М.Каменский (глава Sothebys-СНГ): В Казахстане уже есть новый класс - новая буржуазия, они обладают деньгами, вхожи во власть, частично эту власть собой олицетворяют 12:26 07.03.2008
Русским интересно все Генеральный директор "Sothebys Россия - СНГ" Михаил Каменский о том, как искусство и политика влияют друг на друга, как развивается художественный рынок и о буме на графику, который нас ждет
Аукцион Contemporary Russian Art - вторые специализированные торги современного русского искусства - состоится в Лондоне 12 марта (см. "Увидеть, пока не купили" № 6 (93) от 15 февраля 2008 года). В преддверии этого события генеральный директор дочерней компании "Sothebys Россия - СНГ" Михаил Каменский ответил на вопросы "Пятницы".
- Можно ли сказать, что в современной художественной жизни все замкнуто на аукционах?
- Действительно, в наше время нет более эффективного способа продвижения конкретного автора и художественного стиля, чем через крупный аукцион. В самых знаменитых музеях может быть сколько угодно интересных выставок, эффектных кураторских проектов с мощными рекламными компаниями, их увидят тысячи людей по всему миру. Но достигнутый в ходе этих выставок пропагандистский эффект не сопоставим с тотальным результатом удачных аукционных продаж. Невероятный всплеск популярности импрессионистов во многом следствие аукционных рекордов последней трети ХХ века. Зрительский бум на современное искусство - результат удачных продаж последних лет.
Люди, безразличные к этой области жизни, благодаря цифрам узнают новые имена, испытывают любопытство, как и почему искусство может столько стоить! Массовый интерес к современному российскому искусству - в очевидном росте цен на него на последних аукционах Sothebys. Современный человек чутко реагирует на величину денежного знака, обозначающего стоимость произведения. СМИ транслирует эту информацию и привлекает внимание миллиардных аудиторий. Даже люди, безразличные к этой области жизни, благодаря цифрам узнают имена мастеров, запоминают названия художественных течений, испытывают естественное любопытство, как и почему искусство может столько стоить!
Сенсации, связанные с аукционными продажами предметов искусства, - важная составляющая информационного потока. И я считаю, что результаты торгов Sothebys в последние годы сделали больше для пропаганды российской культуры, чем любые выставки и гастроли.
- Это, наверное, способствует и лучшему пониманию нашей страны в мире?
- Конечно! Давайте вспомним 1988 год, когда Sothebys провел первые торги современного русского искусства, - в июне 2008-го аукционный дом собирается отмечать юбилей этого события. Это был настоящий культурный прорыв, который принес реальный, в том числе и политический результат. На мировую арену вышла новая страна, реформированная Горбачевым, а благодаря аукциону у этой новой страны появился свой новый художественный облик.
- Получается, искусство
повлияло на политику. А наоборот бывало?
- Через несколько лет после первого Sothebys готовил и второй русский аукцион. Однако Министерство культуры СССР стало осторожничать, а потом произошли политические события, переместившие перестройку на периферию общественного внимания, - "Буря в пустыне", рост политической напряженности. А потом распался Советский Союз.Да и на мировом художественном рынке последовал резкий спад.
- Возможно ли такое сейчас? Не последует ли за ростом популярности русского современного искусства резкий спад?
- Любому рынку свойственна коррекция, это нормально. Но рынок русского искусства и русский капитал только начинают свой подъем. Думаю, вектор развития останется неизменным. Рынок искусства может и затормаживаться, и даже опускаться, но потом все равно наверстывает упущенное.
Наша страна уже породила новый класс - новую русскую буржуазию. Аналогичный класс складывается и в других государствах постсоветского пространства - в первую очередь на Украине, в Казахстане. Эти люди обладают деньгами, вхожи во власть, частично эту власть собой олицетворяют. И находятся в поисках новой идеологии и философии, хотят осознать самих себя. Они ищут новый язык, новую идеологию и способствуют их формированию. В основе этого идеологического строительства лежит история и культура. Изобразительное искусство дает возможность новому классу утвердить себя и в качестве наследников прошлого, и в качестве строителей будущего. Поэтому они настроены создавать корпоративные и личные коллекции. А ближайшее будущее - за новыми музеями: государственными или же совмещающими частный капитал и государственную поддержку.
- То, что вы говорите, - правильные, но совершенно культуртрегерские постулаты. А где экономика? Что с этих рассуждений о воспитании нового класса экономическому гиганту - дому Sothebys?
- Постулаты правильные, но не очевидные. Вообще странно, что вы об этом спрашиваете… Я же говорю о мотивах, которыми руководствуются люди, распоряжающиеся огромными суммами. И если они ставят перед собой такие цели, то вне зависимости от того, есть кризис или нет, они направляют и будут направлять часть финансовых потоков на русский художественный рынок. А на этом рынке лидером является Sothebys.…
Мы оказались в нужном месте и в нужное время. Сегодня художественная жизнь на этом огромном пространстве не насыщена. Восполнению дефицита должны содействовать политическая, финансовая и культурная элита. С моей точки зрения, главными игроками на грядущем арт-рынке России и СНГ будут музеи, их владельцы и кураторы, кураторы музейных фондов и частные собиратели. В этом я вижу огромный ресурс. Возникнут галерейная инфраструктура, образовательные программы, новые учебные заведения и факультеты по экономике и менеджменту художественного рынка, кураторы, экспертиза, страхование.
- Что покупают русские коллекционеры? Какие у них предпочтения?
- Русским коллекционерам интересно все. Но наметилась тенденция покупать самое качественное и редкое, что не может не сказываться на цене. Времена, когда вещи покупались для того, чтобы завесить пустые стены кабинетов и спален, прошли. Некачественные произведения, купленные в период формирования вкусов в лихие 90-е, раздарены или ушли на вторичный, третичный рынок. Чем богаче становится вдумчивый собиратель, тем больше у него возможностей для расширения своего художественного кругозора, для разговоров с правильными людьми - музейными кураторами, искусствоведами. Можно сказать, что возникает коллекционерско-экспертное сообщество, основанное не на уровне богатства, а на общих интересах. Вместо хрестоматийных, раскрученных в конце прошлого века "джентльменских наборов" в коллекциях появляются новые имена, изысканные, утонченные вещи.
- Русское искусство приобретают в основном русские? Или западные покупатели также участвуют в этом процессе?
- Несмотря на то что пока рекордные цены поставлены именно нашими соотечественниками, западные покупатели, без сомнения, являются игроками на русском рынке.
- А что их больше интересует?
- Авангард десятых-двадцатых годов XX века. И современное искусство.
- А русские являются игроками на западном рынке искусства?
- Русские покупают импрессионистов, старых мастеров, европейский модернизм, присматриваются к звездам современного искусства.
- То есть, к примеру, те работы современных западных авторов, которые недавно привозил в Москву Лари Гагосян, пользуются спросом у наших коллекционеров?
- Насколько мне известно, эта выставка была коммерчески весьма успешна. В целом же о рынке можно сказать, что если бы не сложности с ввозом и таможней, искусство покупали бы еще активнее.
- А на что, по-вашему, будут обращать внимание в ближайшем будущем?
- Думаю, что лет через пять грядет бум на графику. Известно, что в силу каких-то странных предубеждений, характерных для постсоветского сознания, покупатели с недоверием относятся к произведениям на бумаге. Русская графика стоит существенно меньше, чем русская живопись. Непропорционально меньше. Это отличительное свойство именно нашего рынка. На Западе такого перекоса нет. И графика может стоить там столько же, сколько живопись. Все зависит от качества, а не от материала.
- О чем чаще всего спрашивают клиенты "Sothebys Россия - СНГ"?
- Мы постоянно консультируем. Обращаются люди, которым нужна оценка, экспертиза. Стараемся не отказывать. Возникают самые неожиданные вопросы по самым невероятным поводам. Но самой популярной темой остаются бесконечные скрипки Страдивари. Связано это с тем, что в начале XX века в Европе существовали заводы, которые делали скрипки "под Страдивари". Там внутри были наклейки, имитирующие подлинные. Хорошие фабричные скрипки, но, конечно, никакого отношения к великому мастеру не имеющие. Был такой завод и в Одессе. Люди на просторах России, у которых хранятся эти скрипки, видимо, прочитав надпись "Страдивари", считают, что у них есть баснословно дорогой музыкальный инструмент, и приходят к нам. Изображения скрипичных дек "Страдивари" я уже перестал пересылать экспертам в Лондон. Радуюсь от души, что в Одессе не делали Гварнери…
- На предаукционную выставку Contemporary Russian Art, которую Sothebys недавно устраивал в Москве, вы приводили своего сына. А какие работы ему показывали?
- Моему старшему сыну восемь, ему понравились три или четыре работы, например, одна картина Ивана Чуйкова. Он стал меня расспрашивать, и пришлось забыть про клиентов и рассказать, как получилось, что из сочетания мазков возник образ Москвы, что такое коллаж, почему допустимо наклеить фотооткрытку, сделав ее частью живописной поверхности, и так далее. Он ходит в Пушкинский музей с четырех лет, то есть провел там уже полжизни. Правда, больше всего, по-моему, ему нравится то искусство, которое делает он сам, - рисует комиксы и придумывает к ним подписи.
- Как вы думаете, когда ваши дети вырастут, они станут коллекционерами? И что будут собирать?
- Тут не угадаешь. Пока что они так и норовят ткнуть чем-нибудь в холст или дорисовать. Почти все картины в нашем доме были подарены моим родителям-искусствоведам их друзьями-художниками. И я воспитан на том искусстве, которым занимались отец и мать, но сам не коллекционирую. Что касается потомства, то моя задача - научить их чувствовать качество искусства, особенно нового. Думаю, если дети растут в художественной семье, то к моменту зрелости они должны осознать, прочувствовать все, что связано с искусством старым, насладиться им и насытиться. И на основании этого уже уметь отличать хорошее от плохого в современном им искусстве. Позволить себе роскошь собирать то, что большинству будет понятно значительно позже.
Автор - эксперт-обозреватель радиостанции "Бизнес FM"
----------------------------------------
Досье Михаил Каменский
Окончил МГПИ и аспирантуру
ГИТИСа. Кандидат философских наук. Социолог искусства и художественного рынка.
Свою художественную карьеру начал в 1989-м в качестве руководителя PR-службы первой российской ярмарки современного искусства АРТ-МИФ. С 1991 года корреспондент газеты "Коммерсантъ". Директор первого российского аукциона "Альфа-Арт", галерей "Четыре искусства" и "Каталог".
Сотрудничал в качестве консультанта и куратора коллекций с рядом известных российских банков и корпораций. С 1996 по 1998 гг. - заместитель генерального директора ИД "Коммерсантъ" по связям с общественностью. С 1998-го по 2002-й - заместитель директора ГМИИ им. Пушкина. С 2003 года - директор департамента маркетинга, рекламы и связей с общественностью, советник президента "Банка Москвы".
В 2007-м назначен генеральным директором компании "Sothebys Россия - СНГ".
Дмитрий Буткевич Для Пятницы Иллюстрация: ВИКТОР БАЛАБАС № 9 (96) 07 марта 2008
|