Ф.Холбек: Правда об обиде. Что должно лежать в основе таджикской национальной идеи? 14:44 03.03.2008
Что должно лежать в основе нашей национальной идеи? Ныне многими исследователями - от ученых ЦСИ при президенте до центра "Диалог" Мухиддина Кабири - широко обсуждается будущая национальная идея Таджикистана. Говорят, время национального единства, как сути национальной идеи, прошло. Нужна новая идея. А что должно лежать в ее основе?
Наши исламисты твердо убеждены в том, что игнорировать роль ислама в формировании нашей исторической и национальной идентичности нельзя. Возможно, так и должно быть для страны, 99% населения которого составляют мусульмане. В свою очередь, другие предлагают упрочить светскость национальной идеи, чтобы она не превращалась в чисто исламскую доктрину. Игнорирование этих факторов лишит идею всей сущности, всем понятно, что в той или иной степени они должны найти свое место в будущей идее. Но… оставим этот спор нашим ученым. Я хочу поговорить о другом.
В нынешних условиях, в первую очередь, нужно всем нам иметь четкое представление о правде нашей истории и ее исторических обидах. Что ранее сделали Ницше в Германии, Неру в Индии? Солженицин в России? Других я не читал.
Тысячи лет мы не имели государства. Нынешнее - всего лишь часть наших исторических территорий, за границами остались наши города, в которых мы ныне чужие.
Вся эта история ставит перед нами вопрос: почему все так произошло? Почему после времен Кира до 20-го века мы подвергались агрессиям? Почему из наших черепов были построены дворцы, а наши города были размазаны по земле, а на их месте посеяна пшеница да люцерна для коней степняков? Почему наши борцы за свободу должны называться басмачами, а завоеватели - героями? Почему мы боимся сближения со своими братьями - иранцами, а своих таджиков называем - афганцами? Почему мы от них отрекаемся в ущерб своим интересам и в пользу других? Почему наши проблемы с соседями должна решать третья сторона? Почему над таджиками издеваются, называя не иначе как наркокурьерами?
Одним словом, историческая обида должна в научном виде, как историческая правда, а не шовинизм двигать национальной идеей. Почему евреи и чеченцы сплоченные? Почему ныне русские идут вразрез с американцами? Потому что у них есть историческая обида. Евреи сначала терпели насилие от арабов, позднее - от немецких фашистов. А у чеченцев большая обида из-за сталинских репрессий. У русских обида на американцев и европейцев за разваленный СССР. А у таджиков нет обиды? Еще раз повторю, что речь идет о правде, а не о шовинизме и национализме. Почему мы не можем говорить о ней?
Давайте спросим у себя: если мы такие великие арийцы как наши предшественники: Бухори, Рудаки, Сино, Руми, Хофиз, Гафуров и т.д., то почему мы такие бесправные в России? Почему мы мигранты? Почему мы не можем построить, наконец, эту Рогунскую ГЭС, причем без согласия соседей? Почему им можно отрекаться от своей позиции, а нам отстоять свое нет? Почему у других есть свои интересы на нашей родине, а наши права и интересы на их родине ущемляются? Почему мы такие богатые ресурсами и одновременно такие нищие? Не эти ли вопросы сегодня задает себе каждый таджик?…
Когда я высказал свое мнение во время круглого стола в Центре стратегических исследований, господа Ходжи Акбар Тураджонзода и Мухаммад Навид отрицали, что "тысячи лет мы не имели государства". "Правительства были семейными, но государственные дела вели таджики. Бухара была в сущности государством таджиков" - сказали мне. Это правда. Не было бы так, нас бы и вовсе не существовало. Но ради Бога, если товар везет ишак, это ведь не значит, что он хозяин товара?!
Да, от Багдада до Индии, и от горячих вод до Кошгара - все входило в персидский мир. Говорили, творили на фарси. Была бы у этих "семей" своя культуры, они давно бы оставили нашу за чертой. Нас спасла наша культура. Но мы были лишь исполнителями, мы вели не нашу, а чужую политику. Так всегда поступали и поступают завоеватели. И вот результат: в 1929 году СССР как подаяние подарило таджикам нынешние территории. Это было лишь выражением претензий империи на персидский мир. Доказательством тому служит агрессия 1979 года в Афганистане. Наше государство не было создано именно для таджиков. Пример тому, нищенское положение культуры, религии и интелегенции в период советской империи. А может быть и в нынешний.
Одним словом, историческая обида, то есть правда, должна быть движущей силой доктрины национальной идеи. Все это даст ясный ответ на наше арийско-персидско-мусульманское прошлое.
Фахриддин ХОЛБЕК 28.02.2008
P.S. Редакция "АП" не разделяет некоторые тезисы автора, и публикует материал исходя из принципа плюрализма мнений.
|