Обладает ли финансовая система Казахстана необходимым запасом прочности? – мнение экспертов 00:44 15.01.2008
Финансовые проблемы, постигшие нас в конце прошлого года, последовавший затем скачок цен на продукты, превышение среднегодовых показателей инфляции - есть не что иное, как признаки все возрастающей зависимости от глобальной финансовой нестабильности, вызванной кредитным кризисом в США. Финансовая "лихорадка" августа прошлого года, прошедшая на фоне проблем ипотечного кредитования в США, явилась своеобразным стресс-тестом, испытавшим прочность нашей финансовой системы.
Сегодня стабильность финансового рынка нужна как никогда – ибо на карту поставлены все результаты развития страны за последнее десятилетие. Поэтому неслучайно именно этой теме посвящено было первое заседание Правительства РК и принятое на нем заявление.
В заявлении говорится, что Правительством совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) подготовлен план действий государственных органов и банковского сектора, направленный на устранение негативного воздействия внешних факторов. Также разработаны меры, направленные на усиление конкурентоспособности казахстанской экономики и проведение структурных реформ.
Насколько эффективны будут меры, намеченные на текущий год, и сможет ли финансовая система добиться стабильности, предсказуемости а, главное, прогнозируемости? Эти и другие вопросы прочности внутреннего финансового рынка страны сегодня стоят в центре внимания многих наших ведущих аналитиков и экспертов.
По мнению ведущего эксперта центра экономических исследований Мурата Сакенова, важно преодолеть негативные ассоциации, связанные со снижением международных резервов Национального банка РК. Продажа валюты на внутреннем рынке, операции по обслуживанию внешнего долга, снижение остатков на корреспондентских счетах банков второго уровня в иностранной валюте привели к снижению чистых валютных запасов в декабре 2007 года на 818,8 млн. долларов. Международные резервы Нацбанка в конце декабря прошлого года в текущих ценах составили 17 389,5 млн. долларов США.
Другая важная задача заключается в сдерживании инфляции и сопутствующей ей социальной напряженности. "Скорее всего, в ближайшие два года темпы инфляции останутся на уровне не ниже 8-9%. В этой связи серьезное снижение процентных ставок вряд ли возможно. Кроме того, текущий дефицит ресурсов и повышенные риски толкают ставки вверх, что в свою очередь скажется на замедлении темпов экономического роста. С другой стороны, сложившийся уровень инфляции будет поддерживать относительно благоприятный фон для развития банковского бизнеса", - считает эксперт.
Что касается курса тенге, то, по мнению М. Сакенова, спекулятивная атака с целью его девальвации при текущих финансовых запасах страны затруднительна, большая опасность лежит в росте импорта и уменьшении активного сальдо, происходящего по мере укрепления курса. Для экспортеров наиболее опасным является укрепление курса тенге, снижающее их рентабельность. Однако укрепление курса тенге с лихвой компенсирует благоприятная конъюнктура, связанная с колеблющимися, но, достаточно, стабильно высокими ценами на нефть.
Другая проблема – зависимость от внешних займов. Известно, что некоторые наши банки имеют до 30 % пассивов, сформированных за счет валютных заимствований за рубежом, отмечает ведущий специалист фонда финансового анализа и инновационных технологий Ербулат Тайшиев.
По его мнению, рост иностранных заимствований на протяжении последнего времени являлся одним из ключевых факторов развития казахстанской банковской системы. Сравнительно высокие рейтинги казахстанских банков, а также избыточная ликвидность, наблюдавшаяся на мировых рынках, позволили обеспечить внешнее финансирование роста объемов кредитования в среднем на 75% в год на протяжении последних трех лет.
"В целом к середине прошлого года величина привлеченных средств от нерезидентов возросла на 32,8%, составив около 5 трлн. тенге. В условиях, когда существенная доля фондирования банковской системы приходится на нерезидентов, критически важным фактором для казахстанской банковской системы является не повышение стоимости ресурсов на внутреннем рынке, а стабилизация на международных рынках капитала. Узость внутреннего рынка фондирования позволяет рассматривать его в основном лишь в качестве тактического инструмента поддержания ликвидности", - считает эксперт.
Рост иностранных заимствований казахстанских банков, несомненно, приводит к увеличению зависимости финансовой системы от конъюнктуры международных рынков. Это делает Казахстан более уязвимым в случае возникновения кризисных ситуаций на зарубежных финансовых рынках.
Данный факт делает необходимым еще раз оценить риски быстрой конвергенции казахстанского банковского сектора и мировых рынков капитала, а также тех последствий, возможность наступления которых диктуется неопределенностью дальнейшего развития мировых финансовых рынков.
Другим важным фактором риска отечественной финансовой системы является перегрев рынка недвижимости, отмечает заместитель директора научно-исследовательского центра инвестиционных проектов Индира Бекбулатова. По ее мнению, пока цены на нефть высоки, резкое снижение цен на недвижимость является маловероятным, на рынке жилой недвижимости по-прежнему имеется высокий спрос. Важно, чтобы не происходило дальнейшего спекулятивного роста цен на жилую и коммерческую недвижимость.
"И, безусловно, доминирующий фактор риска – снижение цены на нефть. Сегодня цена достаточно высокая – около 92 - 94 долларов США за баррель. Уровень финансовой стабильности, по всей видимости, более чувствителен к снижению цен, чем принято считать. Если в результате мировой рецессии цена опустится до 60 долларов за баррель, может обостриться проблема плохих долгов, снижения банковской ликвидности, параллельно с этим возможно падение фондового рынка и рынка недвижимости. Впрочем, вследствие наличия достаточно больших резервов в золотовалютном и стабилизационном фонде течение кризиса будет относительно мягким", - считает она.
В перспективе немаловажным фактором риска, по ее мнению, может стать рост активности казахстанских банков в странах СНГ. Лидеры трансграничной экспансии АО "Банк ТуранАлем" и АО "Казкоммерцбанк", а также ряд более мелких банков вкладывают деньги в соседние с Казахстаном страны. Если на российском рынке казахстанские банки не играют решающей роли, то степень их проникновения в банковский сектор Кыргызстана весьма существенен. Кроме того, банки выходят на рынки таких стран, как Таджикистан, Грузия, Украина и другие.
При этом риски иностранных заимствований смешиваются со страновыми рисками государств, в которые направляются инвестиции. С учетом продолжающейся трансформации постсоветских стран, наличия неопределенности и непредсказуемости их развития данные инвестиции нельзя назвать безрисковыми. Степень возможных убытков для банковской системы Казахстана в случае возникновения финансового кризиса или форс-мажорных ситуаций политического характера в данных странах в настоящее время не критична, однако, судя по темпам роста зарубежных вложений, она будет возрастать.
Несмотря на перечисленные риски, как внутреннего, так и внешнего характера, в целом, эксперты сходятся во мнении, что на сегодняшний день финансовая система Казахстана имеет достаточно серьезный запас прочности. К тому же, очевидно, что Правительство уделяет первостепенное значение стабильности финансового сектора страны. Недавнее совместное заявление Правительства, Национального банка и АФН лишнее тому подтверждение.
Серик Кожкенов 14.01.2008
|