Г.Ибрагимоглу: Что дал ислам женщине? 00:24 08.03.2008
Что дал ислам женщине? (Посвящается благостному мовлуду (дню рождения) Святой Фатимы (с.а.))
"Неужели он опять убьет дочь свою?! Неужели у него рука поднимется?! Неужели он не сжалится над своей родной дочерью?!". Вот уж несколько лет, как они скрывали от этого бедуина существования у него дочери. Когда она родилась, ему сказали, что ребенок мертворожденный. Но спустя 6 лет он случайно узнал правду. И рука его не дрогнула. Он в четвертый раз собственными руками убивал свое дитя. В четвертый раз он закапывал свою дочь в землю - он поступил с ней так же, как и с предыдущими тремя дочерьми.
Много лет спустя он встретил одного из сподвижников пророка (с). И луч истины озарил черствую душу бедуина, но до конца жизни в его ушах апокалипсическим набатом звенел голос его кровиночки: "Отец, не делай этого! Отец, за что ты меня убиваешь?! Отец, сжалься надо мной!". И немой укор невинных глаз хуже адского пламени вечно будет сжигать его душу.
Это - одна из типичных сцен для доисламской Аравии. Дети становились жертвами варварской традиции, властвующей над Аравией времен "джахилиййа" - доисламской темноты, невежественности. Согласно этой традиции, дочь в семье - источник зла и неудач; дочь - это фактор, делающий мужчину уязвимым по отношению к врагам. И в этой извращенной системе координат убить свою дочь, закопать ее живьем в землю считалось признаком доблести и отваги.
Казалось, что ничто не в силах сломать железобетонную стену изуверской действительности. Но свершилось чудо. И черствость сердец, ржавчина души зашедшего в тупик человечества как бы растаяла под воздействием какого-то особого эликсира - эликсира красоты и жизни. Эликсира любви и милосердия.
14 веков назад человечество входит в новую фазу своего развития: всемогущий Аллах возложением пророческой миссии на последнего из пресвятых посланников, и ниспосланием посредством него последней из своих священных книг - Корана, проявляет свое бесконечное милосердие и доброту. Это было то время, когда человечество завело себя в тупик своей бессмысленной гордыней и воинствующим невежеством, своей вопиющей жестокостью и бесчеловечностью. Человечество истосковалось по душевности, оно жаждало любви. И оно получило это любовь - святейший пророк (с) своим примером, всей своей жизнью и своим учением преподал человечеству урок любви и милосердия.
Среди других позитивных изменений, привнесенных исламом, особое место занимает устранение негативного отношения к женщине. Возможно, никогда в судьбе женщины не происходили столь революционные изменения, как тогда, 14 веков тому назад. Из послушного орудия, из предмета домашнего обихода женщина превращается в венец творения. Ведь вне зависимости от географии проживания женщина везде была человеком второго сорта. Но вот наступил конец эры варварского отношения к женщине. Женщина возвышается до высоты мироздания - до уровня совершенства, которое трудно было даже представить.
Наступление этой новой эры символизирует собой Святая Фатима - свет очей пророка Мухаммеда (с), частица его тела, плод его души. Ханым Фатима - совершенная личность. Личность, которая достигла такого уровня совершенства, что пророк говорил о ней: "То, что является причиной ее гнева, разгневает и меня, а то, что обрадует ее, обрадует и меня. Она - первый человек из Ахли-Бейта (Святого семейства пророка), который присоединится ко мне".
Ислам кардинально меняет статус женщины. Женщина, которая считалась причиной греха, причиной отступничества, источником зла и т.д., в одночасье превращается в источник добра и блага, в причину божественной милости. В том мире, где в семье негативно относились к рождению девочки, с приходом ислама начинают благодарить Всевышнего за ниспослание дочерей, так как это является источником благополучия и бараката (по исламу наличие девочки в семье является фактором, определяющим особую милость Всевышнего, и как следствие причиной благоденствия).
В своем последнем учении для человечества Всевышний определил систему ценностей, в соответствии с которой совершенство человека определяется не различием пола, не расовой или национальной принадлежностью человека, не его физическими и физиологическими особенностями, а его достоинством и благочестием. По исламу степень совершенства человека определяется уровнем гармоничного развития индивида, осуществляемого им в плоскости достоинства и добродетели.
И когда всякая общественная активность и проявление гражданской позиции еще было чуждо человечеству, тем более со стороны женщины, на протяжении всего лишь нескольких лет ислам в образе Святой Фатимы, а затем и ее дочери Зейнаб дает образ истинной совершенной женщины, которые своей активной гражданской позицией и беспощадной борьбой против деспотизма намного опередили даже сегодняшнее, постмодерновое понимание этих категорий.
И крайне обидно, когда и сегодня все еще существует гендерное неравенство, когда и сегодня происходит "живое погребение" женского достоинства, женской сути, когда женщина воспринимается не как личность, а только лишь как объект эксплуатации, предмет наживы.
А самое обидное, когда попирание прав женщин даже на бытовом уровне совершается, прикрываясь религией. Якобы религия и позволяет подобное бессовестное обращение с женщиной.
Подобное восприятие религии - это результат синтеза чудовищной индоктринации, оболванивания людей и религиозных толкований, выдаваемых крайне невежественными псевдоучеными, которые в соответствии со своим убогим мировоззрением пытаются на свой лад интерпретировать океан мудрости, коим является ислам. И, к сожалению, в моменте восприятия ислама указанные посылы превалируют.
Все еще у многих сильно желание подавить женщину, не дать ей реализоваться, лишить ее божественных прав и свобод. И по сегодняшний день истинный образ женщины в исламе не преподносится обществу в классической форме, где женщина имеет равные с мужчиной права, а кое-где и наделена большими правами. "Услуживайте матерям, угождайте им, ведь рай находится под их ногами" - говорится в хадисе от Святой Фатимы (с.а.).
В исламе женщина своей активной гражданской позицией не только не уступает мужчине, но даже в некоторых аспектах служит и примером для них как в случае ханым Фатимы (с.а.) и ханым Зейнаб (с.а.) Именно Святая Фатима (с.а.) впервые высказалась в защиту попранных прав и именно Зейнаб (с.а.) мужественно бросила обвинения в лицо йезидовской деспотии и возвестила всему миру правду о Кербале.
Но эта же женщина, которая является проводником положительных преобразований в обществе, носит на себе и другое бремя - быть основой семьи - первичной ячейки общества и источника его гармоничного развития. Быть товарищем по жизни для супруга, любящей матерью для детей и носителем гармонии для всей семьи. И как актуально сегодня звучит призыв Святой Фатимы (с.а.), обращенный к человечеству: "Самым благочестивым среди вас является тот, кто мягок и милосерден во взаимоотношениях с людьми. И самый ценный из вас тот, кто мягок и уступчив в отношении своей супруги".
О, мой Аллах! Упаси нас от погружения в омут невежества и мракобесия!
О, мой Аллах! Определи нас достойными продолжателями животворящей миссии Святой Фатимы (с.а.)!
Гаджи Ильгар ИБРАГИМОГЛУ, философ-теолог, имам-джамаат мечети "Джума" в Ичери шэхэр. ibrahimoglu@gmail.com 7.03.2008
|