А.Мостфа: Сюрпризы межнациональных браков в Киргизии 01:49 16.01.2008
В мире такими брачными союзами уже давно никого не удивишь. Тем более, на самой интернациональной территории - в бывшем Советском Союзе. Все давно уже перемешались между собой, а в России так и вообще не найти ни одного чисто русского человека. Так говорят ученые-этнологи. И, тем не менее, сюрпризы бывают и здесь, особенно, с точки зрения юридической.
Если б молодость знала...
Примерно так рассуждает сейчас мать двадцатилетней Жанны, Юлия Романовна. Кому-то их история покажется смешной, а вот матери и дочери отнюдь не смешно. Юлия Романовна не зарегистрировала официально свой брак с гражданином Ирака. Это бы еще полбеды, жили они тогда в интернациональном СССР. Но находился Махмуд там полулегально, поскольку был коммунистом и фактически бежал из родной страны, объявленный там персоной нон-грата. На родине ему угрожала тюрьма, а возможно, и смерть. В Москве, куда Юлия приехала учиться, жилось ему вольготно, вот и расслабился коммунист малость. А зря.
Казусы начались с момента рождения дочери Жанны. Приехав в родную Киргизию, ее мать не учла, что родиться человек может когда угодно, а свидетельство о рождении терять нельзя: боком выйдет. Иначе не понадобилось бы ехать в Москву для встречи с мужем и обнаруживать постфактум пропажу документа. А затем срочно делать его в московском захудалом загсе, потому как иначе не выпускали обратно, в Бишкек. И стояло теперь там, что Жанна родилась в Первопрестольной.
Приключения без гражданства
Теперь Жанне двадцать лет, и много воды утекло с тех пор. Родители разошлись, как это часто бывает, и отец теперь гражданин Швеции. У него другая семья, другие дети. Да только из-за всех этих перипетий героической биографии папаши старшая дочь не может получить паспорт. Аргументация сотрудников паспортного стола железная: написано, что родилась в Москве, отец не гражданин Советского Союза, брак не зарегистрирован. По идее, отказ от отцовства и справка из роддома могли бы решить дело. Но Махмуд по каким-то причинам боится прислать официальный, нотариально заверенный отказ. Короче, тихий ужас.
Но и у Жанны аргументы неслабые: всю жизнь прожила в Кыргызстане, образование получила здесь же, работает опять-таки на родную республику, мать - гражданка КР. Противоборство продолжается уже не первый год. Дело сейчас направлено на рассмотрение в Конфликтную комиссию –– орган, занимающийся рассмотрением подобного рода дел.
–– В принципе, мне не сильно мешает тот факт, что я лицо без паспорта и без гражданства, –– усмехается Жанна. –– Я журналист-внештатник, я востребована в своих редакциях, меня на работе очень ценят. А вот выйти замуж официально я не могу. По закону, я должна бы получить карточку лица без гражданства, по которой я могу делать все, что угодно. Так мне не дают и ее! А в итоге, все смеются, –– согласна, смешно. Дылда вымахала, а паспорта - так и нет.
Брак и паспорт
Жанна уточняет также, что, получив такую карточку, она имеет право подать заявление в ЗАГС для регистрации брака с гражданином КР. А там уже автоматически девушка должна будет получить паспорт и гражданство, как положено, по мужу.
Но так гласит закон о гражданстве нашей республики. На деле все может обернуться дополнительной тягомотиной еще на неизвестный срок. Бюрократы есть везде, и, скорее всего, паспортистки хотят денег, и немалых, вот только молчат –– из ложной скромности. А чего стыдиться-то? Грабишь –– так в открытую, чем зазря нервы мотать. И Жанна все чаще тайком подумывает: а не воспользоваться ли своим правом получения российского гражданства? Даром, что ли, написали в свидетельстве о рождении, в графе "место рождения" –– Москва.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
По словам юриста ГУЛЬНАРЫ АЛИЕВОЙ, такие ситуации не редкость в нашей республике. Но, как правило, до таких крайностей, как Конфликтная комиссия, все же не доходит. Как правило, решается все деньгами или же покупкой нелегальных паспортов.
Анна Мостфа
|