А.Асроров: Январская рокировка. Кадровые перестановки в Узбекистане усиливают Рустама Азимова. Ч. 1 13:34 15.01.2008
Очередной срок на посту президента Ислам Каримов начал с перестановок в высших эшелонах власти. Первым заместителем премьер-министра стал Рустам Азимов, при этом сохранивший посты министра финансов и руководителя комплекса экономики и внешнеэкономических связей.
Отправлен в отставку вице-премьер Рустам Касымов, который совмещал данный пост с должностью министра высшего и среднего специального образования. Это место занял его бывший заместитель Азимжон Парпиев. Новым министром юстиции назначен бывший заместитель генерального прокурора Равшан Мухитдинов.
И последнее назначение. Новым руководителем сводного информационно-аналитического департамента аппарата Кабинета министров стал С. Бекенов, ранее занимавший пост заместителя министра финансов.
По версии некоторых информационных агентств, в Ташкенте всерьез обдумывали российский сценарий рокировки по типу "президент-премьер". Это означало, что в случае добровольной передачи власти от Каримова Азимову, нынешний узбекский президент может занять пост премьер-министра. Нельзя сказать, что предполагаемый сценарий развития событий полностью себя исчерпал.
Об этом говорит усиление позиций Рустама Азимова, получившего достаточный для контроля основных финансовых потоков в стране пост. Совмещая одновременно три должности, он стал фигурой даже более значимой, чем нынешний узбекский премьер Шавкат Мирзиеев.
Если в октябре 1917 года Владимир Ленин пытался в первую очередь захватить почту, телеграф и телефон, то Рустам Азимов в январе 2008 года сумел подмять под себя сводный информационно-аналитический департамент. Контроль над ним будет осуществляться через его бывшего заместителя по Минфину - С. Бекенова. Назначение последнего означает, что отныне все цифры будут проходить через схему "Бекенов-Азимов". Еще одно свидетельство того, что в нынешние времена информация играет решающую роль. В частности, перед решающим туром в борьбе за президентское кресло.
Что мешает назвать преемника
Конечно, сегодня довольно сложно говорить о шансах Рустама Азимова стать следующим президентом Узбекистана.
Во-первых, нынешний президент пока не собирается уходить в отставку. Хотя, с другой стороны, он не может не вникать в очевидные факты.
После скоропостижной смерти туркменского президента Сапармурада Ниязова Каримов нельзя не задуматься о преемственности власти в стране. Неплохой стратег Каримов не может не понимать ключевой истины: если он раньше времени назовет имя своего преемника, то у его внутренних недругов будет достаточно времени, чтобы испортить имидж избранника. Этим обстоятельством и объясняется его молчание по поводу преемника.
Во-вторых, Каримов слишком долгое время находится под мощным прессом. Это только на первый взгляд представляется, что сохранить власть в Узбекистане проще пареной репы. Ему приходится вести довольно сложную игру для сохранения баланса сил в стране. Так как система построена на подавлении инакомыслия в политике и экономике, силовые структуры Узбекистана обладают сильным аппаратом и разветвленной инфраструктурой. Нынешний российский президент Путин сумел создать внутри страны достаточно эффективную структуру, обеспечившую, сначала, победу на парламентских выборах, в скором времени, победу Дмитрия Медведева на президентских выборах в марте текущего года. Эффективность "Единой России" обеспечена не столько большинством в парламенте, сколько ключевыми постами партийных боссов в ключевых для России компаниях и государственных структурах. Но даже при наличии такой структуры, Путин вынужден периодически включать в игру все свое влияние и политический вес, как, например, в случае с прямой поддержкой "Единой России" на парламентских выборах. Каримов так и не смог создать подобную структуру в Узбекистане. При этом ни одна узбекская партия не обладает аналогичным административным ресурсом, каким обладает "Единая Россия".
В мышеловке
Нельзя не признать, что узбекский президент сейчас находится в своеобразной мышеловке. Со стороны узбекская политическая модель выглядит вполне предсказуемой и управляемой. Все наличествующие партии в стране чуть ли не переписывают свои программы друг у друга, а любые заявления партийных лидеров об оппозиционности к власти воспринимаются за границей с иронической ухмылкой. Однако это вовсе не означает, что в Узбекистане все просто и понятно.
Крамольные мысли о том, что будет после Каримова, уже посещают узбекский истеблишмент. Узбекский президент выстроил государственную машину, которая, в конце концов, перемелет и его самого. Единственный выход из сложившейся ситуации - подготовить себе преемника, способного обеспечить Каримову и семье безопасность, сохранить в общих чертах проводимый ныне политический курс.
Каримов не склонен доверять силовикам. Безусловно, он опирается на широко разветвленную сеть силовых структур. Что дает ему возможность своевременно выявлять наиболее проблемные точки страны и заранее предпринимать профилактические меры. Современный Узбекистан - это своего рода вотчина узбекских спецслужб, обладающих почти неограниченными правами и полномочиями.
Задача Каримова в том, чтобы не дать полный контроль над страной ни СНБ, ни прокуратуре, ни МВД. С ней он довольно успешно справляется в течение долгих лет. Правда, сегодня никто не может сказать точно, сколько еще времени страна будет находиться под контролем Каримова.
По большому счету у него связаны руки. Он сегодня не может, как Борис Ельцин в свое время назвать имя преемника и передать ему бразды правления. Преемник сможет обеспечить безопасность хозяина только в том случае, если сам будет в безопасности. Единственно возможный вариант - это если преемник с властными полномочиями получит одновременно контроль над силовиками. Вопрос, как это можно сделать технически, довольно сложный и непонятный. По сути, нужен человек, который бы устраивал всех силовиков. Есть другой вариант развития событий: нужно менять руководителей силовых структур.
Каримов новым назначением Азимова приоткрыл лишь часть сценария. А именно, по всей видимости, в скором времени нынешний узбекский премьер Мирзиеев уйдет в отставку. Или его "уйдут". В любом случае, позиции Азимова усиливаются, и шансы, что он станет преемником Каримова, увеличиваются. Но пойдет ли узбекский президент на кадровую перетряску силовых структур?
Это наиболее сложный вопрос сегодня.
Ирригаторы во власти
Довольно большим весом в окружении Каримова обладает экс-госсоветник по организационно-кадровой работе Тимур Алимов.
71-летний опытнейший кадровик в 1998 году походатайствовал перед Каримовым о назначении Рустама Азимова министром финансов. Трудно сказать, как бы сложилась судьба в то время 40-летнего Азимова, если бы его кандидатуру не поддержал Алимов. Вся его предыдущая биография вплоть до 1991 года никоим образом не была связана с крупномасштабной хозяйственной работой.
Перед поступлением на исторический факультет Ташкентского государственного университета Рустам Азимов работал короткое время наладчиком на заводе "Фотон". В вузе он активно занялся общественной работой, в результате чего сделал хорошую во времена СССР комсомольскую карьеру. В течение нескольких лет он возглавлял комсомольскую организацию ТашГУ.
Одновременно он поступил на заочное отделение ирригационного института. Впоследствии был экономистом совхоза, секретарем парткома, доцентом партшколы и только в 1991 году, сразу после развала СССР, впервые возглавил серьезное финансовое учреждение - Национальный банк внешнеэкономической деятельности (НБУ).
Понятно, что в НБУ Азимов попал вовсе не по профессиональным качествам, скорее, в силу большого опыта работы менеджером. Тогда служба на комсомольском и партийном фронтах приравнивалась как раз к опыту менеджерской работы.
Нынешний премьер, 50-летний Шавкат Мирзиеев на год старше Азимова. Он прошел почти ту же стезю, что и Азимов. Секретарь комсомольской организации, парторг и проректор Ташкентского института ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИМСХ). Кстати, 71-летний Тимур Алимов тоже выпускник ТИИМСХ.
Вполне может случиться, что ирригатор-заочник Азимов сменит ирригатора-очника Мирзиеева.
Продолжение следует 15.01.2008, Акрам Асроров , специально для Gazeta.kz
|