С.Чериков: Конец страусиной политики, или Русский мир возрождается? 11:30 26.01.2008
КОНЕЦ СТРАУСИНОЙ ПОЛИТИКЕ или РУССКИЙ МИР ВОЗРОЖДАЕТСЯ?
Буквально до последних лет мир все больше становился однополярным. В республиках СНГ преобладали прозападные и антирусские настроения. А в Центральной Азии наметились тенденции исламизации и тюркизации. Причем проявляются худшие черта ислама – религиозный фундаментализм отколовшихся от традиционного мусульманства реакционных течений и сект. Таких, как ваххабизм и "Хизб-ут Тахрир". Вновь проповедуются идеи пантюркизма под духовным и материальным вдохновительством Турции. В подобной ситуации Россия и славянское населения бывших союзных республик СССР растерялось и по сути до сих пор не знает, как себя вести и к чему стремиться.
В воздухе витал жизненный вопрос: "Как быть?". Не хватало целостной поведенческой концепции, опираясь на которую, русским можно было возродить дух и обозначить свое место в современном мироздании.
Понимаем, в самой России за эти годы шли и по сей день идут непростые и сложнейшие процессы самоидентификации русской нации. К счастью, в последние годы эти процессы ускорились и в большей мере вошли в благодатное русло благодаря серьезной, стратегически продуманной здоровой политике Владимира Путина и его соратников. И, думается, будут в таком же духе, и, возможно в новом, продиктованном мировыми тенденциями русле, будут продолжены его преемниками. Почему сие меня волнует? Как не раз мною подчеркнуто, это нужно нам, кыргызам (и не только кыргызам). Если хотим сохранить собственную цивилизацию, к примеру, как того желает часть национальной интеллигенции, по японскому сценарию: сохранить лицо нации, в то же время не впадая в этнократию и национализм, и не раствориться в безродном космополитизме. И не только. Как еще отечественные ультра-реформаторы твердят, надо бы кыргызам выходить в разряд развитых стран. Для чего, по их мнению, у нас есть чуть ли не все предпосылки. С этим конечно, переборщили, хотя идея заманчивая. Только к этому еще надо прийти. И ведь ежу ясно, что в одиночку этого не достичь. Никогда.
Разработанная под личным руководством президента В.Путина новая государственная идеология возрождения здорового русского духа и влияния в мире– тот материал и опора, благодатная почва, дающая живительные всходы. Мир становится свидетелем рождения русского Ренессанса в новых условиях. Сие можно сравнить разве что с началом освоения, новых земель, Мирового океана, славными делами русских путешественников и мореплавателей прошлых веков. Новая российская идеология может стать исходным пунктом безболезненного и созидательного приспособления русской нации к новым условиям безжалостного бытия. Остается ее воплотить и переложить в жизнь конкретного человека, славянина. В этом русле наметились, наконец, здоровые подвижки и у нас, в Центральной Азии. Проект "Россия и русские в Центральной Азии", разработанная Общественным фондом Александра Князева и Центральноазиатским институтом русской диаспоры имеет целью "извлечь из глубин памяти и души всего, что составляет саму суть всей истории и сегодняшнего русского присутствия в регионе". В нем во всей глубине раскрывается современное состояние и будущее русского мира в нашем стратегическом регионе, отдельно разработана стратегия противовостояния этнократизму на местах. Думается, для русской диаспоры в Кыргызстане очень важно самопознание особенностей и возможностей приспособления к современной действительности нового поколения наших русских, или как в России их называют – "киргизов".
Необходимо подчеркнуть, что вопрос сей волнует не только и не столько русских, славян и русскоязычный мир постсоветских стран. Русское и российское присутствие в нашем регионе необходим в первую очередь для сохранения нравственно-этических устоев самих титульных наций в плане их цивилизованного развития и рационального приобщения к разрушительным глобальным процессам. В этом смысле русская соборность, основательность, целеустремленность и порядочность живо откликается с такими естественными и ментальными для кыргызов понятиями семейственности, здоровой преемственности поколений, уважение к старшим, законной власти в стране и государственности вообще. Между тем, в Кыргызстане за годы суверенитета все на себе испытали, что такое западное пристутствие и агрессия панисламизма и пантюркизма. Падение нравов, расцвет порно- и сексбизнеса и как результат – конфликты и разлад в первичном очаге государства – семье, как это ни странно, вполне безболезненно и даже пока что бесконфликтно сочетаются со сверкающими куполами многочисленных мечетей, идеями тюркского братства вкупе с наглой экспансией некачественного турецкого бизнеса. И все это - на фоне нищеты и беспросветной жизни большинства населения, вопиющей неграмотности подрастающего поколения и полуграмотности кадров. Страна под дудочку этнической самоидентификации неумолимо катится в гибельное прошлое, из которого с таким трудом выкарабкалась в середине позапрошлого века с помощью той же России и русских. Разгулявшиеся за первые суверенные годы антирусские настроения и русофобия ничего созидательного и тем более, преспективного, кроме разрушительного отката от достигнутого, не принесли.
Современная турецкая экспансия в Центральной Азии, имеющая почти вековую историю, основана Мустафой Кемалем Ататюрком еще в двадцатые годы прошлого столетия. Едва придя к власти после свержения на своей родине одной из древнейших в мире феодальных монархий - необъятной султанской власти, Ататюрк первостепенной целью молодой республики объявил воссоединение, первоначально хотя бы на идейном уровне, тюркских народов на границах той же Османской империи и - еще шире. Нужно отметить, что потомки основателя современной Турции строго придерживаются его идей и вовсю стремятся их воплотить. Для чего сразу же после развала СССР бурно развили агрессивную дипломатию в направлении востока. Турецкий "Дранг нах остен!" пока что удается. Широчайшая сеть турецкого промышленного, строительного и аграрного бизнеса, и, самое главное – образовательная экспансия в Кыргызстане и ЦА сегодня – состоявшися факт. Последней турки возлагают особую надежду, поскольку в отличие от рафинированных европейцев и бездуховных американцев, на Востоке выше всего ценится именно идейное единство и духовная солидарность. В Центральной Азии к созданию именно такого единения призвана проложить тропу широкая сеть образовательных систем "Себат" ("Грамота"). В свое время истинной целью деятельности "Себата" заинтересовались спецслужбы ряда республик ЦА. Поскольку, уж совсем откровенно и средневековыми методами там стали насаждать турецкие нравы и обычаи. Однако, работа спецслужб на каком-то этапе дала сбой. Точнее, ее "прекратили" с помощью мощных дипломатических и экономических усилий с берегов Босфора. Сегодня "Себат" здравствует и развивается. Конечно, после того, наведенного несколько лет назад "шороха" со стороны органов нацбезопасности, турки стали осторожнее и в "Себате" перешли к более светским методам обучения. Но, нет предела восточному коварству, и никто точно не может предсказать, чем в будущем обернется турецкое образования для части молодежи региона.
Для развития пантюркизма в мире Турция сегодня использует все возможные каналы вплоть до религиозной общности тюркских народов. Оставляя при этом себе право собственного выбора в приобщении к развитому миру, точнее к Европе. Проще говоря, прослеживается скрытная идеология Анкары усилить собственное влияние и вес в мире, опираясь на возрождаемое тюркское братство в регионе, условно называемом "дугой нестабильности". Словом, политика "двойных стандартов".
В этой ситуации разработка новой русской идеологии в глобальном плане, а также если исходить из жестких требований ускоренных мировых процессов, конечно, немного опоздала. Поскольку после столь разрушительных изменений в мире не в пользу матушки-России, ей придется все начинать почти что с нуля. Негативов русского образа, русской политики за всю прошедшую эпоху колонизации национальных окраин хоть отбавляй. А прочно закрепившийся в сознании свердемократизированного окраинного постсовесткого индивида синдром русофобии намного усложняют дело. И немногие осознают, что усиление сего синдрома поддерживалось (и до сих пор поддерживается) специальными западными проектами и программами, на что были затрачены астрономические средства, начиная с горбачевской "перестройки" и "гласности". Шло чудовищное оболванивание этнических окраин, натравливание их на русских и все русское. В национальных республиках преобладало забвение миссионерской и просветительской роли, подвижничества русских, до сих пор по-настоящему неоцененных усилий России в сохранении самобытности и развитии многих этносов, входивших в ее состав. К примеру, в критической ситуации, сложившейся во владениях разрозненных кыргызских родов и племен конце 18-го и начале 19 века, благодаря дальновидным дипломатическим шагам мудрых предводителей, сумевших убедить соплеменников принять российское подданство, кыргызы избежали полного уничтожения и ассимиляции со стороны извечных врагов и соседей. О том, что дала советская власть моим сородичам, известно из ближайшей истории. Экономика, наука, образование и промышленность суверенного Кыргызстана до сих пор держится на русском и советском фундаменте. Сие – лишь частичка русской правды.
...Издание первого выпуска "Русский мир в Центральной Азии" в рамках книжной серии "Россия и русские в Центральной Азии" – своего рода новый фундамент под новые взаимоотношения современной Руси с остальным миром. На первый взгляд проект покажется занаученным и академическим. Но это – Концепция, то есть, первооснова для будущих практических шагов на местах. По сути каждый абзац проекта Центральноазиатского института русской диаспоры ждет квалифицированной и неравнодушной расшифровки в виде отдельных программ и мини-концепций. И носят они, как подчеркивают авторы, исключительно рекомендательный и консультативный характер. Долг местных российских сообществ и диаспор, научных центров и специалистов – переложить Концепцию на плоскость реального бытия и запросов русского населения региона.
Садырбек Чериков
25.01.2008
|