Таразская школьница К.Кривоногова пишет научные работы о наскальном искусстве древних кочевников... 01:23 11.01.2008
О чем говорит скала
Таразская школьница Ксения Кривоногова, автор научного исследования о наскальном искусстве древних кочевников, ищет специалистов по археологии и краеведению. На недавнем конкурсе научных проектов, где ее определили в секцию истории вместо секции краеведения, девочка завоевала четвертое место.
Впрочем, как раз это меньше всего заботит соискателя и ее научного руководителя, учителя истории средней школы NN 42 Любовь Исатаеву. Огорчает другое. - В нашем городе нет специалистов, которые могли бы дать исследованию компетентную оценку, согласиться или, напротив, опровергнуть наше мнение о том, что места скопления петроглифов, описанных нами, следует отнести к заповедной территории, охраняемой государством, - говорит Любовь Жантаевна. :Разгадывать сюжеты наскальных рисунков Ксения начала в одном из походов. Маршрут, которым вела своих питомцев Любовь Жантаевна, как раз пролегал через местность Ботамойнак под Таразом. - Я проштудировала источники по этой теме, имеющиеся в местных библиотеках, - рассказывает Ксения. - Информацию именно о здешних петроглифах я нашла только в книге "Великий шелковый путь и Тараз" Карла Байпакова и Кузембая Байбосынова. Хотелось узнать больше, ведь эти рисунки повествуют о жизни древних кочевников и земледельцев. Склоны здешних гор и стали лабораторией для изысканий. Школьница вновь и вновь возвращалась сюда со своим наставником - производить замеры и фотосъемку петроглифов, подсчитывать рисунки в местах скопления и описывать их. Насчитали примерно пятьсот рисунков. Классифицировали и описали, как того требуют научные методики. Выверять данные приходилось по нескольку раз. - К сожалению, время не щадит петроглифы, - говорит Любовь Исатаева. - Горные массивы нашей области относятся к числу старых гор. Под воздействием ветра, дождей, снегов они постепенно разрушаются, и на некоторых камнях с рисунками появляются трещины. Разрушению содействуют и туристы. Местность Ботамойнак расположена недалеко от города и стала популярной для "любителей природы", площадкой для экскурсий туристических фирм. После таких набегов в ущельях остаются горы мусора, а рядом с петроглифами - следы вандализма типа "здесь был Вася". В том, что неконтролируемый поток туристов, их варварское отношение к природе - серьезная угроза существованию наскальных памятников, педагог и автор работы пытались убедить специалистов дирекции по охране и восстановлению историко-культурных памятников Жамбылской области. - К сожалению, подозрение, что эти памятники истории не охраняются государством, подтвердилось. Петроглифы Ботамойнака не внесены в Свод памятников истории и культуры РК по Жамбылской области, изданный в Алматы в 2002 году, - сообщила Исатаева о результатах собеседования с представителями дирекции. - Наши доводы их не убеждают. Говорят, оставьте научную работу - ознакомимся и решим, что с ней делать. Исследователи не рискнули последовать этому совету. Компетентные специалисты, по их мнению, должны бы понимать, что добытые сведения дополняют одну из малоизученных и актуальных проблем отечественной истории - наскальные рисунки эпохи бронзы. - Первая группа петроглифов на перевале Ботамойнак сгруппирована на отдельных отвесных камнях, сложенных из алевролитово-песчаниковых сланцев, - делится данными Ксения. - Вторая группа, представленная групповыми сюжетами, - в середине ущелья Карасай на южном горном склоне. И, наконец, третья группа расположена вдоль ущелья Камысай, по дну которого в весеннее время протекает ручей. Сюжеты и отдельные гравировки здешних петроглифов во многом похожи на изображения в ущелье Карасай. Это фигуры козлов, лошадей, быков, собак. Характерны рисунки с изображениями горных козлов - теке, быков, сцен охоты. По содержанию можно судить о быте древних обитателей этих мест - скотоводов и охотников. Есть в работе и описание культовых изображений в ущелье Камысай, символизирующих плодородие и умножение рода: беременной женщины и двух антропоморфных фигур в профиль, соединенных руками. Компьютерная обработка снимков выявила наложения. Часть наскальных изображений всех трех групп перекрыта более поздними выбивками, выполненными в подражание или по контуру более древних изображений. Почему же именно в трех названных местах оказалось больше всего камней, испещренных рисунками? У Любови Исатаевой есть предположение, что это место выбрано не случайно. - Здесь высокие, но вместе с тем пологие горы, защищенные от западного горного ветра, имеющие вид на широкую Таласскую долину, создают ощущение природного храма, - говорит она. - Недалеко находятся родники, бьющие из-под скалы, - явление редкое на южных склонах в данной местности, но определившее место святилища. Рядом со святилищем у подножия гор расположен могильник эпохи бронзы, а ближе к поселку Акбулым тянутся цепочки курганов. Между тем разгадать послания древних становится все труднее: со многих камней отпал патинный загарный слой, так называемая природная лакировка. К сожалению, помимо естественного процесса разрушения, сказывается результат хозяйственной деятельности местных жителей - в Ботамойнаке пасутся отары овец. - В этой местности не проводилось никаких реставрационных работ и в ближайшее время не планируется, - подытоживает Ксения. - А район доступен для массовых посещений. Святилище Ботамойнак, возможно, не имеет особой ценности, однако о сохранности наскальных рисунков нужно позаботиться уже сегодня. Изучив их комплексно, ученые могли бы расширить наше представление о различных сторонах жизни древних. Сейчас под руководством Любови Жантаевны Ксения и другие ученики готовят презентацию творческой работы и программу виртуального путешествия. И продолжают ходить по различным инстанциям, чтобы убедить в необходимости юридической и физической охраны петроглифов как памятников истории. Ведь в цивилизованных странах, в той же Прибалтике к примеру, такой опыт уже есть, и его использование позволяет извлечь солидные дивиденды из прогулок туристов вдоль скал с петроглифами.
№ 241 (16389) от 11.01.2008 Гульжан АСАНОВА, Тараз
|