А.Малашенко: "Когда говорят об отделении религии от политики - это чушь. Хотя ислам напрямую не будет влиять, но..." 11:32 04.03.2008
А. Малашенко: "Отделять религию от политики - это чушь"
В Душанбе для участия в Круглом столе по вопросам религиозного образования 22 февраля прибыл известный ученый-историк, исламовед, сопредседатель программы "Религия, общество и безопасность", член научного Совета Московского центра Карнеги профессор Алексей МАЛАШЕНКО. С профессором встретился корреспондент "АП".
- Алексей Всеволодович, как Вы оцениваете разделение ислама на радикальный и умеренный?
- Я бы не согласился с таким делением ислама. Прежде всего есть люди. Причем люди, большинство из которых действительно настроены на диалог и на контакты. И, как всяким нормальным людям, им присуща толерантность и терпимость. Без этого сейчас в мире не прожить. Наконец, людям присущ интерес к чему-то новому, неожиданному. Когда мы говорим о терпимом ханафитском исламе, это означает, что здесь присутствует интерес и к другой исламской идеологии.
Тем более в нынешнем веке глобализации. Ведь посмотрите, сотни тысяч людей выезжают из одних регионов в другие, причем самые отдаленные по торговым делам, в отпуска, в хадж. Они видят другой мир, общаются с единоверцами, исповедующими иные направления в исламе. И я не вижу ожесточения типа "мы - самые лучшие, а вы - самые плохие".
В исламе всегда существовал межмазхабный диалог, диалог между толками. Это не значит полное единство или тем более слияние взглядов, но вражды, о которой иногда говорят, между мусульманами нет.
Другое дело, противоречия, пусть вражда есть между государствами, между политиками, в том числе и между мусульманскими. Примером может послужить ирано-иракская война 80-х годов прошлого столетия. Или очень непростое положение на Ближнем Востоке, в том же Ливане, отношения между палестинцами.
Я уверен, что в эпицентре противоречий стоит не ислам. Хотя очень часто эти противоречия облачают в религиозную форму. Это известно со времен пророка Мухаммада. Кстати, для ислама политизация была характерна всегда, как, скажем, и для христианства. Ислам - это религия, которая более других развернута на социальные, политические проблемы. Это наиболее облегченная религия. И это является нормальным.
Вспомним, во второй половине ХХ века была абсолютизирована идея секуляризма. То есть утверждалось, что религия - это одно, а общество, политика - совсем другое. Но выяснилось, что всякая религия политизирована, в том числе христианские направления, включая и католицизм, и русское православие.
Думаю, не надо этого бояться, относиться к этому как к какому-то извращению, или отклонению. И с этой точки зрения, я считаю, что ислам более логичен и более последователен.
Во всяком случае, большинство мусульманских богословов никогда не отказывалось от убеждения, что в исламе нет деления на мирское и собственно религиозное.
- Как известно, Таджикистан является единственной на постсоветском пространстве страной, в которой легально и официально действует партия религиозного характера. Как Вы считаете, насколько сильным может быть ее влияние на политику государства?
- Не думаю, что такая партия будет оказывать прямое влияние на государственную политику, что кто-то выступает с исключительно исламскими канонами, подписывает договоры, для выполнения которых надо руководствоваться исключительно исламскими положениями. Но, к примеру, страны Центральной Азии - это мусульманские страны. И здесь велика исламская составляющая, которая взаимодействует с этнической, гражданско-национальной. Любой президент, любой политический лидер, если он хочет быть легитимным в глазах общества, должен обращаться к исламу, рассчитывать свои политические действия с учетом этой религиозной идентичности.
Убежден, что когда говорят об отделении религии от политики - это чушь. Хотя ислам напрямую не будет влиять на политику, но без него невозможно общественное бытие. Поэтому косвенное влияние будет присутствовать всегда.
Что касается Партии исламского возрождения Таджикистана, то я думаю, что опыт Таджикистана имеет огромное позитивное значение.
Во-первых, он свидетельствует о возможности существования исламской политической партии.
Во-вторых, он свидетельствует о том, что устраивать гонения на такую партию чревато самыми большими неприятностями. Одной из причин того кошмара, который пережил Таджикистан, было именно это. Не хочу абсолютизировать, но одной из причин, повторю, была именно эта.
Наконец, в-третьих, ислам дал опыт диалога. Еще когда в Таджикистане шла гражданская война, я неоднократно писал и говорил, что необходим диалог с политическим исламом.
Ведь там, где есть мусульмане, есть ислам, который, как я уже сказал, неотделим от политических и социальных проблем. Так или иначе эти проблемы могут быть выражены в политической форме. Поэтому считаю вполне закономерным возникновение партии на религиозной исламской основе.
Вовсе не обязательно, чтобы все подобные партии бросали бомбы, устраивали погромы, как бен Ладен. А диалог, который имеет место в Таджикистане, очень важен. Возможно, мы его до конца не понимаем. Хотя рассматриваем его как частный случай, но это - часть тенденции.
И то, что к Таджикистану проявляют интерес и в Германии, и во Франции, и в Швейцарии, и в России - это интерес к практической жизни, интерес к тому, как складывается жизнь вообще в мусульманском мире.
Несколько лет назад я спросил у одного из лидеров ПИВТ: "Кем вы себя считаете - фундаменталистами, исламистами или кем-то еще?". Немного подумав, он ответил: "Все-таки мы - реформаторы". То есть, имеется такой реформаторский пусть ислама. Он очень непростой, но если люди его признают, то это уже хорошо, что он присутствует в головах.
- Как Вы относитесь к диалогу различных мировых религий?
- У меня двойственное отношение к таким диалогам. С одной стороны, это хорошо, это лучше, чем ничего. Считаю, что это просто форма общения. Но с другой стороны, от таких диалогов никогда не будет истины. Потому что каждая религия считает себя единственно правильной, что вообще-то тоже нормально. В этом смысле православие ничуть не отличается от ислама.
Но все же лучше разговаривать друг с другом, чем ругать друг друга.
- В последние годы появилось в какой-то степени отрицательное отношение к исламу, появились карикатуры на пророка…
- Считаю, что не правы обе стороны. Опять-таки, с одной стороны, зная болезненность мусульман, лучше этого не делать. Но то, что мусульмане так воспринимают карикатуры на пророка, - это комплекс неполноценности.
Считаю, что правильно с этой точки зрения себя вели российские духовные лидеры, в частности, Равиль Гайнуддин. Они, безусловно, это осудили, но в то же время не устраивали из этого большого скандала.
Великая цивилизация есть великая цивилизация. Поэтому хочу пожелать мусульманам больше юмора.
- Кое-где пишут, что где-то лет через 50-100 Европа станет почти полностью мусульманской. Что Вы на это можете сказать?
- Действительно, этот вопрос обсуждается везде. Уверен, что, во-первых, Европа не может выжить без миграции, в том числе без мусульманской. Ведь во всем мире и всегда имело место движение народов. И появление мусульман на европейском континенте - это одна из форм этого движения.
Безусловно, это вызывает и большие проблемы. Потому что мусульмане, переселившись в Европу, хотят быть и европейцами, и мусульманами, т.е. одновременно сохранить мусульманскую идентичность.
Этого пока полностью понять не может ни одна из этих сторон. Европейцы не могут понять вхождение туда ислама, а мусульмане не могут понять, что, приходя в Европу, они получают такие великие европейские ценности, как технологические и культурные. К ним нужно приобщаться, а не только подчеркивать свою принадлежность к исламу.
Обвинить можно и тех, и других. Считаю, что самое главное - систематически искать диалог. Причем в XXI веке, который только начался, эта проблема будет стоять очень остро. Кто-то что-то потеряет, а кто-то что-то выиграет.
Отметаю обе крайности: и то, что Европа будет задавлена мусульманами, и то, что все мусульмане будут, скажем, шведами.
- Как Вы относитесь к религиозному образованию, в частности, в Таджикистане?
- Самое важное то, кто и чему обучает. Ведь сейчас идет только процесс становления системы религиозного образования. Давайте посмотрим, что из этого получится.
Но надо добиться, чтобы эта система вносила свой вклад в формирование общества, вышла на нужный и отвечающий потребностям общества уровень. Чтобы в медресе или исламском университете учили той же терпимости, толерантности, умению вести диалог.
Тем более, что имам, как и любой другой священнослужитель, обязательно должен быть грамотным. Будет выглядеть смешно, если 80% аудитории знают больше, чем имам, которого в этом медресе или университете обучали.
Досье "АП":
Алексей Всеволодович МАЛАШЕНКО в 1974 году окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ имени М.В.Ломоносова. Доктор исторических наук, профессор. Преподает в Московском государственном институте международных отношений МИД РФ.
Автор книг "Ислам для России" (2007), "Исламская альтернатива и исламистский проект" (2006), "Как выбирали в Чечне" (2006), "Тревожные рубежи России: чеченский фактор в постсоветской России" (2004), "Исламские ориентиры Северного Кавказа" (2001), "Мусульманский мир СНГ" (1998), "Исламское возрождение в современной России" (1998), "Islam in Central Asia" (1994), "The Soviet Union and the Muslim Nations" (1988) и др.
Под его редакцией выпущен целый ряд книг по исламоведению.
Бахром МАННОНОВ 28.02.2008
|