КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 07.02.2008
22:56  США признали Россию и Китай источником опасности, наряду с "Аль-Каидой", Ираком и Ираном
22:34  Напишем историю нового Казахстана! 28 казахстанских интеллигентов обратились к коллегам
20:50  Газпром угрожает с 11/02 отключить Украине газ
20:37  А.Степанов: Пакистан - год испытаний. Государству с ядерным оружием грозит гражданская война
20:05  Необычный инцидент в Астане. Совершено покушение на российского посла в Казахстане
18:12  Я.Норбутаев: Ислам первозванный. К итогам визита И.Каримова в Москву
17:55  М.Бек: "Ситуация с правами человека в Узбекистане непростая... Категоричным оценкам здесь не место

17:52  Меркель "хенде хохнула". Германия направит в Афган новых бойцов, как требовали США и НАТО
17:36  М.Шибутов: Начеку с соседом. Надо ли Казахстану бояться Китая?
14:32  "Къ": Киргизия готовится к добыче менеджера "Газпрома". На Николая Танаева заведено уголовное дело
14:27  IWPR: Политическое заигрывание Запада с Ташкентом "подрывает демократию" в ЦентрАзии
14:21  О.Сенчук: Дождется ли Таджикистан наплыва иностранных туристов?
14:09  "Известия": Спасибо, - растроганно поблагодарил Каримова Путин...
13:22  Российские авиастроители поглотили узбекский авиапром
13:06  Россия и Казахстан приняли Армению в свой Центр по обогащению урана
13:00  У.Турусбеков: Кто "кинул" 72 киргизских паломников. Власть коррумпирована и безразлична
12:50  "Не пытайтесь кормить нас силой". Интервью посла Пакистана в США М.А.Дуррани
12:16  Нацинформагентство Таджикистана "Ховар" возглавил С.Шамсуддинов
12:06  А.Самигуллина: Ислам троицу любит. Каримов завершает свой двухдневный визит в Москву
11:26  Я.Бутаков: Великая антимиграционная стена. Россия и Казахстан должны заключить миграционный пакт с южными соседями по СНГ
11:14  Сапа Мекебаев: Как говорят куры-гриль: "Хочешь жить - умей вертеться!"
11:03  Д.Верхотуров: Неласковая Русь. Итоги 1 года госпрограммы возвращения соотечественников в Россию
10:57  В правительственном самолете подрались члены... киргизской делегации на саммите ЕврАзЭС
10:55  С.Чернов: Президент решает все? Кто и как принимает решения в Кыргызстане
10:24  М.Калашников: Разгадка ребуса. "Империя нефтегазовых конкистадоров" как новое американское предложение Москве
09:30  Россия и Индия совместно создадут новую боевую ракету "БраМос-2"
09:29  ВВС: Райс и Милибэнд неожиданно приехали в Агфанистан. Будущее НАТО оказалось под вопросом из-за отказа...
09:17  Дж. Ордвей (посол США в Казахстане): "Мы поддерживаем демократию и в то же время преследуем..."
08:51  Ю.Зенг: Люби меня по-китайски. Фэн-шуй сделает жизнь счастливее, а секс – приятнее
07:47  А.Кукаева: Шутить изволите. Политические анекдоты в Казахстане являются вторичным продуктом
05:33  Интернет-поисковиков в Китае судят за пиратство
02:05  У шести "нянек" труба без газа. Реализацию Nabucco отложили на 2013 год
02:01  А.Дубнов: Каримов перешел на личности. Визит в Москву оказался важным, но не обязательным
01:49  "РГ": Газ и чистая совесть. Ислам Каримов не жалеет, что уговаривал Путина остаться
01:38  "НГ": Золотое дело топ-менеджера. За что киргизская финполиция хочет посадить экс-премьера Танаева
00:47  Неопознанный газ. Украина совершенно запутала вопрос с среднеазиатским углеводородом
00:43  "Outlook": Индия продолжает дрейфовать без цели и смысла. Нация стоит перед фундаментальным выбором
00:41  С.Строкань: Беназир Бхутто завещала Пакистану мужа. Ее предвыборную кампанию продолжит Асиф Али Зардари
00:40  К.Маликов: Современное состояние исламского политического движения в Кыргызстане
00:26  В.Юрицын: Русский язык в Казахстане отступает, но не сдается
00:24  Арт и молот. 8 февраля в Алматы открывается выставка "Искусство социалистического реализма Казахстана".
00:15  П.Гончаров: "Серьезные сигналы". Москва ненавязчиво предупреждает Тегеран
Среда, 06.02.2008
23:57  "ХТ": В Туркменистане запрещают танцы. Балет тоже так и не реабилитирован
22:34  "На трансграничных водотоках ЦентрАзии надо учитывать интересы всех", - совместное заявление В.Путина и И.Каримова (текст)
22:32  С.Хелмендик: Овны и козлища. Биржа демократических ценностей, или Когда итальянцы были арийцами
21:47  В казахстанском Мангистау осуждены 7 "хизбутов": от 1 до 4-х лет
21:30  А.Улунян: Одна из существенных ошибок в политике Кыргызстана – это отсутствие системной...
21:10  IWPR: "Священная книга" туркмен скоро будет забыта
20:02  Россия и Узбекистан приняли 5-летнюю программу экономического сотрудничества
16:12  В зоне пуштунских племен Пакистана рухнул вертолет ВВС Пакистана. Погиб генерал Джавед Султан
15:59  ВПК: Индийский вектор Вашингтона. Американские Р-8I атакуют российские Ту-142МЭ
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
К.Маликов: Современное состояние исламского политического движения в Кыргызстане
00:40 07.02.2008

"Проникновение в Кыргызстан современной идеологии политического ислама представленного "ваххабитскими джамаатами" и Хизб ут Тахрир, в первую очередь было направленно для борьбы с политическим режимом соседнего Узбекистана и ограничивалось в основном узбекским населением Кыргызстана."

Исходя из того что ислам, будучи религией общечеловеческого предназначения, изначально дает образ транснационального общества – общины, объединяющее человечество вне зависимости от государственных границ и национальной принадлежности. Фактом также является то, что это "единство" сейчас представлено больше в умозрительной плоскости, нежели в реальном воплощении. Однако это не означает, что это важное предназначение ислама утратило свою актуальность.

Апелляция к исламскому единству это важный инструмент внешней политики не только многих исламских государств, таких как Саудовская Аравия или Иран, но и значимый элемент идеологии практически всех исламских политических движений и партий.

Между тем очевидно, что восприятие идей исламского единства, в той или иной стране, напрямую зависит от уровня религиозного (политического) развития общины. В тоже время, идея исламского единства представляется также и мощным инструментом воздействия, который потенциально способен мобилизовать широкие массы мусульман для решения тех или иных задач.

Сегодня в Кыргызстане активно идет формирование так называемого "исламского идеологического пространства", которое, находится во взаимосвязи с общими процессами, происходящими во всем исламском мире.

Поэтому применительно к Кыргызстану, важно выяснить не только уровень развития исламской идеологии, но и степень ее вовлеченности в общемировой исламский процесс, включая восприятие проблем исламского мира в целом.
Общеизвестно, что в зависимости от внутренних или внешних условий исламские движения могут претерпевать существенную трансформацию, как в идеологии, так и в своей деятельности, быстро адаптируясь к местным условиям и гибко реагируя на изменение ситуации.

Под исламским политическим движением в стране мы подразумеваем организованную деятельность партий и групп, имеющих собственную программу, четко выраженные цели и их соответствующее идеологическое обоснование. Исламское политическое движение в Кыргызстане – нелегально и ведет подпольную деятельность и, именно на основе его анализа строится эта часть исследования.

Исламская идеология, имеющая политическую "окраску" и привнесенная в Кыргызстан извне, в данном случае мы говорим об идеологии таких движений как "Ахль сунна валь джамаъа ас-салафия" (ваххабизм)(1) и Хизб ут-Тахрир, прошла определенные этапы своего развития, которое мы можем разделить на четыре основных периода:
1. Первый период: Проникновение. Влияние и связь непосредственно с зарубежными центрами (источником). Характеризуется быстрым, импульсивным распространением идеологии в виду "дефицита" альтернативных данной группе течений.
2. Второй период: Адаптационный (трансформационный). Можно разделить на концептуальный или методологический:
• Концептуальный. Характеризуется вялотекущей деятельностью, ввиду "неактуальности" или невостребованности существующей идеологической концепции. Данный период заключается в пересмотре и изменении некоторых стандартов или толкования самой концепции с учетом местных условий и требований времени.
• Методологический. Предусматривает изменение методов и инструментов работы, приспособленных к местным условиям, а также организационную структуру деятельности.

3. Третий период: Активная деятельность по реализации поставленных задач на национальном уровне. Переход к работе согласно новым принципам и методам. Точечное определение приоритетных направлений с целью достижения наиболее эффективных результатов.
4. Четвертый период: Экспансионистский (глобальный). Выводит идеологию и деятельность той или иной группы на региональный, а в последствии и транснациональный уровень, когда произойдет унификация идеологий с общеисламским протестным политическим движением.

Проникновение в Кыргызстан, современной идеологии политического ислама представленного "ваххабитскими джамаатами" и Хизб ут Тахрир, в первую очередь было направленно для борьбы с политическим режимом соседнего Узбекистана и ограничивалось в основном узбекским населением Кыргызстана.(2)

Быстрому распространению идей ваххабизма повлияло возвращение к концу 90-х гг., многих выпускников учебных заведений и религиозных образовательных центров Ближнего и Среднего Востока, которые несли с собой исламскую политическую идеологию радикального характера.

Идеология раннего ваххабизма с арабской спецификой в большинстве случаев не смогла адаптироваться к местным условиям, оставаясь вне участия в социально-политической жизни общества. Руководство арабскими "фатвами" и полная зависимость от инструкций религиозных центров Саудовской Аравии, от которых "ваххабитские джамааты" получали также финансирование, подрывало их авторитет среди населения. Также активное внедрение привнесенной религиозной идеологии, которая носила радикальный характер и была в большей мере направлена на изменение вероубеждения среди верующих, вела к конфликту "ваххабитских джамаатов" с традиционными формами ислама, государством. Мы можем говорить, что из-за дефицита альтернативных идеологий (до появления Хизб ут-Тахрир), данное течение ваххабизм носило импульсивный характер, ограничиваясь в основном узбекским населением Кыргызстана(3) .

Появление же на территории Кыргызстана идей Хизб ут-Тахрир, как альтернативной идеям ваххабизма политической идеологии, было также направлено на борьбу с авторитарным режимом Узбекистана и ориентировано на условия соседнего государства. Проникновение идеологии Хизб ут-Тахрир обуславливалось как внутренними, так и внешними факторами воздействия. В частности социально-политической и экономической нестабильностью, духовно-идеологическим вакуумом после распада идеологии коммунизма, обнищанием широких масс населения, безработицей.

Все перечисленные факторы не только повлияли на ускорение процесса ре-исламизации населения, но и подспудно являлись политизацией взглядов верующих, недовольных складывающейся политической и социально-экономической ситуацией.

И, наконец, политизация мусульманской общины Юга Кыргызстана и распространение идеологии Хизб ут-Тахрир среди местного населения, усилилась благодаря влиянию внешних факторов. В связи с гражданской войной в Таджикистане, "талибанизацией" Афганистана, а также радикальной позицией официального Узбекистана по отношению к исламской оппозиции, привело к проникновению на территорию Кыргызстана, беженцев, в том числе религиозно-политической оппозиции.

Таким образом, идеи Хизб ут-Тахрир нашли благоприятную почву для своего закрепления среди мусульманской общины Кыргызстана (с 1998 по 2000), внедрения транснационального проекта (4) в Кыргызстане с учетом местной специфики и проектирование идей построения исламского халифата, включая и территорию Кыргызстана.

После того как транснациональные идеологии "ваххабитских джамаатов" и Хизб ут-Тахрир, адаптировались к социально-политическим условиям и национальной специфике Кыргызстана, начался длительный период их трансформации, который длиться по настоящее время. При этом необходимо отметить, что в зависимости от внутренних и внешних факторов влияния, идеологии данных движений могут носить либо концептуальный, либо методологический характер.

Период адаптации идеологий ваххабизма и Хизб ут-Тахрир к кыргызстанской специфике сегодня носит не только сложную и противоречивую на первый взгляд форму, но и является важным с точки зрения самого исламского политического процесса периодом становления, от которого зависит дальнейшее развитие ислама или в рамках умеренного, социально-политического национального движения или как радикального, транснационального протестно-политического движения.

Концептуальный характер адаптации к местным условиям идеологий ваххабизма и Хизб ут-Тахрир, подразумевает собой пересмотр не только внутренней стратегии и методов работы данных движений, но и изменение толкования самой концепции с учетом национальной специфики Кыргызстана – то есть отходом исламских политических идеологий от транснациональности и ограничению своей деятельности рамками социально-политического национального проекта. А именно:
• признание конституции Кыргызстана (то есть светского характера государства) и других законов страны;
• полный отказ от построения глобального исламского "халифата" (5);
• отказ от создания исламского государства в рамках Кыргызстана;
• полная идеологическая и финансовая независимость от зарубежных центров и автономия управления;
• полный отказ от радикальных и нелегальных методов работы(6) .

В этом контексте деятельность радикальных "ваххабитских джамаатов" Кыргызстана будет и дальше характеризоваться своей непримиримостью к позициям традиционалистов, при этом сохраняя транснациональный характер своей идеологии (по причине зависимости большинства "ваххабитских джамаатов" от арабских идеологических центров), изменяя только методы работы, а также организационную структуру своей деятельности. Такая радикальная позиция вахабизма ведет к идейной консервации взглядов, и утрате своей актуальности как религиозно-политического проекта среди большей части верующих.
Неготовность к концептуальным изменениям в идеологии, а также отсутствие, конкретного социально-политического национального проекта ваххабизма, на сегодняшний день ведет данное движение к самоизоляции от мусульманской общины Кыргызстана и политических процессов в Кыргызстане(7) . Хотя с изменением социально-политических условий и возможной национализацией идеологии данных движений (отказом от транснациональных проектов, отказом от радикальных позиций), в будущем может и появиться востребованность мусульманской общины Кыргызстана к идеологии "неосалафизма", как реформационного фактора в традиционном исламе.

По сравнению с "ваххабитскими джамаатами" Кыргызстана, Хизб ут-Тахрир сегодня имеет более широкий географический охват, поднимает различный спектр социально-политических проблем, идеологически реагируя на те или иные события в Кыргызстане, путем издания политико-правовых "фатв", занимается пропагандисткой деятельностью как внутри общины мусульман, так и среди представителей власти(8) .

Такая активная деятельность Хизб ут-Тахрир может характеризоваться как наиболее идейно-протестная, в виду сохранения транснациональной религиозно-политической концепции, направленной на широкий охват как светского, так и религиозного населения.

На сегодняшний день идеология Хизб ут-Тахрир практически остается неизменной, и выражается в следующем:
• непризнание Конституционного строя Кыргызстана, непризнание светской власти как легитимного органа;
• построение исламского "халифата" (куда должны входить территории современного Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана)(9) ;
• введение в Кыргызстане исламской формы правления и Конституции на основе исламского шариата(10) ;
• идеологическая зависимость от зарубежных центров;
• не исключает использование силовых методов борьбы(11) .

Таким образом, идеология Хизб ут-Тахрир в Кыргызстане продолжает сохранять свою транснациональность, изменяя только методы работы, организационную структуру, инструменты в работе с населением. В этом случае мы можем говорить не о концептуальных изменениях в идеологии Хизб ут-Тахрир, а о методологических, сохраняя при этом цели реализации транснационального проекта и радикальные подходы.

Анализ приводит нас к выводу, что Хизб ут-Тахрир разработала специальную социальную программу, которая призвана обеспечить позитивное отношение простого населения к партии, ведущей "борьбу с коррупцией и противозаконными действиями местных чиновников(12). Несмотря на принципиальные разногласия с другими течениями в исламе, партия в отличие от "ваххабистких джамаатов" признает другие исламские организации как братьев по вере.

Изменение методов и инструментов работы могут заключаться в поэтапной реализации транснационального проекта. И хотя, по мнению многих исследователей Хизб ут-Тахрир имеет утопические цели и задачи по созданию "всемирного мусульманского халифата".

Однако, дело в том, что партия может двигаться в практическом плане к реализации своего транснационального проекта поэтапно, путем создания в сознании верующих нового восприятия "геополитического пространства" в рамках исламской ойкумены. Хизб ут-Тахрир не интересует Кыргызстан как отдельно взятая страна. Партия стремиться образовать свой субъект путем идеологического (виртуального), а затем и реального объединения всей Центральной Азии в одно региональное, политическое и экономическое образование с единой системой исламского правления. Кыргызстан выступает здесь как инструмент реализации такого проекта.

В том, плане, что построение в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане исламского государства, и последующее их объединение, является основной ступенью для построения нового исламского геополитического пространства на региональном уровне и будущей интеграцией в другие исламские региональные системы, с последующей трансформацией в мировой Халифат.

Поэтому идеология Хизб ут-Тахрир, может классифицироваться как транснациональная протестно-политическая, с последующим причислением данной партии к радикальным религиозно-политическим движениям.

Характеризуя современное состояние исламского политического движения в стране, можно говорить о методологическом характере "адаптации" Хизб ут-Тахрир и "ваххабитских джамаатов" к условиям Кыргызстана.

В случае же отхода идеологии ваххабизма или Хизб ут-Тахрир, от транснациональных проектов и перехода в рамки национального проекта, то данные течения будут носить умеренный характер, ориентированный на социально-политическую деятельность в рамках национального государства.

Отход от транснациональных проектов, таким образом, подразумевает собой в первую очередь изменение толкования самой концепции с учетом национального интереса Кыргызстана, и ограничение своей деятельности рамками социально-политического национального проекта.

Современное состояние Хизб ут-Тахрир и "ваххабитских джамаатов" в Кыргызстане, показывает, что для государства назрела острая необходимость поиска новых решений в превентивной нейтрализации угрозы будущей радикализации данных движений.

В настоящий момент в Кыргызстане имеются социально-политические условия для появления нового типа легальной исламской политической деятельности, в лице умеренной группы светско-исламских лидеров, которые не приемлют транснациональные идеологии Хизб ут-Тахрир и "ваххабитских джамаатов". В случае же появления таких групп, или образования продемократических светских партий с исламской составляющей на наш взгляд дают идейное обоснование для их легального участия в политике, где объединяющим фактором может служить религиозные ценности, защита национальных и внутриисламских интересов и.т.д. в рамках национального государства.

Специфика национального исламского политического движения будет заключаться не в имплементации исламской системы правления, а в исламизации подходов к социально-политической и экономической деятельности, с сохранением государственной инфраструктуры. При этом сохраняя светский характер Конституции, основных законов страны. В этом плане, мусульманская община Кыргызстана может быть широко использована легальными светско-исламскими партиями как основной ресурс для такой деятельности.

Сохранение же транснационального характера идеологии Хизб ут-Тахрир и "ваххабитских джамаатов" в Кыргызстане, на сегодняшний день является основным препятствием на пути выстраивания конструктивного диалога между государством и данными движениями, а также продолжении радикализации позиций двух сторон и как следствие ведет к использованию силовых методов.

Также отказ от пересмотра базисных основ политической концепции Хизб ут-Тахрир и "ваххабитских джамаатов", делает в будущем бесперспективным деятельность данных движений в политическом процессе Кыргызстана. Так как государство и дальше будет противодействовать транснациональной идеологии Хизб ут-Тахрир и "ваххабитских джамаатов", используя силовые и не силовые методы подавления(13) . Силовые методы подавления со стороны государства, ведут к еще большей радикализациии позиций данных движений и ответной реакции.

Смена Конституционного строя в Кыргызстане в современных условиях невозможна без использования не силовых методов. Также ясно, что как бы не были слабы светские институты власти, государство имеет значительный военный и экономический потенциал.

В данном случае Хизб ут-Тахрир и "ваххабитские джамааты", понимают невозможность реализации своего проекта в среднесрочной перспективы, также и по причине того, что в случае прихода к власти, данные движения будут вынуждены взять на себя обязательство, применение норм шариата в практической плоскости(14) .

При появлении в будущем альтернативного умеренного политического движения в рамках национального проекта (ограниченного интересами мусульманской общины Кыргызстана), транснациональная идеология будет терять актуальность у большинства верующих. Также сохранение радикальных подходов в транснациональных идеологиях ведет к неприятию Хизб ут-Тахрир и "ваххабитских джамаатов", среди мусульманской общины Кыргызстана, которые рассматриваются как привнесенные и являются преградой для стабильного развития ислама в стране.

При дальнейшем сохранении транснационального характера Хизб ут-Тахрир и "ваххабитских джамаатов" Кыргызстана, мы можем говорить о будущем выводе идеологий на региональный, и в последствии на транснациональный уровень с дальнейшей радикализацией, когда произойдет слияние идеологий с общеисламским протестным политическим движением. Так как в самом политическом исламе, заложен глобальный социально-политический призыв. В настоящее время с учетом международной обстановки и процессами глобализации, идет пересмотр не только инструментов протестного социально-политического движения, но и его концепции, перехода от национального к глобальному уровню.

Также необходимо отметить, что нельзя не говорить и о запуске долгосрочной стратегии развития исламского политического процесса, которая в зависимости от условий может трансформироваться от национального уровня в региональный, затем глобальный или же наоборот переходить от регионального уровня до национального. Поэтому для государства важно задействовать умеренные светско-исламские силы,(15) которые в настоящее время занимают пассивные позиции, для активного их вовлечения в социально-политическую жизнь страны, чтобы удержать дальнейшую радикализацию и транснационализацию исламских политических сил.

(1) В понятии салафизма
(2) Представители радикальных "подходов" в Кыргызстане появились, где то вначале 1990-х гг., на юге страны под влиянием узбекской части Ферганской долины связанных родственными связями с узбекской диаспорой Саудовской Аравии, которая использовала их как проводников идей ваххабизма. Прим. автора.
(3) Юлдашева Г. Узбекистан: особенности и перспективы развития ислама в контексте глобальных в нем изменений// Центральная Азия и Кавказ: аналитические материалы, текущие события. Бюллетень № 4 (22) // Под ред. Эсенова Мурада. – 2002.
(4) Транснациональный проект включает в себя – непризнание национальных государств, смены конституционного строя и построение глобального исламского "халифата". Прим. автора.
(5) Отказ от транснациональных идеологий, построение исламского государства на региональном и межрегиональном уровнях. Прим. авт.
(6) Отказ от террора, силового разрешение вопросов и т.д., как методов борьбы. Прим. авт.
(7) Идеология радикального ваххабизма не признает участие в легальном политическом процессе светского государства исламских политических партий, участие наравне с другими светскими партиями в государственном управлении. Прим. авт.
(8) Идеологическая работа Хизб ут-Тахрир состоит из двух направлений, чисто религиозного, состоящего из политико-правовых "фатв", которые делают нелегитимным конституционный строй и законы светского государства со стороны политического ислама, а также вербовочного, которое предполагает пропаганду и
привлечение новых членов Хизб ут-Тахрир в основном из числа практикующих мусульман. При этом используется постоянный религиозный ресурс – община мусульман Кыргызстана. Прим. авт.
(9) Транснациональный проект ставит своей целью реализацию построения исламского в глобальном масштабе. Прим. авт.
(10) При случае смены Конституционного строя не силовыми методами (общенациональный референдум) или силовыми (военный переворот или гражданское неповиновение), предполагается проводить исламизацию сверху вниз, используя административные ресурсы, а также законодательную базу, (Конституцию и законы разработанные на основе исламского шариата). Прим.авт.
(11) В том числе политического террора как методов борьбы, но при этом сам террор "ирхаб" рассматривается как самая крайняя мера воздействия, дающее право разрешения "рухса" в использовании психического или иного давления на противника. Прим.авт.
(12) Примером активной реализации этой программы могут служить в последние несколько лет, выступления активистов ХТ в защиту прав потребителей электроэнергии, помощь молодым семьям в новостройках, организация массовых угощений во время праздников "Курбан и Орозо Айт" на юге КР.
(13) Государство видит в транснациональной идеологии опасность для государственного строя, поэтому иммунитет сохранения целостности и стабильности обязывает государство использовать как силовые так и не силовые методы подавления идеологического противника. Прим. авт.
(14) Для применения норм шариата в практической плоскости необходимо иметь подготовленную правовую и юридическую базу, адаптированную под национальную специфику страны, также кадры в области исламской юриспруденции и т.д. Прим. авт.
(15) Сегодня перед умеренным политическим исламом стоит ряд задач адаптационного характера: участие в легальной политике, обеспечение безопасности мусульманской общины (противостояние радикальным идеологиям), необходимость реформирования религиозного мышления и общенациональных норм и ценностей. Прим. авт.

Кадыр Маликов, доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета, эксперт ИСАП при КРСУ
30/01/2008,

Источник - Tazar
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1202334000


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх