Б.Бабаджанов: К экстремизму призывает не Коран, а некоторые его комментаторы 00:01 14.02.2008
К экстремизму призывает не Коран, а некоторые его комментаторы.Об этом "Росбалту" заявил ведущий научный сотрудник Института востоковедения АН Узбекистана Бахтияр Бабаджанов по итогам конференции "Ислам, конфликты, миротворчество", которая состоялась в Казани.
"Существует распространенное мнение, что есть "правильный ислам" и "мирный ислам", а то, что исламисты и террористы выдают за ислам - это-де ислам "неправильный", или "неправильны" те мусульмане, которые исповедует такой ислам. Считают, что именно такой ислам - источник всех бед мусульман и так тревожит мир", - рассказывает эксперт. По его словам, на конференциях, где озвучивается такое мнение, создается впечатление, что люди говорят: "Мы дружим с "хорошим исламом", а "плохой" воспринимаем как обреченный, ибо в наших глазах он нелегитимен". По мнению Бабаджанова, такая позиция - это очевидное и бесполезное самоуспокоение, поскольку она не решает основной проблемы: множатся ряды моджахедов, и самоубийц "во имя Аллаха". Проблема в том, что сами террористы пользуются религиозной аргументацией и опираются на священные тексты.
Бабаджанов отмечает, что сегодня большинство мусульманских богословов, выступающих с "дежурной риторикой", заявляя об обреченном, нелегитимном исламе, а также многие политологи и публицисты не утруждают себя изучением аргументов противоположной стороны. Меж тем, считает он, их изучение дает более трезвый взгляд на ситуацию и может помочь эффективнее бороться с идеологией зла и насилия. "Надо же еще и постараться понять природу нетерпимости и разобраться в причинах все более разрастающегося насилия, мотивированного священными текстами", - отмечает эксперт.
На конференции Бабаджанов привел два фрагмента из комментариев к Корану (тафсир) знаменитых богословов региона. "Я специально выбрал комментарий к 120-му айату суры "ал-Бакра" ("Корова" - 2-ая сура), где, напоминаю, речь идет об отношении мусульман к, так сказать, "неверным". Лет 15 назад этот айат был прокомментирован другим богословом региона - Абдували-кори Мирзаевым. Его считают отцом ваххабитов Ферганской долины", - вспоминает эксперт. Богослов прокомментировал Коран так:
"Исламские предписания истинны, даже если они кому-то не нравятся! Все другие правила общественного устройства не стоят и ломаного гроша! Путь всех, кто хоть что-то маленькое заимствует у неверных, - это путь неверных! Пусть такие мусульмане запомнят: нужно быть либо мусульманином, либо неверным! Другого пути нет! Не следуйте за ними и не отказывайтесь от своей религии! Если вы отказываетесь от своего пути, вы отказываетесь от Аллаха! Но самые большие враги ислама - это те из мусульман, кто берет себе в друзья евреев и христиан, заимствуют их правила, обычаи и политические системы. Они думают, что если они договариваются с евреями и христианами, то не продают свою религию. Нет! Они ее продают. С неверными нельзя договориться! Подражать неверным, заимствовать что-то из их культуры - это и есть следование за ними, за их верой. Сегодня евреи и христиане осуществляют свои коварные планы под прикрытием разных "культурных обменов", "диалогов", "политических и культурных союзов". Но они все это делают против ислама, запомните это! На самом деле противостояние между евреями и христианами с одной стороны, и мусульманами, с другой - это не расовое или географическое противостояние, а противостояние религий. И это запомните хорошенько! Только в разные эпохи этой борьбе давали разные названия, а суть ее была и есть одна и та же".
"Совершенно очевидно, что все это довольно далеко от квиетизма, который публично провозглашают некоторые мусульманские лидеры, и который хотелось бы видеть в исламе", - отмечает Бабаджанов. По ело словам, тем более, "трудно сочетать с такой позицией собственно идею толерантности, понятие о которой в исламе, естественно, не совпадает с секулярными ценностями". Эксперт напоминает, что подобные взаимные выпады в религиозной литературе - это врожденная черта всех монорелигий вообще, если вспомнить, например, высказывания Папы в адрес пророка Мухаммада или давние и уже традиционные взаимные выпады иудейских и мусульманских богословов. "Такие позиции давнего взаимного неприятия можно воспринимать как исторические родимые пятна. И особо отмечу, что к экстремизму, как видите, призывает не Коран, а его некоторые комментаторы", - заключает эксперт.
2008-02-13
|