Т.Атаев: Свобода выбора в протестантизме и исламе 00:01 03.02.2008
Средневековая реформация в целом бросила вызов власти и приоритету Папы и церкви. Основатель немецкого протестантизма Мартин Лютер утверждал, что "Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву". Тут же М.Лютер "обосновал" новый подход ко "взаимоотношениям" Бога и человека, согласно которому судьба индивидуума изначально была предрешена, не завися непосредственно от поведения человека, который "не нуждается ни в законах, ни в добрых делах, и даже наоборот - они вредят ему, если он полагает, что оправдывается ими". Тем самым под индивидуумом подразумевалось абсолютно безактивное существо. Основатель кальвинизма Жан Кальвин расширил тезис об отсутствии свободы воли догматом об избранности к спасению: "Человек порабощен грехом...От этих страшных недугов Господь очистил своих избранных особым образом". Согласно Ж.Кальвину, Господь определил одних людей к вечной жизни, других - к вечному осуждению. Таким образом, теоретиками протестантизма пропагандировался новый уклад жизни, вернее, новое отношение к бытию. Исполнение божественных предписаний как бы уже не являлось главнейшим в жизни верующего, а основой мировосприятия провозглашалась вера человека в изначальное беспричинное разделение Господом людей на "избранных" и "греховных", т.е. на "высших" и "низших". Говоря словами великого Ф.Достоевского, на "тварей дрожащих" или "право имеющих".
Постепенно идеи протестантизма начали "оформляться" "документально". Вестминстерское исповедание веры, в частности, гласило, что "по установлению Божию...одни люди и ангелы предопределены к вечной жизни, другие предназначены к вечной смерти". Как отмечал в этой связи немецкий социолог Макс Вебер, "практическая этика кальвинизма устраняла отсутствие плана и системы в повседневной жизни верующего и создавала последовательный метод всего жизненного поведения". А философ и психоаналитик Эрих Фромм констатировал, что "протестантство разрушило веру в безусловную любовь Бога; оно учило человека презрению и недоверию к себе и другим; оно превратило человека из цели в средство, оправдывая любую власть самим фактом ее существования". В данном контексте целесообразно отметить, что одной из причин довольно быстрого распространения протестантизма являлся факт отсутствия в нем системы вертикальной подчиненности церквей (общин) единому центру. Это высвобождало местные церкви из подчинения единому религиозному "центру"; придавая данной ветви христианства характер "национальной" религии, что устраивало светские власти.
Естественно, что правителей также удовлетворял и лозунг "избранности", обеспечивавший их "обоснованное" нахождение у власти. Одним же из первых "практических доказательств" провозглашенного "избранничества" явилось имущественное неравенство, усилившееся вследствие рождения мануфактур в странах Западной Европы в середине XVI в., что вполне укладывалось в протестантскую "схему".
Что касается "прав человека" в исламе, довольно расхожим является утверждение об отсутствии в мусульманстве "демократических принципов". Так, заслуженный профессор кафедры ближневосточных исследований в Принстонском университете Бернард Льюис ссылается на "отсутствие в классической исламской политической философии и практике понятия гражданина как свободного и активного члена гражданского сообщества". Но в данном аспекте вопрос в том, что подразумевается под термином "демократия"? Дословно это понятие переводится как народовластие, но словосочетание "народная власть" не может быть включено в основу религии в принципе. Другое дело, что исламская политическая система вполне может функционировать на основе осуществления народом власти, согласно законам, ниспосланным Всевышним.
Как отмечается во Всеобщей исламской декларации прав человека, Господь "даровал человечеству право и мораль, позволяющие установить и регулировать все необходимые институты и отношения. Права человека в силу божественности их источника и предназначения не могут быть упразднены или ограничены ни правительствами, ни какими бы то ни было институтами власти".
Краеугольной основой ислама является вера в суд Аллаха. Однако именно в данном ракурсе нередко слышится, что раз справедливость Божьего суда является проявлением непогрешимости Аллаха, то Господь изначально безошибочно управляет всем и вся; следовательно, индивидуум несвободен с момента рождения. Коран гласит совершенно иное. Определив разрешенное и запрещенное в жизни человека, Аллах посредством пророка Мухаммеда изначально призывает человека: делай так, а не иначе. Значит, люди слышали (слышат) сказанное Богом. Но все ли воспринимают? И в этом контексте Господь фактически предоставляет личности право выбора, предупреждая, что за совершение разрешенного (добрых дел) человек попадет в рай, а в случае греховного образа жизни - в ад. Т.е. самостоятельно принимающий какое-то решение уже знает, исходя из слов Аллаха, данное деяние несет отпечаток разрешенного или греховного.
Да, невозможно не признавать, что Аллах видит путь каждого заблаговременно: "И ни одна беда ни землю и ни души ваши не постигнет, Чтобы о ней не указалось в Книге (уложений)" (Коран 57:22), но индивидуум-то не располагает этой информацией. И иногда он остается как бы перед дилеммой - принять или отвергнуть путь к истине. А это и есть право выбора.
Согласно имаму каирского университета "Аль-Азхар" шейху Мухаммаду Сайеда Тантауи, "Аллах одарил человека силой разума...и силой воли, чтобы можно было двигаться в избранном направлении", т.е. Господь, имея неограниченные возможности, желает сознательного поклонения, а не обязуемого. Как писал выдающийся мыслитель и богослов аль-Газали, "деяния могут считаться ценными только в том случае, если основой веры являются сознательные шаги к добродетели, которые человек совершает сам и по своей волей и которые дают возможность человеку достичь очень больших и величественных стандартов". А уж от того, насколько человек исполняет предписания Господа, зависит оценка его Всевышним: "Скажи: "Ужель сравни слепой и зрячий, иль можно мрак ко свету приравнять?" (Коран 13:16). Поэтому многих привлекает в ислам не только факт возможности самостоятельного выбора пути, но и то, что оценивает все действия человека Господь непосредственно. И даже пророку запрещено судить человека; он лишь передает слова Господа, а "расчет" на Господе: "Поистине, Господь твой лучше знает тех, Которые сошли с Его пути, И лучше знает тех, Которые идут прямой стезею"(Коран 16:125). Однако свобода выбора не означает вседозволенность (это-де предопределено Господом), а, наоборот, призывает к ответственности человека за совершаемое, т.к. любой поступок будет оцениваться Всевышним. Поэтому совершение греховного деяния происходит от человека непосредственно: "И кто творит какой-то грех, Против души своей стяжает" (Коран 4:111). Но для понимания сути ислама в данном аспекте важно осознание того, что даже согрешив, человек не теряет надежды на прощение Господа: "О вы, кто верует! Вы обратитесь в искреннем раскаянье к Аллаху! Быть может, ваш Господь Очистит вас от дел греховных, Введет в сады, реками омовенны"(Коран 6:8). И при этом Всевышний все время призывает людей к добру: "А тем, кто верует и делает добро, - Прощение и высшая награда" (Коран 35:7). Т.е. истинная вера подразумевает исполнение добрых дел.
Как отмечал выдающийся русский философ XIX в. Владимир Соловьев, "мы нигде не находим в Коране признания отвлеченной, чисто теоретической веры: Мухаммед никогда не разделяет веру от дел веры...А о такой мнимой вере, которая не выражается ни в каких добрых делах, в Коране даже не упоминается". Т.е. Господь призывает не к бездумному (механическому) исполнению ритуалов, а к реальным деяниям во имя веры, что отмечается и Аль-Газали: "Верующий человек, который совершает определенные молитвы или исполняет определенные формы поклонения, но в то же самое время после этого совершает какие-то злостные поступки, или груб в отношениях с людьми, издевается над бедными и жесток с беспомощными, тогда как можно назвать такого человека праведным?"
Теймур АТАЕВ (teymur-ogtay@rambler.ru), Islamr.ru специально для "Эхо"
|