ИГНПУ: Узбекистан. Пытки в отношении заключенных отбывающих наказания за религиозные убеждения обретают новые формы 16:43 21.02.2008
Пресс-центр ИГНПУ Сообщение
Одним и основополагающих принципов демократического общества является верховенство законов. На внеочередной сессии Хорезмской области президент республики Узбекистан Ислам Каримов, особое внимание уделил вопросу соблюдения законов в республике, отметив что законы должны соблюдаться всеми гражданами республики невзирая на чины и должности, которые они занимают, переступившие законы лица должны неизбежно понести наказание, преступление не должно остаться безнаказанным.
Но не все желаемое соответствует реалиям жизни общества.
ИГНПУ систематически информирует общественность и надлежащие структуры власти о грубых нарушениях законов в МВД РУ., в частности в системе исполнения наказания (ГУИН). Неправовые методы, физические и моральные пытки в отношении заключенных отбывающих наказания за религиозные убеждения стало нормой в колониях РУ. распространению этого негативного явления способствует безнаказанность должностных лиц нарушающих существующие законы РУ.
Видно законы РУ., слова президента республики – ГУИН не указ. В пенициарных учреждениях республики должностные лица безнаказанно продолжают творить беспредел, нарушая международные нормы и внутригосударственные законы о правах человека гарантированные Конституцией РУ.
Как информировало ИГНПУ (см. сообщение в октябре-ноябре 2007 года) в колониях Узбекистана прошла волна пыток "ломок" над заключенными отбывающими наказания за свои религиозные убеждения. Заключенные были подвергнуты жестоким физическим и морально – психологическим насилиям.
По сообщениям близких родственников заключенных, отбывающих наказание усилилось морально – психологическое давление, которое заключается в запрете на совершение обряда "намаза", чтение Корана.
Одним из пяти главных канонов ислама является совершение "намаза". Совершение обряда "намаз" является обязательным для мусульман, невзирая от местонахождения и физического состояние верующего отступление от этой заповеди является великим грехом. Для мусульманина насильственный запрет на чтение "намаза" является не как иначе моральной пыткой.
Руководители спец. Учреждений по исполнению наказания прекрасно знают содержание "уголовно-исполнительного кодекса РУ", где говорится, что заключенные имеют право исповедовать любую религию и совершать обряды, но с оговоркой, что это не должно нарушать внутренний режим.
Во всех колониях РУ., в особенности в колониях исполнения наказания находящихся в Навоинской области КИН 64/29, КИН 64/36, КИН 64/46, КИН 64/47, КИН 64/48, где за малейшее подозрение в чтении "намаза" независимо в какое время суток, вслух или про себя, трактуется как нарушение режима и несет наказание. Чтобы остаться в стороне отвести ответственность, начальники прибегают к новым методам, когда вместе с одним таким нарушителем наказывают весь отряд в количестве 120 – 150 человек. Весь отряд в течении нескольких часов маршируют различными способами "шага" (гусиная походка, ходьба на цыпочках, ходьба сидя на карточках и т.д.), такие наказания преследуют цель создания враждебной атмосферы среди заключенных в отношении к религиозным осужденным.
Администрация КИН в виду своей некомпетентности, слабой профессиональной подготовленности или грубым "солдафонским" понятиям, воспитательную работу с заключенными отбывающими наказания за религиозные убеждения сводят к физическому насилию или запрету на чтение намаза.
Карательные действия никогда не давали положительных результатов, эти недозволенные, противозаконные действия лишь ужесточают личность заключенных, способствует появлению ненависти у сотен тысяч близких родственников, чьи близкие отбывают наказание за свои убеждения.
В условиях изоляции личности от общества, от семьи и близких, вера в Бога, совершение религиозных обрядов является самым благоприятным фактором, чтобы человек стал нравственно богатым личностью.
ИГНПУ изучила систему организации методов работы верующими в отдельных пенициарных учреждениях России и Республики Казахстан. В этих государствах создаются условия для того чтобы заключенные свободно могли исповедать свою религию, совершать религиозные обряды. Чтобы не быть голословным в качестве примера приводим следующие факты в колонии строгого режима находящегося в Зареченском районе Алматинской области Республики Казахстан, где силами заключенных построена и оборудована мечеть, где заключенные исповедующие ислам совершают ежедневный и пятничный "намаз", читают "Коран" и другую религиозную литературу. На торжественном открытии мечети присутствовали представители муфтиата Республики, в Конгечайском районе Алматинской области в колонии исполнения наказания возведена церковь, где заключенные проводят служение.
В колонии исполнения наказания Челябинской области России для 18 заключенных исповедующих "ислам" отведена комната, где мусульмане имеют возможность совершать "намаз". Удивительно, но факт когда 80 % населения Узбекистана составляют мусульмане, когда президент Республики в своих речах неоднократно обращается Богу, когда во время инаугурации произносит клятву держа руку на священном "Коране" и Конституции РУ., в пенициарных учреждениях Республики царит беззаконие, нарушение Конституционных прав и свободу совести и вероисповедания граждан находящихся в заключении.
Нарушение прав человека и законов Республики отрицательно отражается на имидж Республики в мировом сообществе, это должны понять служащие занимающие высокие посты. Руководству ГУИН РУ. необходимо предпринять решительные шаги, что положит конец физическим и моральным пыткам в отношении заключенных мусульман.
Граждане Республики Узбекистан равны перед законами государства, лиц допускающие неправовые действия, нарушающие законы, рано или поздно непременно понесут наказание предусмотренные законами Республики, их ожидает кара Всевышнего.
Сурат Икрамов
Председатель Инициативной Группы Независимых Правозащитников Узбекистана E-mail: surat.i@rambler.ru 21.02.2008 г
|