КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 31.01.2008
20:40  Повстанцы-туареги Нигера объявили войну французской урановой компании "Арева"
19:56  Перуанский военный танкер взорвался и затонул, едва не утопив и американскую нефтеплатформу
19:38  "Правозащитный Альянс Узбекистана" пикетировал здание Генпрокуратуры в Ташкенте
16:17  Н.Харитонова: Каспийский узел и проблема энергобезопасности
15:48  РБК: Китай рубит окна в ЦентрАзию. Новые железные дороги увеличат приток в Поднебесную товаров и энергоносителей
15:14  Р.Назаров: Национальные диаспоры в Туркменистане. Часть 3. Азербайджанцы
15:10  Институт государства и права при президенте Туркмении возглавил Б. Захыров

15:04  "Несуществующий маршрут" в голове леди Ю. МИД Туркмении издевательски прокомментировал инициативу Ю.Тимошенко
14:52  Высший генералитет МВД Киргизии погорел на "крышевании" наркоторговли
14:46  ВВС: Сотни тысяч людей живут на вокзалах! Китай завалило снегом по самые уши
14:41  Многочисленные потомки Махатмы Ганди, в знак примирения между собой, развеяли над океаном прах великого предка
14:31  Близ Узгена (Киргизия) схвачен один из лидеров "Исламского движения Туркестана" Абдулхай Юлдашев
14:22  Los Angeles Times: "Иранский президент прославляет ядерные подвиги"
14:20  Казахстан открывает полноценное посольство в Грузии
13:51  А.Мамараимов: Киргизия. Власти пытаются реанимировать экономику, оппозиция – себя
13:49  А.Волосевич: Гимн национализму. За последние 17 лет в Ташкенте переименована половина улиц
13:45  Наш Капкарашка! Шымкентские краеведы установили, что кандидат в Президенты США Б.Обама рожден казашкой (фото)
13:19  Арматурагеддон. Изрядная часть алматинских небоскребов рухнет от минимального земле-толчка
12:58  В Бишкеке планируется ввести халал-сертификацию заведений общепита и продуктовых товаров
12:56  П.Синовец: Ядерные возможности Пакистана
12:50  Вышел в свет новый статсборник "Женщины и мужчины Узбекистана (2000-2005)"
12:34  Сапа Мекебаев: Ковыряние в носу - лучшее средство от грязи под ногтями
12:29  Пешие прогулки. Трест "Ташкентлифт" ликвидируют за ненадобностью
11:54  Историк Х.Пирумшоев заканчивает биографию Бободжона Гафурова и начинает "Дореволюционную историографию истории таджикского народа"
11:14  П.Искендеров: Атомный мехр. "Бушер" достроят осенью
11:04  А.Дубнов: Афганская игра. Спецслужбы США сорвали планы Великобритании
10:56  Омбудсмен Киргизии Бакир уулу вспомнил: деньги за японских заложников в 1999 году поделили экс-скретарь Совбеза и экс-министр Нацбезопасности
10:53  В.Богатырев: Самобытные куски киргизской элиты - институт "визирей" и "пророки" из других отечеств
10:39  Морис Дрюон: "Верный путь к демократии? А что это такое? Сталин был неплохим политиком"
10:32  К.Ромодановский: Нелегальная миграция - головная боль для СНГ
10:25  П.Караваев: Дружба барса с драконом. Рецепт эффективного казахстано-китайского сотрудничества
10:19  "Нет возврата к акаевщине". В Бишкеке объявили голодовку работники Национального телевидения
10:11  Ю.Рокс: Еще одна подводная труба. В ГУАМ вспомнили о проекте GUEU
10:07  "НГ": Лугар избавляет Баку и Астану от Джексона–Вэника
09:47  И.Асадуллаев: Принципы неограниченного обнажения и ислам
09:13  В.Панфилова: Туркмен учат считать до двадцати. Бердымухамедов установил телекоридор для населения
08:05  Манн подтвердил "высокую заинтересованность". США тянут руки к Ашхабаду
00:40  "Известия": Туркмения обесценила "газовые обещанки" Тимошенко Евросоюзу
00:28  О.Серова: Единый экономический ЕврАзЭС
00:24  Т.Синицына: Россия и Китай договорились о спасении общих рек
00:20  Н.Назарбаев: "Вы – поколение граждан, которое создаст Новый Казахстан в новом мире" (речь перед "болашаковцами")
00:15  Ю.Кобяков: Башкирские партизаны в Отечественной войне 1812 года (история)
00:05  "DW": С панели к стенке? Власти Таджикистана хотят сделать проституцию уголовно наказуемым деянием
00:04  Ю.Кудинов: На Кольском полуострове нашли прародину мировых цивилизаций - пирамиды в 9000 лет
00:00  Карзаю все равно капут. Немцы не хотят отправлять просимые НАТО подкрепления в Афган
Среда, 30.01.2008
23:04  В.Нурмухамедов: Ешь анансы, рябчиков жуй! Ташкентский экс-судья З.Исаев начинает искать врагов народа
19:25  Мэра Питера В.Матвиенко и муфтия Ж.Пончаева собирались убить в Курбан-байрам радикалы из джамаата
18:04  Киргизия открывает посольство в Южной Корее
17:38  Р.Ихсанов: Узбекистан-Туркменистан - отношения углубляются и расширяются
17:28  Р.Керимов: Растет площадь "мусорок" Каспия. Азербайджан превращает свой берег в зловонное болото
14:52  Казахстанцы "новой формации". Н.Назарбаев инициировал проект "Интеллектуальная нация - 2020"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
В.Богатырев: Самобытные куски киргизской элиты - институт "визирей" и "пророки" из других отечеств
10:53 31.01.2008

Валентин Богатырев, аналитик: В КР есть несколько специфических форм, через которые реализуется роль "элит" в принятии политических решений

Это - институт Семьи, институт "визирей", "пророки" из других отечеств, инициативное общественное действие и "публичный бунт "элит". Последний способ - малоэффективный.

Первым вопросом, на который надо ответить – это вопрос об элитах.

С моей точки зрения, в полном смысле слова, к национальным элитам можно отнести только те группы или отдельных лиц, которые отвечают четырем основным требованиям:

- наличие национального видения проблем страны;

- наличие образа будущего;

- наличие личной ответственности за национальное развитие;

- наличие активной деятельности в интересах разрешения проблем страны и реализации ее образа будущего.

При этом, следует отметить два важнейших условия. Первое: все эти требования являются необходимыми, если хотя бы одного из этих требований мы не находим, то говорить о статусе элиты нельзя. Второе условие состоит в том, что доминантным или фундаментальным для элитообразования является признание и взятие на себя ответственности за судьбу народа. Элита ответственна за будущее, именно она формирует его.

Таким образом, параметры элитности задаются из национальной рамки и из деятельностной рамки и определяются ими, а не социальным статусом, родом занятий, уровнем амбиций, политической ролью или чьим либо полаганием. Можно быть всемирно известным писателем или академиком, лидером ведущей политической партии или президентом страны, но не принадлежать к ее элите.

В национальной традиции наиболее отвечающей этому статусу является фигура манапа. Для общества, в котором национальная идентичность формировалась на уровне рода, институт манапства был элитарным с национальной точки зрения, а не только с точки зрения рода.

Понятно, что по таким критериям в стране, если смотреть на тех, кто считает себя элитой, трудно найти хотя бы десять человек, которых можно было бы действительно отнести к национальной элите.

Социология и политология не предъявляют столь высоких требований к определению элит. Вследствие этого они относят к элитам людей, которые способны за счет тех или иных своих способностей или возможностей оказывать влияние на принятие решений либо на формирование мнений.

В такой трактовке у нас очень много "элитных" групп. В дальнейшем я буду употреблять этот термин в кавычках. Их состав и способ участия в принятии решений или формировании мнений достаточно стандартный. Он зависит от того, какого рода способностями или возможностями обладают эти люди и группы.

В сегодняшнем Кыргызстане к числу таких "элитных" кластеров, можно отнести:

- людей, обладающих достаточными финансовыми ресурсами, чтобы влиять на принятие решений или организовать медиа-работу общенационального масштаба;

- людей, в силу различных обстоятельств (формальный должностной статус, близость к клановым группам принятия решений) способных регулировать или оказывать влияние на регулирование финансовых и информационных ресурсов(сюда относятся все чиновники);

- людей, принадлежащих к профессиональным группам, связанным с формированием общественного мнения;

- людей, формирующих инициативное общественное действие (в том числе в формате организованностей) за счет собственных, привлеченных или зарубежных ресурсов;

- местные и региональные "элиты", сформированные из людей имеющих высокий общественный статус и связывающих себя с местной иили региональной идентичностью;

- этнические "элиты", представляющие собой различным способом легитимизированных лидеров этнических групп, способных по тем или иным причинам формальным или неформальным способом решать проблемы своих этнических групп;

- криминальные "элиты", представленные лидерами организованных преступных групп и оказывающих влияние на принятие решений в силу своих связей с правоохранительными структурами или людьми во власти;

- и. наконец, главная группа – люди, непосредственно участвующие в подготовке, обсуждении и принятии тех или иных общественно значимых решений за счет своей близости к клановым группам принятия решений.

Эта структура совершенно иная, нежели формальная структура государственных, политических институтов, прописанная в Конституции и существующая в реальности.

Таким образом, мы имеем управленческую, и шире, социальную дипластию. Существуют действительные и квазиуправленческие системы.

В нормативном плане это фиксируется в одновременном существовании правового и традиционного нормативного регулирования при доминанте неписанного, или традиционного права. Под традиционным правом здесь понимается не совокупность национальных традиций и норм, народный этический комплекс и т.д., а система общественно признанных норм отношений и поведения, сложившаяся в историческое время и в исторических обстоятельствах. Для кыргызского общества таким временем является последние полтора столетия, а обстоятельствами – компеллинг российской модели социальных отношений. В такой системе формальное право, или закон, выступает как квазирегулятор.

Особенностью такой системы является и то, что положение тех или иных людей в формальных институтах власти или управления, политических субъектах, является не обстоятельством, усиливающим "элитарность", а обстоятельством, которое только формально фиксирует уже реально существующий "элитный" статус. Не власть дает элитарность, а элитарность дает власть – эта максима верна как для реальных, так и для квазиэлит.

Было бы ошибкой и недопустимым упрощением сказать, что наличие двух несистемно пересекающихся социальных пространств свидетельствует об отчуждении "элит" от принятия решений. Все обстоит и не так, и гораздо сложнее.

Учитывая, что все эти "элитные" группы представляют интересы определенных социальных групп, их деятельность имеет характер реальной политики в отличие от формальных политических отношений, которые существуют между формальными политическими, государственными институтами или должностными лицами.

Роль "элит" в принятии политических решений, таким образом, не должна быть недооцененной и не должна отрицаться.

Другое дело, что в таких системах, или при таких режимах, (если это слово более приятно аудитории), существуют специфические форматы, и специфические механизмы, через которые эта роль реализуется.

Отмечу некоторые из таких специфических форм.

Одна из них – институт Семьи. Под Семьей в данном случае понимается не только и не просто собственно родственники людей, находящихся у власти. Семья – это особая социальная конгломерация, обладающая устойчивыми отношениями, основанными на общности интересов и высокой степени личного доверия. Сюда же относятся люди и группы, связанные личной историей с людьми во власти.

Вторая форма – нечто, что можно охарактеризовать как институт "визирей". Существует группа лиц, которые в силу разных причин, обладает правом и возможностью формировать информационное пространство власти, предлагать управленческие решения. Состав и стабильность этой группы определяются степенью информационного доверия к ним и степенью эффективности тех решений, которые они предлагают.

Третья форма – "пророки" из других отечеств. Это люди, государственные, международные и частные организации, которые обладают "эффектом правды" и потенциалом доверия, основанном либо на авторитете, либо на силе(военной, финансовой, информационной и так далее).

Четвертая форма – инициативное общественное действие. Спектр используемого инструментария здесь достаточно широк; от митингов и пикетов, до инициирования национальных программ.

Пятая форма – публичный бунт "элит". Примером такого формата влияния на принятие политических решений является способ действий доктора Назаралиева, или публичные речи Дооронбека Садырбаева, или оппозиционная пресса. Надо отметить, что в силу низкого уровня общественного признания роли "элит", этот способ является малоэффективным.

Все пять приведенных специфических форм проявления роли "элит" в принятии политических решений расположены мною по степени их воздействия на процесс принятия решений: от более эффективных к менее эффективным.

Все те "элитные" группы, которые могу быть выделены в нашей стране, без исключения, используют эти механизмы и каналы воздействия на принятие политических решений.

30/01/2008,

Источник - ВРС
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1201765980


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Маулен Ашимбаев встретился с директором Оксфордского центра исламских исследований
- Законопроект по регулированию движения мопедов одобрили депутаты в первом чтении
- Олжас Бектенов ознакомился с цифровыми инструментами по поддержке отечественных товаропроизводителей и прогнозу паводковой ситуации
- Подготовка к пожароопасному периоду: Канат Бозумбаев поручил безотлагательно устранить нарушения в регионах
- Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о строительстве угольных ТЭЦ
- Омбудсмен Артур Ластаев: "Распространяемое "мнение" о том, что закон якобы будет способствовать отъему детей – откровенный фейк"
- Подрядчик, завысивший стоимость строительства водопровода в Алматы, выполнит дополнительный объем работы за свой счет
- О пресеченном наркоканале
- Сотрудник СпецЦОН арестован за причинение ущерба в размере 3 млрд тенге
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх