И.Кушматов: Политика и политиканство в Киргизии. Делая ставку на людскую глупость... 17:41 14.02.2008
"...политический профессионализм может переродиться в обыкновенное мастерство чиновничьего манипулирования властью. Противоядием от такой угрозы могут быть только максимальный демократизм политической жизни, гласность, высокий уровень доступной обществу политической информации."
"Все люди созданы и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых" Из "Декларации независимости США"
10 января президент КР Курманбек Бакиев провел встречу с новым составом Жогорку Кенеша и правительства республики. Символично, что она с вновь избранными политиками состоялась в первом месяце года, названного древними римлянами в честь бога Януса - стража ворот и дверей, покровителя начинаний и свершений. Он изображался с двумя лицами, которые были обращены в противоположные стороны и, соответственно, выражали добро и зло, любовь и ненависть, добродетель и подлость. И неудивительно, когда люди, встречая две противоположные стороны одного образа или явления, отождествляют их с "двуликим божеством". Не явилась исключением и политика, которую одни воспринимают как "грязное" занятие негодяев и мерзавцев, а другие, наоборот, считают ее самой "благородной" деятельностью, доступной лишь людям высокой нравственности, "аристократам духа". Такое отношение к политике имеет длительную, многовековую традицию, основанную на этическом начале.
Согласно рассматриваемой традиции, политика должна являться воплощением совершенства правителя. Благодетельный правитель стремится к достижению общей пользы, общего блага, счастливой жизни людей в пределах своего государства. Инструмент политики - государство, первоосновой которого является каждый из его граждан. Поэтому политика должна играть, прежде всего, нравственно-воспитательную роль, чтобы облегчить достижение общего блага и справедливости. Государственным благом, утверждал Аристотель, является справедливость, то есть то, что служит общей пользе. Например, общей пользе служит справедливое распределение народного добра, т.е. госимущества и ресурсов.
Античные философы и мыслители Древнего Востока видели корни политики в эгоистической, биологической натуре человека. Поэтому, считали они, политика как разумная практика должна быть направлена на обуздание чувственных страстей и вожделений индивида, которые слепы и разрушительны. Древняя мудрость нашла свое подтверждение и у современных идеологов. Так, в своей книге "Закон цивилизации и упадка" Брукс Адамс утверждал, что "два бессознательных" инстинкта - страх и алчность - управляют поведением не только отдельных людей, но и целых народов и государств. Отсюда стремление облагородить поведение человека, подверженного низменным страстям, средствами политики и тем самым обеспечить господство разума над ними. Почти все сказанное мудрецами древности в той или иной форме, повторяясь в течение тысячелетий, дошло до наших дней и составило основу принятой в 1948 году ООН Всеобщей декларации прав человека. Вот почему президент Курманбек Бакиев сделал ставку на внутреннюю самостоятельность и разум людей.
Две этих категории - это функции демократического сознания, которое, в свою очередь, есть продукт культуры. Культура в широком значении характеризует содержание образа жизни людей, свидетельствует о мере "очеловечивания" их отношения к природе, обществу, семье, друг к другу и к самому себе. Понятие "культура", как правило, рассматривается в паре с категорией "цивилизация". Стремясь к цивилизации, Курманбек Салиевич опирается на человеческий капитал и защиту прав человека. Это дает лучшие шансы на конструктивное развитие и экономический рост страны и на поддержание в ней политической стабильности.
Мудрость древних гласила, что счастливая жизнь граждан государства должна быть обеспечена справедливым правлением. Справедливость, по Платону, формируется в душе индивида. Это процесс самопознания человека, его знание о добре и зле в житейском мире. Овладение этим искусством познания и осуществления справедливости доступно немногим, исключительным людям. Следовательно, и управление государством, политическая деятельность - это удел избранных, способных превзойти своих сограждан добродетелями, умом, совестливостью, моральными качествами.
В политической деятельности не должно быть места соображениям корысти, эгоистического расчета, властолюбия и единоличного правления. Людям, не обладающим высокими душевными, нравственными и интеллектуальными качествами, нет места на верхних ярусах политической власти. Индивид, обладающий ущербными качествами, не имеет права заниматься политикой. "Если власть и богатство портят человека, - утверждал экс-госсекретарь Ишенбай Абдуразаков,- то, по-видимому, он изначально по природе своей был испорченным. А власть и богатство всего лишь обнажают его нутро". Политика в руках "коронованных мошенников" служит инструментом обеспечения сугубо корыстных социальных и личных интересов, мало что имеющих общего с благородством и в целях, и в методах. Их порочные цели, как правило, достигаются нравственно-отрицательными средствами. Делая ставку на людскую глупость (т.е. неразумие, незнание или заблуждение), они манипулируют политическим сознанием и поведением людей, прибегая к их идеологическому оболваниванию и психологическому воздействию. В арсенале "грязных" политиков, ныне именуемых "политиканами", - ложь, обман, коварство, притворство, интриги, угрозы, шантаж, подкуп, провокации, произвол, насилие, жестокость, предательство, возможность физического устранения неугодных лиц.
Нет смысла умалчивать о том, что политиканство имело место и в новейшей истории Кыргызстана. Как инородное тело, оно было отторгнуто обществом в марте 2005 года. Причина отторжения состоит в том, что государство не может покоиться на эгоистических, бешеных и ненасытных страстях "политиканов".
"У прошлого своя правда, - утверждал Ортега-и- Гассет. - Если ее не признают, оно возвращается и требует признания. Все было бы очень просто, если бы коротким "нет" мы могли похоронить прошлое. Но прошлое по своей природе возвращается. Если его отгонять, оно вернется. Единственный способ справиться с ним - не выгонять его, считаться с ним, но избегать его, уклоняться от него. Иными словами: жить на уровне эпохи, только ощущая историческую конъюнктуру".
К сожалению, политическая культура Кыргызстана не поднялась над уровнем 1993 года. Так, в "легендарном" парламенте было много высокоинтеллектуальных политиков. Но наличие большого интеллекта еще не означает высокого уровня политической культуры. Столкнувшись в жизни с неординарными политическими ситуациями, политики прошлых лет оказались совершенно беспомощными в анализе их причин и последствий. Профессиональная некомпетентность и нравственная ограниченность политиков стали причиной принятия ими акаевской Конституции 1993 года, приведшей страну к "системному кризису".
Недалеко от них ушли и депутаты "мешочного" парламента, большая часть которых была озабочена своими "диетами" (т.е. получаемым жалованием) и депутатской неприкосновенностью, позволявшей им решать собственные узкокорыстные интересы. Именно по вине экс-законотворцев конституционная реформа зашла в тупик. В сложившейся ситуации глава государства К. Бакиев задался вопросом: пригодны ли они к чему-нибудь как законодательная ветвь власти? Не получив вразумительного ответа на свой вопрос, он был вынужден распустить парламент.
Приходится констатировать, что в общественной жизни страны продолжает иметь место политиканство, которое было отмечено в период подготовки и проведения выборов нового состава Жогорку Кенеша. Проявилось оно со стороны деструктивной оппозиции, не имеющей своей созидательной программы и конкретных предложений реального улучшения дел в стране. Попытки манипулирования политическим сознанием электората, популистское заигрывание с ним, дежурные обвинения власти подтверждали порочность их целей. Мандаты же в Жогорку Кенеш получили представители конструктивной оппозиции, которые пользовались доверием у избирателей.
Причина низкого уровня состояния нынешней уродующей нашу жизнь политической культуры коренится в удручающе низком уровне массового политического сознания. Именно наши с вами, уважаемые избиратели, политические установки и ориентации, мифы и стереотипы являются идеальной питательной средой для политического вранья и провокаций, манипулирования фактами и понятиями.
Политическая культура, повышение ее уровня немыслимы вне правовой демократии, вне сознательно направляемого процесса профессионализации политической деятельности. Профессиональная власть не должна быть монополией, привилегией узкого социального слоя. Она должна быть доступной всем, но, как любая другая профессия, она требует соответствующей квалификации, приобретаемой трудом, опытом, непрерывной учебой. Как любая другая профессия, она требует определенных способностей, призвания, целенаправленного их развития и совершенствования.
Не исключено, что политический профессионализм может переродиться в обыкновенное мастерство чиновничьего манипулирования властью. Противоядием от такой угрозы могут быть только максимальный демократизм политической жизни, гласность, высокий уровень доступной обществу политической информации. В этой связи надо заботиться не только о повышении квалификации профессиональных политиков, но и о соответствующем подъеме политической культуры рядовых граждан, уровня их политического и правового сознания. Иначе история может повториться: общество захлебнется, потому что ему не хватит культуры демократии. Политические навыки демократической жизнедеятельности, гуманистического отношения к природе, обществу, своим согражданам нельзя приобрести в аудитории, ибо они - продукт реального участия людей в принятии политических решений и практической их реализации.
И еще об образе "двуликого Януса". Эти лики не просто смотрят в противоположные стороны. Один из них обращен в прошлое, а другой - в будущее. Современная политика, подобно двуликому божеству, оказалась на рубеже двух потоков времени: с одной стороны, она еще не до конца освободилась от груза своего двуличного прошлого, а с другой -время властно требует ее радикального обновления, качественного преобразования целей и задач, форм и методов, принципов и содержания политической деятельности.
Выступая на встрече с действующими политиками, глава государства К. Бакиев поставил перед всеми ветвями власти конкретную задачу, вытекающую из ранее определенных им целей государственной политики. Сумеют ли "избранные" найти адекватные политическим целям средства их достижения? Это вопрос времени.
Имарали Кушматов, специалист по вопросам госбезопасности 12/02/2008,
|