С.Ежков: Дожили... Депутаты узбекского Парламента занимаются... сутенерством 13:49 21.01.2008
Время "бить по хвостам"?
Дозированная информация о коррупции и криминалитете во власти, интенсивно сливаемая узбекскими спецслужбами через подконтрольные Интернет издания практически сразу же после вступления в должность президента Узбекистана, наводит на мысль, что отнюдь не все так прекрасно в самом "процветающем, справедливом и стабильном" государстве.
Вдумаемся: депутат Законодательной палаты ранее занималась вербовкой проституток, высокопоставленные сотрудники МВД оказались казнокрадами, следователь Генеральной прокуратуры был наркоман…
Это только то, что стало известно за несколько дней января. Сколько еще тайн аналогичного ряда до поры хранят сейфы соответствующих структур, можно только предполагать.
Причем, тайн, непосредственно касающихся деятельности высших должностных лиц Узбекистана, по-прежнему возглавляющих министерства, ведомства, работающих в администрации главы государства, парламенте и правительстве.
К примеру, есть информация, что махинации с закупкой обмундирования и продовольствия осуществляли не только в системе МВД, но и в системе Министерства обороны. Да, по нашим сведениям, министр не имел отношения к этим аферам, но его подчиненные воровали по-крупному…
Воруют в Узбекистане практически все чиновники и практически сразу же после того, как их назначат на ту или иную должность в системе законодательной, исполнительной или судебной власти.
Воруют, поскольку именно для этого и идут во власть. Недавно глава одного из респектабельных зарубежных представительств рассказывал мне, что хотел купить в Ташкенте здание под офис своей компании, благо подходящих объектов в столице хоть отбавляй. Однако его энтузиазм угас после того, как чиновник Госкомимущества республики сообщил ему условия оформления подобной покупки – миллион (долларов, естественно) в чемодане и сколько положено в кассу…
О размерах личного благосостояния представителей всех ветвей власти в стране ходят легенды, и началось это не вчера и, конечно же, не сегодня. В Узбекистане судьи, прокуроры, милиционеры, сотрудники налогового и таможенного ведомств, при весьма скромной заработной плате, выплачиваемой им из бюджета, могут позволить себе, не боясь, строить многоэтажные дворцы, покупать дорогие иномарки, отправлять детей на учебу в Швейцарию, Германию, Великобританию или США.
Крайне прибыльной в Узбекистане стала сфера высшего образования. К примеру, ректор авторитетного экономического вуза настолько уверен в себе, что своим приказом увеличил на несколько сотен мест квоту на прием студентов по контракту, то есть, за деньги. Ему без разницы, что такого количества экономистов стране не требуется, ему важно успеть "заработать", пока не сняли, да так, чтобы хватило не только детям, но внукам, правнукам и всей многочисленной родне.
Похоже, коррупция в Узбекистане приобрела масштабы национального бедствия, именно поэтому посильное противостояние ей возведено в ранг национальной безопасности. Другое дело, что борьба с коррумпированной элитой, включая ту, что в силу возложенных на нее должностных обязанностей, сама должна стоять на страже закона, не столь безопасна и перспективна.
Коррупционеры давно корпоративно солидаризировались, поскольку понимают, что это единственный способ сохранить и себя и то, что успели награбить. Их представители во всех эшелонах власти, а потому они могущественны и, скорее всего, непобедимы.
Вряд ли смогут пойти до конца и те, кто сегодня инициирует уголовные дела в отношении скомпрометировавших себя государственных чиновников. Эти люди тоже работают в системе и вынуждены поступать по ее правилам. Сегодня они, по эмоциональному выражению Ислама Каримова, "бьют по хвостам", хотя и это, надо признать, тоже рискованно.
Не случайно факты о противозаконной деятельности депутата парламента, высокопоставленных сотрудников МВД, Генеральной прокуратуры предали гласности в Интернете, но не в газетах, более доступных рядовому гражданину страны.
Не случайно, поскольку довести эту информацию до каждого гражданина страны, значит, косвенно подвинуть граждан к выводу, что налицо всеобщее гниение аппарата управления государством. (Не потому ли в публикации о пятнадцати коррумпированных милиционерах есть только одна фамилия).
Бескомпромиссная борьба с коррупцией и информирование общества о фактах коррупции в условиях современного Узбекистана практически невозможны. При определенных обстоятельствах люди могут истолковать эти факты по-своему и пожелают принципиальных изменений во взаимоотношениях народа и власти, при которых власть станет не командиром, приказы которого не обсуждают, а проводником интересов населения Узбекистана.
А вот этого нынешняя правящая элита допустить пожелает вряд ли…
Сергей Ежков
19 января 2008
|