Забытое имя. "Искуснейший из русских граверов" ХVII века Афанасий Туркменский 04:31 02.02.2008
ТУРКМЕНСКИЙ ХУДОЖНИК И РАННЕПЕЧАТНАЯ РУССКАЯ КНИГА
Разными судьбами и в разное время появлялись туркмены на территории России. Русские летописи свидетельствуют, что еще в 985 г. киевский князь Владимир в союзе с туркмено-огузскими племенами ходил походами на хазар. В ХIV–ХV вв., после падения Золотой Орды, татарские, огузские, кыпчакские ханы со своими семьями и военными отрядами массово переселялись в Московскую Русь, получая в управление города и селения. Свыше 300 фамилий князей, бояр, дворян тюркского происхождения указывается в составленной в ХVII в. "Родословной книге князей и дворян российских".
В конце ХVI – начале ХVII в. на территорию Российской империи переселилось свыше двух тысяч хозяйств туркмен – човдуров, игдыров, абдалов, союнаджи и других. Многие из просвещенных туркмен получили военное и светское образование в различных учебных заведениях России. Некоторые из них получили христианские имена. Так, в когорте имен лучших художников Москвы упоминается "искуснейший из русских граверов ХVII столетия" Афанасий Туркменский. О годах его жизни ничего неизвестно, но он оставил после себя великолепные книжные и станковые резцовые гравюры на меди. Составитель "Полного словаря русских граверов" Д. Ровинский насчитал 31 произведение Афанасия, хранящееся в Оружейной палате, музеях Москвы и других городов России.
В эпоху, в которой жил и творил Афанасий Туркменский, происходили кардинальные изменения в русской живописи. Застылые образы, копирующие византийские образцы, больше не устраивали прогрессивных людей Московской Руси, обративших взгляды на рационалистические школы художеств Западной Европы. "Где такое указание нашли наши любители священных преданий, чтобы писать всех святых на одно лицо, обязательно смуглыми и тощими?" - вопрошал в "Трактате об иконописании" (1677 г.) придворный художник Иосиф Владимиров. Ему ответил в своем "Слове к любителю иконного писания" известный живописец Симон Ушаков: "Многие из нас, будучи мало искусны в художестве, пишут скорее достойное смеха, чем благоговения и умиления".
Как указывает искусствовед Н.Н.Розанова, в целях облегчения художнику овладения искусством рисунка, Ушаков намеревался создать "азбуку искусства", задумав при помощи Афанасия Туркменского вырезать на медных досках части человеческого тела. Церковная цензура подобное не допустила. Надо отметить, что еще в 1643 г. царь Михаил Федорович пригласил в Москву знаменитого голландского художника Яна Диттерсона, который обучал юношей реалистическому искусству. В 1667 г. на царскую службу поступил еще один выдающийся голландский живописец Даниэль Воухтерс, создавший великолепную школу мастеров кисти. Среди плеяды молодых русских изографов, научившихся писать новым "фряжским" пошибом, выделялись Афанасий Туркменский и Симон Ушаков. Оба были полны сил и желаний работать. Если Афанасий состоял "фряжских резных дел мастером" при московской Оружейной палате, то Симон в 22 года стал "мастером Серебряной палаты", создавая иконы реалистического письма ("Благовещенье", "Нерукотворный Спас" и др.) и развивая теорию прогрессивного искусства.
Судьба свела мастеров в 1678 г., когда известный русский просветитель Симеон Полоцкий основал в Кремле Верхнюю типографию. С тех пор, как в 1564 г. Иваном Федоровым была напечатана первая русская книга ("Апостол"), прошло чуть более ста лет. Все это время первопечатные издания были близки к рукописным книгам, для оформления обложек и листов применялось тиснение. На Московском печатном дворе - главной российской типографии ХVII в., под руководством С.Полоцкого собрались живописцы нового поколения. По словам историка И.Гайдель, в 1680 г. появилась первая московская книжная гравюра на меди. Она вошла в книгу самого Симеона Полоцкого "Псалтырь в стихах" (изображение царя Давида). Ее создатели художник Симон Ушаков и гравер Афанасий Туркменский. Книга явилась первым стихотворным печатным изданием России.
Исследователь О.Л.Тараканова в работе "Антикварная книга" отмечает: "Из шести книг, выпущенных Верхней типографией в 1679-1683 годах, четыре иллюстрированы гравюрами на меди, исполненными Симоном Ушаковым и Афанасием Трухменским. Замечательным парадным изданием этой типографии является "Повесть о Варлааме и Иосафе" (1680), снабженная гравированным А.Трухменским по рисунку С.Ушакова титульным листом и фронтисписом с изображением Варлаама и Иосафа. Оформление этой книги считается образцом русского барокко второй половины ХVII века".
У Афанасия Туркменского было много последователей. Так, среди его учеников упоминается Василий Андреев, называемый "лучшим русским гравером ХVII века". Его гравюры на меди "Изображение Христа", "Распятие" и др. составляют предмет гордости русского искусства. Однако сам автор не всегда подписывал свои произведения, чаще он вырезал латинскими буквами своего рода "знак качества": "Резал узеник (ученик) Атанасии (Афанасия) Трухменсково (Туркменского)".
Современные российские живописцы нередко обращаются к его творчеству. В частности, к серии картин А.Гайдук "Град суздальский" дается пояснение, где автор упоминает туркменского художника, на работы которого она опиралась при написании полотен, посвященных шатровым формам колоколен. Интересен и тот факт, что весной прошлого года в Кемеровском краеведческом музее на выставке "К истокам славянской письменности" была выставлена книга "Псалтырь в стихах" 1680 г. С.Полоцкого, о которой уже говорилось выше. Переплетные крышки из дерева обтянуты кожей темно-бордового цвета, в две краски – гравюра "Царь Давид" (художник С.Ушаков, гравер А.Туркменский). Книга подлинная, была передана музею в 1958 г. из Государственного исторического музея в Москве.
Таким образом, туркменский художник с русским именем Афанасий и русский живописец Симон Ушаков стояли у истоков развития нового русского книгопечатания. Их стараниями ксилография в оттисках заставок, лицевых изображений была заменена гравюрой с металлических досок, созданы новые приемы и способы художественно – полиграфического оформления раннепечатных книг, относящихся к ценнейшим памятникам мировой культуры.
Овез ГУНДОГДЫЕВ, Государственный институт культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при Президенте Туркменистана
|