой и Западом, а политики новой волны и вовсе не считают российскую модель образцом для подражания.
"Для нас пространство СНГ не шахматная доска, на которой разыгрываются геополитические игры",- предупредил российский президент Владимир Путин на встрече с аккредитованными в Москве иностранными послами незадолго до Нового года. Шахматная метафора, которую более десяти лет назад ввел в оборот известный американский советолог Збигнев Бжезинский, прозвучала из уст российского президента не случайно. Если в конце прошлого века рассуждения о борьбе великих держав за сферы влияния на постсоветском пространстве казались чем-то умозрительным, то сегодня это уже повседневная реальность, определяющая погоду в отношениях России и Запада. При этом вчерашняя шахматная доска сегодня скорее напоминает футбольное поле, где не только забивают голы, но и бранятся, толкаются, а то и бьют противника по ногам.
Грузия Рвущаяся на Запад Грузия в этом году предприняла новые энергические усилия, чтобы стать "закавказской Бушландией". Появившиеся в начале года после возвращения в Тбилиси отозванного Москвой посла РФ в Грузии Вячеслава Коваленко робкие надежды на оттепель в российско-грузинских отношениях не оправдались. Уже в марте грузинский парламент единогласно проголосовал за членство страны в НАТО. "Для грузинского народа приоритетом является НАТО. С этой организацией связаны надежды на восстановление территориальной целостности Грузии и защиту ее суверенитета. Эта организация является единственным гарантом стабильности и мира в регионе",- определила смысл принятой законодателями декларации и "Меморандума парламентских фракций и политических партий о вступлении Грузии в НАТО" спикер парламента Нино Бурджанадзе.
Хотя задачу вступления в НАТО Грузия декларировала давно, только в этом году эта цель была оформлена в виде официального документа, поддержанного грузинским политическим классом. При этом, несмотря на сохраняющиеся серьезные препятствия для вступления в альянс (главное из них - неурегулированные внутренние конфликты в Абхазии и Южной Осетии), грузинское руководство рассчитывает уложиться в два-три года. Курс на форсированное подключение Грузии к НАТО активно поддерживают США. Тбилиси тоже не остается в долгу. В Грузии положительно оценили обнародованные в этом году планы США разместить элементы своей системы противоракетной обороны (ПРО) на Кавказе. Соединенные Штаты считают, что именно Грузия должна стать первым среди стран СНГ членом НАТО и по экономическим причинам. Через территорию Грузии проходит открытый в прошлом году нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Западу, который стал главным спонсором проекта, нужны твердые гарантии его безопасности, а дать их может приход в регион НАТО.
Резкое обострение внутриполитической борьбы в Грузии в конце минувшего года не только не дало Москве новых шансов изменить прежний антироссийский курс президента Саакашвили, но даже усилило зависимость Тбилиси от США. На роль главных арбитров в споре властей и оппозиции были приглашены американские дипломаты. Внешнеполитическую ориентацию Грузии при любом раскладе не изменят и намеченные на январь 2008 года новые президентские выборы. Не только Михаил Саакашвили, но и все оппозиционные кандидаты в президенты стремятся максимально дистанцироваться от Москвы и подтвердить евроатлантический выбор Грузии. Таким образом, в игре на грузинском поле Москва проиграла Вашингтону 1:0.
Азербайджан В отличие от Грузии соседний Азербайджан дистанцируется от Москвы тихо, без скандалов. Президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что не допустит превращения республики в арену столкновения мировых держав. Внешне все обстоит именно так. Предпринятая Москвой в этом году попытка договориться с Вашингтоном по ПРО опиралась на идею возможного совместного использования Россией и США находящейся на территории Азербайджана Габалинской радиолокационной станции. (Россия арендует ее у Азербайджана за символическую плату $7 млн в год по договору, срок действия которого истекает в 2012 году.)
Однако равноудаленность Баку от Москвы и Вашингтона - кажущаяся. В июне прошлого года в азербайджанской столице прошел саммит стран-членов Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), объединяющей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. Саммит ГУАМ в Баку стал самым представительным за всю историю этой организации. Помимо руководителей ГУАМ в нем приняли участие президенты Польши, Румынии и Литвы. Единственной ложкой дегтя для организаторов стало неожиданное отсутствие в Баку президента Молдавии Владимира Воронина, в минувшем году начавшего осторожное сближение с Москвой для устранения прозападного крена в политике Кишинева.
В присутствии заместителя помощника госсекретаря США Дэвида Крамера (США являются наблюдателем в ГУАМ) на форуме обсуждалось не только сотрудничество в экономической, энергетической и транспортной сферах, но и военные связи. Речь шла о создании в будущем внутри ГУАМ собственных миротворческих сил, способных заменить российских миротворцев в таких регионах, как Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия.
А в конце года первый вице-премьер Азербайджана Ягуб Эюбов сообщил, что Азербайджан "успешно интегрируется в североатлантические структуры и стремится стать членом НАТО". "Мы намерены вступить в альянс, и у нас есть программа в этом направлении - план действий индивидуального партнерства",- отметил Ягуб Эюбов. К этому следует добавить, что вслед за Грузией, обвиняющей Москву в вооружении Абхазии, с аналогичными претензиями по поводу Нагорного Карабаха выступил Азербайджан. Минобороны страны заявило, что часть военного имущества РФ, вывезенного из Грузии в Армению, якобы осела на территории Нагорно-Карабахской Республики. По словам азербайджанских представителей, с учетом того, что Азербайджан и Армения находятся в состоянии войны, подобные действия России повышают риск начала военных действий и препятствуют урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Все это вынуждает сделать вывод о том, что и на азербайджанском поле Москва проиграла Вашингтону 1:0.
Украина Игра Москвы и Вашингтона на украинском поле шла с переменным успехом и не стала игрой в одни ворота. К началу года российской стороне, казалось бы, удалось перехватить стратегическую инициативу в стране "оранжевой революции". Во многом это было связано с усилением позиций слывущего пророссийским премьера Виктора Януковича и формированием в верховной раде правящей коалиции во главе с Партией регионов, выступающей против членства Украины в НАТО. Знаковым событием стала отставка активно не любимого Москвой главы украинского МИДа Бориса Тарасюка, которого президенту Ющенко пришлось принести в жертву под мощным давлением премьера Януковича. После этого минобороны Украины категорически опровергло факт ведения каких-либо переговоров с США о сотрудничестве в области ПРО. После отставки Бориса Тарасюка в Киеве заговорили о том, что украинская внешняя политика начнет поворот в сторону России, и, таким образом, хотя от сотрудничества с НАТО никто не откажется, о вступлении Украины в ряды альянса больше упоминать не будут.
В этой ситуации находившаяся до внеочередных сентябрьских выборов в оппозиции лидер БЮТ Юлия Тимошенко отправилась с конфиденциальной поездкой в Вашингтон, кульминацией которой стала встреча ее с вице-президентом США Ричардом Чейни. Целью визита стала попытка внушить американскому руководству, "что суверенитет Украины и ее надежды на улучшение отношений с США и Западом будут поставлены под угрозу, если правительство промосковского премьер-министра Януковича прослужит свой полный срок до 2011 года". При этом "оранжевая принцесса" заявила, что выходом из ситуации должно стать изменение конституции и досрочные парламентские выборы. Призвав США поддержать демократию на Украине, Юлия Тимошенко пообещала добиваться интеграции страны в НАТО.
В итоге досрочные парламентские выборы состоялись, причем по их итогам была сформирована новая "оранжевая коалиция", а правительство Виктора Януковича было вынуждено уйти в отставку. Однако, утратив к концу года инициативу, Москва в то же время не может считать себя и проигравшей. "Оранжевая коалиция" остается слишком шаткой, при этом в системе сдержек и противовесов украинской власти установился примерный паритет условно пророссийских и прозападных фигур. Это означает, что украинская игра Москвы и Вашингтона в минувшем году завершилась вничью - 1:1.
Киргизия Помимо Грузии и Украины принципиальное значение также имел поединок России и США еще в одной стране "бархатной революции" - Киргизии, имеющей стратегическое значение в Центральной Азии. Здесь, как и на украинском поле, игра для каждой из сторон шла с переменным успехом. Ушедший в отставку и ставший лидером оппозиции экс-премьер Феликс Кулов выступил с инициативой создания межгосударственного союза Киргизской Республики и Российской Федерации на принципах конфедерации. Нельзя не заметить, что статус оппозиционера не помешал Феликсу Кулову побывать в Москве и встретиться с первым вице-премьером Сергеем Ивановым. Однако инициатива господина Кулова не нашла у киргизской элиты и в обществе единодушной поддержки. Мнения относительно конфедерации с Россией разделились. Противники конфедерации усмотрели в ней угрозу ограничения независимости Киргизии и высказались против "политических интриг внешних сил" и "попыток торговать суверенитетом".
На фоне неудачи идеи российско-киргизского единения окончились ничем и предпринимавшиеся Москвой в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) попытки убрать базу американских ВВС из киргизского аэропорта Манас. Прибывший с визитом в Бишкек в июне министр обороны США Роберт Гейтс сумел погасить наступление противников базы (напомним, что сразу пять комитетов киргизского парламента высказались за денонсацию соглашения о размещении в Манасе авиабазы антитеррористической коалиции во главе с США). Выступая по итогам встречи с Робертом Гейтсом, киргизский президент Курманбек Бакиев подчеркнул, что Бишкек твердо придерживается принятых на себя обязательств.
Российская сторона так и не дождалась от киргизских властей выполнения декларации глав государств-членов ШОС от 5 июля 2005 года, по которой Киргизия должна официально призвать власти США к скорейшему выводу воинского контингента со своей территории. На состоявшемся в Бишкеке в августе очередном саммите этой организации киргизские власти воздержались как от антиамериканской риторики, так и от решений, способных испортить отношения с Вашингтоном. Это означает, что киргизская игра Москвы и Вашингтона, как и украинская, в минувшем году завершилась вничью - 1:1.
Туркмения
Смена власти в Туркмении вызвала мощный всплеск интереса к этой среднеазиатской республике, по запасам газа занимающей третье место среди государств бывшего СССР и 12-е в мире. Яблоком раздора между Москвой и Вашингтоном стал вопрос о доступе к туркменскому газу и маршрутам его транспортировки. Несмотря на то что главным партнером туркменской стороны является российский "Газпром", администрация Буша попыталась извлечь максимум дивидендов из прихода к власти в Ашхабаде нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова. После смерти Сапармурата Ниязова США резко активизировали свою дипломатическую активность в Туркмении (до 2007 года власти США почти не имели контактов с руководством страны в связи с культом личности Туркменбаши). А в сентябре президент Бердымухаммедов нанес визит в Вашингтон, который расценили как новый поворот в американо-туркменских отношениях.
В течение всего года США лоббировали идею проекта Транскаспийского трубопровода, который бы позволил Туркмении экспортировать газ в Европу в обход России, Узбекистана и Казахстана через Азербайджан, Грузию и Турцию. В свою очередь, Россия и Казахстан продвигали альтернативную концепцию Прикаспийского трубопровода, идущего по их территории и способного расширить экспорт туркменского газа в Европу через структуры "Газпрома".
Поначалу казалось, что проект Прикаспийского трубопровода, который Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсуждали с президентом Бердымухаммедовым, уверенно побеждает. Однако в конце года вместо обсуждения соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода, который Россия, Туркмения и Казахстан собирались подписать еще 1 сентября 2007 года, президент Бердымухаммедов неожиданно заявил "Газпрому" о резком повышении в 2008 году цен на закупаемый российскими структурами туркменский газ. Как пояснил глава "Газпрома" Алексей Миллер, туркменские коллеги проинформировали российскую сторону о состоявшихся в последние месяцы международных контактах, в ходе которых представители администрации США убедили Ашхабад, что цена туркменского газа по действующим экспортным контрактам является очень низкой на фоне конъюнктуры цен на газ в Европе и может быть выше.
До конца года окончательной ясности в вопросе о судьбе Прикаспийского трубопровода и конкурирующего с ним Транскаспийского трубопровода так и не наступило. Президент Бердымухаммедов продолжал лавировать между Россией и Западом, в результате игра Москвы и Вашингтона на туркменском поле завершилась вничью - 1:1.
ШОС и ОДКБ Наибольших результатов в противостоянии растущему влиянию США на постсоветском пространстве Москве удалось добиться в рамках двух региональных организаций - Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) и ШОС. В минувшем году на саммите в Душанбе был подписан протокол о взаимодействии двух этих организаций, который закладывает основы крупного военно-политического блока. По замыслу инициаторов сближения ОДКБ и ШОС его целью должно стать создание аналога евразийского НАТО на пространстве от Белоруссии до Китая, но с неформальным центром в Москве, что в перспективе могло бы стать противовесом Североатлантическому альянсу. Символично, что состав этих двух структур почти совпадает (в ОДКБ помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, в то время как в ШОС из вышеупомянутых республик не входят Армения и Белоруссия).
Таким образом, две военно-политические структуры, которые Москва рассматривает как инструменты укрепления своего влияния на постсоветском пространстве, впервые установили официальные отношения. На Западе Москву и Пекин в связи с этим обвинили в попытках создать из бывших советских республик своего рода "антиНАТО".
Впрочем, предпринятые Москвой в минувшем году попытки выстроить жесткую структуру постсоветского пространства, превратив его в своего рода Путистан, могут в итоге возыметь не тот эффект, на который рассчитывают в Кремле. Во-первых, каждая из входящих в ОДКБ и ШОС республик в той или иной мере заинтересована в том, чтобы не испортить свои и без того непростые отношения с Западом и США. Во-вторых, Вашингтон сохраняет возможности для контригры в каждой из республик, элиты которых не только не хотят выглядеть "клиентами" патронирующей им Москвы, но и явно или завуалировано ищут образцы подражания на Западе. В связи с чем идея Бушландии может оказаться для них привлекательнее идеи Путистана. Так что пока Москва ведет с минимальным счетом 1:0, но матч не закончился.
Прибалтика Наиболее явными и последовательными проводниками идеи Бушландии как противовеса Путистану на постсоветском пространстве стали бывшие прибалтийские республики СССР - Эстония, Литва и Латвия. Используя свое членство в Евросоюзе, "новые европейцы" предприняли максимум усилий, чтобы насолить Москве на всех фронтах. В частности, они выступили активными противниками проекта Nord Stream (Северо-Европейского газопровода), являющегося детищем российского "Газпрома" и немецких BASF и E.ON Energie. В качестве одной из альтернатив Nord Stream в прибалтийских государствах называют проект строительства газопровода Amber ("Янтарь"), который мог бы пройти по территории Литвы, Латвии и Польши.
Самыми проблемными в минувшем году оказались отношения Москвы и Таллина. В связи с разразившимся весной беспрецедентным в истории постсоветского пространства скандалом вокруг переноса Бронзового солдата в эстонской столице эти отношения достигли низшей точки за полтора десятилетия после распада СССР. При этом эстонские власти стремились всячески интернационализировать конфликт с Москвой, апеллируя к общеевропейской солидарности в рамках ЕС. Пользуясь тем, что у Москвы нет мощных рычагов давления на Таллин, кроме дипломатии, эстонские власти фактически прибегли к шантажу Москвы. Они отказали России в возможности проведения в своей экономической морской зоне исследовательских работ, необходимых для реализации проекта Nord Stream. В итоге, фактически увязав возможность компромисса по этому вопросу с прекращением давления со стороны Москвы, эстонские власти сумели серьезно осложнить реализацию стратегически важного для России проекта. В Прибалтике счет 1:0 в пользу Вашингтона, активно поддержавшего "новых европейцев" в конфликте с Россией.
СЕРГЕЙ СТРОКАНЬ № 1 от 14.01.2008
|