Р.Назаров: Национальные диаспоры в Туркменистане. Казахи. Часть 1 20:12 27.01.2008
"Туркменская нация - облюбованная Господом нация". С. А. Ниязов
В преамбуле Конституции Туркменистана сказано: "Мы, народ Туркменистана, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение; исходя из ответственности за настоящее и будущее отечества; выражая верность заветам предков жить в единстве, мире и согласии; имея целью охраны национальных ценностей и интересов, укрепление суверенитета туркменского народа (курсив наш - Р.Н.); гарантируя права и свободы каждого гражданина и стремясь обеспечить гражданский мир и национальное согласие, утвердить устои народовластия и правового государства, - принимаем настоящую Конституцию - Основной Закон Туркменистана" (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Преамбула). Т.е. важен только суверенитет туркменского народа, а остальные народы - не имеют никакого значения. В статье 8 Конституции отмечео: "Туркменистан предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым в своих странах за политические, национальные или религиозные убеждения". (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Ст. 8). Что такое национальные убеждения - сказать сложно, но по всей видимости в Туркменистане на это счет есть свое мнение. В статье 55 Конституции сказано: "Президентом может быть гражданин Туркменистана из числа туркмен (курсив наш - Р.Н.) не моложе сорока лет, проживающий в Туркменистане" (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Ст. 55). Иными словами, указаны 4 ценза. Если три из них общеприняты в мировой практике: ценз гражданства, возрастной ценз и ценз проживания, то этнический ценз (туркмен и только) - это явное местное ноу-хау. Хотя понятно, что узбек или русский, казах или татарин не имеют особых шансов стать президентом Туркменистана, тот факт, что это записано в Конституции уже говорит о многом. В основу государственного строительства туркменские власти изначально положили принцип построения этнического государства, разделив тем самым граждан Туркменистана по национальному признаку, положив начало дискриминации и сегрегации. Политика туркменских властей направлена на возвеличивание туркмен, как титульной (государствообразующей) нации, и, соответственно, принижение и ущемление прав представителей других национальностей, проживающих на территории страны. (Национальная идея в Туркменском преломлении // Азия и Африка сегодня. 1996. 10. С. 2 - 59). Учителей и учеников заставляют репетировать песни и стихи, посвященные Великому Сердару (Вождю), его священной Рухнама и другим нетленным творениям, и самым главным требованием является исполнение только на туркменском языке. Танцы также должны быть туркменскими, одежда, костюмы и прочие атрибуты - только туркменские. Детям с детства внушают, навязывают постулат о превосходстве туркменской нации над другими. Достаточно привести несколько выдержек из Рухнамы: "Знаешь ли ты, что первую телегу на земле смастерили туркмены? Туркменское колесо развернуло ход самой истории, дав ускорение развитию мировой науки". "Туркмены первыми стали выплавлять руду". "Историки древности отмечали, что лучшие ткани производятся в Мерве и Нусае". "После варварских набегов Чингисхана туркмены развернули колесо своей истории с Востока на Запад. Европа получает колоссальный приток в науке и производстве". "Туркмены потому великий народ, что сумели заставить и своих, и чужих историков признать свой возраст 5 тысяч лет". "Туркменский народ дал миру чистокровных скакунов, ковры, неповторимые украшения, самобытные наряды, чистую белую пшеницу, овец сарыджинской породы. А, вот еще что туркменскую собаку алабай, которой тоже 5000 лет". "Туркменское слово "эр" (мужчина) в мировых языках трансформировалось в "сэр", "хэр", "герр".Во время 67-ой сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (Женева, 2-19.08.2005 г.), члены Комитета, адресовали много нелицеприятных вопросов министру Р. Мередову. Вопросы касались закрытия узбекских и казахских школ, резкого сокращения обучения на русском языке, непризнания в стране дипломов других стран (обладатели которых, в основном, представители нацменьшинств), обязательной для всех учащихся школьной форме соответствующей туркменской национальной одежде и т.д. и т.п. Т.е. туркменской стороне была продемонстрирована явная обеспокоенность международной общественности национальной политикой, проводимой в Туркменистане. К сожалению, никаких выводов из вышеупомянутой сессии Комитета ООН, туркменские власти не сделали. Есть достаточно фактов свидетельствующих о продолжающихся ущемлениях прав национальных меньшинств в стране. По данным переписи 1995 г., нетуркменское население Туркменистана насчитывало 1036 тыс. чел., что составляло 23,4% от общей численности населения. 39% нетуркменского населения составляет узбекская диаспора, около 36% "европейцы" (из них около 80% русские), 8,5% казахи, по 3,5% белуджи и азербайджанцы и т.д. В то время как бытовой национализм в последние годы практически исчез, тысячи представителей этнических меньшинств стали сталкиваться с многочисленными проблемами, созданными действиями государственных органов. В большинстве случаев ограничение прав этнических меньшинств в Туркменистане вызвано не только злоупотреблениями отдельных чиновников, а является следствием общей национальной политики, санкционированной высшими органами государственной власти. Дискриминация, тяжелое материальное положение и отсутствие перспектив в государстве с практически мононациональным составом органов власти стимулирует быстрый рост эмиграционных настроений среди европейцев, казахов и представителей ряда других этнических групп. В настоящее время вследствие этнократической политики высшего государственного руководства Туркменистана нетуркменские этнические группы лишь в незначительной степени представлены в органах государственной власти. указанные диспропорции являются наглядной иллюстрацией того, что при решении кадровых вопросов органы государственной власти Туркменистана осуществляют дискриминационную политику в отношении нетуркменских этнических групп, причем "принадлежность к титульной нации доминирует над гражданским статусом. (Национальная политика России: история и современность". М., 1997. С.506). Национальные диаспоры в Туркменистане Казахи 1926 год - 9,5 тыс. чел. 1939 год - 61,4 тыс. чел.1959 год - 69,5 тыс. чел. 1970 год - 68,5 тыс. чел. 1979 год - 79,5 тыс. чел.1989 год - 87,8 тыс. чел. Казахи издавна проживали на территории Туркменистана. Численность их резко увеличилась в 30-е годы ХХ в. в связи с передачей части казахской территории Туркмении и с миграцией казахов во время коллективизации. В 1991 г. в Туркменистане проживало 90 тыс. этнических казахов. С 1991 по 2000 год 22 тыс. из них мигрировали в Казахстан. В связи с резким ухудшением экономического положения возможен рост числа переселенцев в Казахстан. Но у переселенцев из Туркменистана возникает много проблем при прохождении пограничных и таможенных процедур, обмене жилья и перегоне скота (по туркменскому законодательству его вывоз из республики запрещен). Согласно данным Агентства по миграции и демографии, на 1 января 2001 года в Казахстан из Туркмении прибыла 22,1 тысяча этнических казахов. (Е.Ю. Садовская. Миграция в Казахстане на рубеже XXI века: основные тенденции и перспективы. Алма-Ата, 2001, с. 108-124). С 2001 по 2007 гг. мигрировало из Туркменистана еще 38-40 тыс. казахов. Репрессивное законодательство о языке также гонит казахов из Туркменистана. Известие о том, что преподавание в средних школах Туркменистана будет вестись исключительно на туркменском языке, поставило казахстанскую диаспору перед выбором - уезжать или окончательно "отуркмениваться". Правительство приняло решение прекратить практику "двуязычных" школ (русско-туркменских, туркмено-узбекских, туркмено-казахских), которых и так осталось чуть более 20. В "двуязычных" школах наступление госязыка происходило постепенно, но напористо, а в вузах преподавание ведется только на туркменском, что ограничивает возможности иноязычных студентов. Хотя это является нарушением статьи 13 Конституции Туркменистана, где сказано: "Всем гражданам гарантируется право пользования родным языком". (Конституция Туркменистана. Ашхабад, 1992. Ст. 13). В "двуязычных" школах количество часов преподавания на национальных языках сокращается. Исключение составляют лишь турецкие школы, финансируемые правительством Турции, где основным языком преподавания является турецкий, но преподаются также английский и туркменский. Возмущение казахской диаспоры вызвало решение властей о ликвидации одной из последних школ, преподавание в которой велось на туркменском и казахском языках. Попытки родителей отстоять право учиться на родном языке не возымели действия. Им объяснили, что они должны "соблюдать и уважать законы своей страны". Казах, архитектор утверждает, что потерял работу из-за национальной принадлежности. А теперь и его дети не смогут обучаться на родном языке: "На мой взгляд, ситуация ухудшилась, ведь теперь мы лишены права обучать своих детей на родном языке, сохранять наше этническое своеобразие", - говорит он. "Если взрослые всегда найдут способ выжить, занимаясь сельским хозяйством или торговлей, то когда речь идет о судьбах наших детей, стоит задуматься, как жить дальше" (http://www.chrono-tm.org). Кроме того, всех без исключения школьников, независимо от национальной и религиозной принадлежности, обязали приходить в школу в туркменской национальной тюбетейке ("тахья"), а девочек - в платье с национальной вышивкой, и изучать "Рухнаму". В Туркменистане осталось менее 30 тыс. казахов, которые, как и туркмены, являются тюркским, мусульманским и - в прошлом - кочевым народом, но отличаются от туркмен языком, историей и традициями. Многие казахи по не согласны с тем, что их дети должны носить туркменскую тюбетейку, поскольку у казахов тоже есть национальные головные уборы. Продолжение следует.
25.01.2008.
|