УМАЙялись. Крупнейший в Казахстане частный музей прекращает свое существование 07:56 26.02.2008
Музей "Умай" после двухлетней тяжбы наконец выиграл войну в судах за право распоряжаться собственным зданием. Однако радости у хозяина музея Берика ОМАРОВА и его директора Лилии ПАК мало: разбирательства настолько подорвали моральный дух меценатов, что владелец здания принял решение продать его, а заодно - и фонды молодого музея. Государство, как обычно, осталось в стороне…
С этого момента начались хождения по судам. Руководство музея пыталось доказать неправомерность продажи здания сначала в Алматинском специализированном межрайонном экономическом, потом в Алматинском городском и наконец в Верховном суде. И только в конце 2007 года высшая судебная инстанция страны объявила владельцев "Умая" победителями.
- Кошкин - человек неординарный, человек искусства, ввязался в аферу с ТОО "Паркинг", чтобы ему дали сделать из музея "конфетку". "Умай", кстати, не приносит прибыль, это ведь некоммерческий проект, - говорит директор музея Лилия ПАК. - Кошкин мечтал в том здании сделать прекрасный музей и детскую школу, оборудовать мастерские для художников, для чего нужны были огромные средства. Естественно, когда в деле замешаны такие деньги, справедливости не дождешься. Поэтому мы проиграли суды всех инстанций, кроме Верховного. Но пока шли тяжбы, прошло два года. Все это время музей не работал: суды страшно всех нас подкосили. И нынешний владелец музея Берик ОМАРОВ, преемник Кошкина, который сейчас живет в России, просто устал и решил продать здание. А жаль: место для проведения выставок было просто идеальное...
Музей искусств "Умай" имени Ж. Шарденова был самым крупным в Казахстане частным выставочным залом и хранилищем картин. Здесь ежемесячно проводились выставки современных художников Казахстана, Кореи, Великобритании, Австрии. А еще "Умай" был известен регулярными выставками талантливых художников, находящихся в местах заключения. Это было уникальным ноу-хау музея. Кроме того, при "Умай" работала детская художественная школа - со своими классными комнатами и даже маленьким буфетом для учеников.
За два года, пока шла борьба и здание пустовало, здесь отключили отопление, вода затопила помещения, полы и потолки вспучило, стены покрылись грибком. Но главное - за это время музей утратил все международные связи, которые собирались по крупицам долгие годы.
Теперь вместе со зданием будут проданы богатейшие фонды музея, в основном - живопись и графика. Среди того, что уйдет с молотка, - работы художников САДУХАНОВА, ШАРДЕНОВА, ТОКАНАЕВА, ДЯДЬКИНА, других мастеров - всего более тысячи полотен.
- Люди, которые незаконно захватили здание, превратили его черт знает во что, - говорит Лилия Пак. - А оно был просто конфеткой. У нас спрашивали раньше: "Сколько у вас человек работает, если удается здание таким поддерживать?" Я отвечала: "Два - директор и смотритель".
Возможно, наши беды связаны с тем, что у здания плохая аура: здесь раньше находился КГБ, и много людей было замучено в подвалах. Охранники от нас все время увольнялись. Один как-то на полном серьезе признался: "Мимо меня вчера ночью два офицера сквозь стену ушли".
Отчаяние Лилии Пак разделяет и директор детской художественной школы "Умай" Елена ПОПОВА: - Когда здание перешло в руки новых хозяев, оттуда стали всех вытеснять, в том числе и нашу школу. Мы съехали самыми последними - осенью 2006 года. А ведь в свое время школа преобразила здание. Бывшие сотрудники КГБ нам говорили, что аура помещения очистилась.
Сейчас мы находимся на пятом этаже в закутке, и детям (а особенно сопровождающим их бабушкам) забираться сюда трудно. И учеников стало гораздо меньше: раньше было двести детей, сейчас - вполовину меньше. К тому же из-за выросшей арендной платы увеличилась и стоимость обучения. Наши выпускники всегда поступали в КазГАСА и Академию искусств им. Жургенова. Мы участвовали в международных конкурсах и фестивалях в Чехии, России, Венгрии. Некоторые ученики (например, Вася ДЕРГАЧЕВ) даже устраивают персональные выставки. Тем временем Министерство культуры и информации и его шеф Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ наблюдают за гибелью музея и растаскиванием его фондов со стороны.
28 января в докладе на коллегии Минкультинформа Ертысбаев говорил: "Нас не может не волновать и ряд имеющихся системных проблем отрасли, требующих последовательного решения. Таковыми являются: 1)низкая конкурентоспособность и несоответствие услуг мировым стандартам качества; 2) сохраняющееся технологическое отставание и неразвитость инфраструктуры; 3) монополизация и вследствие этого низкая эффективность; 4) неразвитость рыночных и общественных институтов регулирования; 5) малая емкость отраслевого рынка." А ведь именно музей "Умай" в какой-то степени решал эти проблемы: повышал конкурентоспособность отрасли, обладал развитой инфраструктурой, увеличивал емкость рынка. Так почему же г-ну Ертысбаеву нет дела до маеты "Умая"?
Виктор БУРДИН burdin@time.kz
26 февраля 2008
|