КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 10.03.2008
19:00  Это вам не лобио кушать. Грузинские депутаты и оппозиционеры объявили голодовку, требуя выход из СНГ
17:02  Обвиненная в экспорте проституток депутатка Узбекского парламента М.Бурханова отказалась от мандата
14:59  Перспективы российско-натовского сотрудничества по "афганскому вопросу"
14:50  Как несгибаемая хохлушка Света Линник сделала из университетского препода Дмитрия Медведева президента
13:00  Известный афганский математик Сидик Афган объявил антиголландскую голодовку
12:27  Россия отстранила от полета в космос 1-го южнокорейского кандидата. Оказался компьютерным шпионом
12:23  Миражи в пустыне. Города-спутники Алматы собираются строить без света, газа и электричек

12:20  П.Гончаров: Турция в Ираке - разведка боем?
12:07  Е.Коэмец: Алматы в ожидании потопа. Сами виноваты?
11:56  Поющий бархан, мертвые озера и космодром НЛО. "Энциклопедия чудес" Казахстана
11:16  Г.Кенжегалиева: Водозависимость. Главная проблема Западного Казахстана - жажда
11:14  Новый посол Киргизии в Бельгии. Жыргалбек Азылов сменил Чингиза Айтматова
11:13  А.Князев: Этнополитический подтекст киргизских учебников по истории
10:58  Дикие дровосеки отключили от электричества всю Ошскую область Киргизии
10:53  Капкараш Обама выиграл кокусы в самом маленьком штате Вайоминг
10:40  Акаев возвращается? Секретные переговоры в Москве
08:42  На казахстанском месторождении Кенлик открыто зафонтанировала нефть
08:33  Г.Бердымухаммедов прибыл с визитом в Узбекистан. "Будет подписан пакет документов"
07:38  Российский техник-механик разбившегося в Непале вертолета ООН покончил с собой
00:31  "DW": Как трудно быть художницей в Киргизии?
00:10  ВВС: В Таджикистане ковры с Путиным не залеживаются
Воскресенье, 09.03.2008
20:04  Н.Бухари-заде: МВФ и Таджикистан - "наказание" за недостоверность
19:22  Ми-8 таранил Памир. В Таджикистане разбился вертолет с иностранными альпинистами
18:23  Бомбой в сортире. Синьцзянские террористы пытались взорвать китайский пассажирский самолет
17:54  Э.Гасанов: Народная воля - ее сущность и влияние на президентские выборы в Азербайджане.
12:59  Олег Маскаев проиграл чемпионский бой по версии WBC нигерийцу Самюэлю Питеру
02:34  С.Шерматова: "Полуповорот" Узбекистана на Запад. Уход США был напрямую связан с их критикой...
00:42  Б.Назармат: "Алюминиевое царство" Э.Рахмона. С одной стороны, что тут плохого?
00:40  А.Давлесов: Борьба с наркотиками по-кыргызски... или ее имитация?
00:38  IWPR: Очередная амнистия в Туркменистане прошла мимо политических заключенных
00:15  А.Полосин: Почему у Пророка Мухаммада было более четырех жен?
00:14  А.Федяшин: В Бухаресте предстоит самый большой и трудный саммит НАТО
00:07  Т.Атаев: По какому маршруту потечет в Европу каспийское "черное золото"?
00:05  Президент Азербайджана И.Алиев приглашен на саммит НАТО в Бухарест
Суббота, 08.03.2008
21:13  Премьер Сербии В.Коштуница сам уходит в отставку
12:25  Комитет "Освобождения узников совести Узбекистана": Свободу женщинам-заключенным!
12:03  Н.Тер-Оганов: Золотая ставка. Газовое "оружие" Ирана
12:01  Н.Кожанов: Газопровод Иран-Пакистан-Индия. Судьба на перепутье
11:48  Г.Абикеева: Кино в Казахстане не является бизнесом. Мы застряли в "артхаусе"
11:23  ПИКовые дамы. Женщины-рулевые в Казахстане
11:18  Голая правда картошки в мундире. Стратегический запас овощей Казахстана попросту съеден
08:28  Земля в иллюминаторе. Лакшми Митталу поплохело в самолете над Казахстаном
00:51  Российский "Лукойл" купил в Узбекистане нефтекомпанию SNG Holdings за $580 млн
00:32  С.Михеев: Столкновение цивилизаций – вызовы новой Российской империи
00:24  Г.Ибрагимоглу: Что дал ислам женщине?
Пятница, 07.03.2008
23:27  Н.Пахомов: Чем хорош МакКейн?
22:21  Безопасность в регионе Каспия. В Баку начался семинар Парламентской ассамблеи НАТО
21:13  В ответ на новые санкции Белоруссия выдворяет американскую послиху
20:16  Карабах передал Азербайджану тела 4-х солдат, погибших в последних боях и посмертно награжденных Баку медалями
20:05  Украина обнародовала секретный ющенковский план дележа с "Газпромом" среднеазиатского газа
19:35  Е.Халмуратов: Казах чужому казаху предпочтет да хоть папуаса
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
А.Князев: Этнополитический подтекст киргизских учебников по истории
11:13 10.03.2008

Историческая наука и образование в большинстве стран бывшего СССР с самого начала их самостоятельного существования были адаптированы под задачи строительства этнократических государств. В рамках этого процесса за основу было взято формирование не гражданских, а этнических наций. Учитывая же отсутствие во многих случаях сформировавшихся титульных этносов, одним из основных направлений внутриэтнической консолидации (наряду с языковой политикой и некоторыми другими направлениями) становится и выработка "нового понимания истории".

В Киргизии важной характеристикой изложения истории (в том числе - как учебного курса) является отсутствие прямых и конкретных фобий - как по отношению к России и русским, так и по отношению к другим странам и этносам. Это создает иллюзию того, что "историографическая ситуация в этой стране, пожалуй, наиболее благоприятная по сравнению с другими государствами региона". Но доминантой "нового понимания истории" в Киргизии является направленность курсов истории на формирование гипертрофированных представлений об истории киргизского этноса, о его роли и месте в истории Евразии и на территории нынешней Киргизии. Главная задача сегодняшней киргизской историографии - подтвердить объективность и историческую обусловленность образования национального киргизского государства на данной территории, обосновать права киргизов на нынешнюю территорию Киргизии.

Важнейшей составляющей подобной трактовки истории в учебных курсах является формирование подобной мировоззренческой установки на исключительность киргизского этноса, что, в свою очередь, становится одной из основ роста этнического национализма, легко способного трансформироваться в любую из фобий при наличии соответствующей политической конъюнктуры. Скажем, важное место в курсе истории раннего средневековья занимает изучение истории т.н. "киргизского великодержавия". [1] В этом эпизоде авторами осуществлено намеренное смещение понятий. Принятое в исторических источниках средневекового периода и у ряда исследователей применение термина "киргиз" по отношению ко всем тюркоязычным кочевникам Степи в контексте учебника воспринимается как применяемое исключительно к прямым предкам нынешнего киргизского этноса. Объективно же, как этноним, эта дефиниция используется лишь с 1924 г., с образования Кара-Киргизской автономной области в составе РСФСР. У неподготовленного школьника возникает, таким образом, необоснованная иллюзия былого киргизского могущества.

Одним из инструментов в создании этноориентированной истории является полное игнорирование истории других этносов, населяющих республику. В школьных учебниках истории отсутствует изложение истории некиргизских этносов, при том что их суммарная доля в составе населения близка к его половине. Более того, узбекское население Южной Киргизии [2] традиционно осознает себя полностью автохтонным по крайней мере в долинной части южных киргизских областей. Существующая же трактовка национально-территориального разделения 1920-1930-х гг. полностью игнорирует исторические реальности, включая и передачу целого ряда территорий с компактным проживанием узбекского населения Кара-Киргизской АССР (затем Киргизской ССР), исходя из политической мотивации тогдашнего союзного руководства. Подобная трактовка является одним из факторов напряжения в межэтнических отношениях, проецируясь на проблемы сегодняшнего дня. Иногда это приводит к нонсенсам. В 2003 г. по инициативе президента А.А. Акаева в республике широко праздновалось "2200-летие киргизской государственности", подразумевавшее прямое происхождение современных киргизов от усуней.[3] Вслед за этим, исходя из датировки примитивных поселений эпохи бронзы [4] на территории г. Ош, было организовано помпезное празднование 3000-летие города, получившее поддержку ЮНЕСКО и повлекшее, как и "2200-летие киргизской государственности", большой вал соответствующих публикаций местных историков.[5] Излишне говорить, что оба "юбилея" заняли соответствующее место в школьных курсах и учебниках. В подобных случаях в научный оборот при этом отнюдь не вводятся документальные или иные новые источники, современная киргизская историография представлена в основной массе жанром "обобщающих работ", "переосмыслением" предшествующих трактовок, "разоблачением фальсификаций" и т.п. Для мифологизации исторического сознания общества из работ историков дореволюционного и советского периодов целенаправленно подбираются те факты, оценки, положения и выводы, которые удобны для формирования этноориентированных трактовок или концепций.

Методологическая особенность построения курса по истории в системе среднего (и высшего) образования Киргизии - не линейный, а концентрический принцип изложения материала. То есть, изучение исторического материала осуществляется не в хронологической последовательности, а вокруг наиболее важных, с точки зрения составителей программ и учебников, проблем. Следование данному принципу не позволяет учащемуся (студенту) получить системное представление об историческом процессе как о непрерывном и обусловленном некими закономерностями. Следование концентрическому принципу в чрезвычайно малой степени формирует представление о логике исторического развития, об этапах развития общества и отдельно взятого этноса, о необходимой последовательности прохождения этапов исторического развития и т.д. Следование данному принципу позволяет акцентировать внимание учащихся и студентов на произвольно определенной проблематике, вычленяемой из общего исторического материала по субъективному усмотрению авторов курса.

Известно, что историческое познание существует не как функция индивидуального ума, а как общезначимое знание, доступное и понятное всем, оно обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности. Историческое познание и историческое сознание связаны генетически по содержанию, но они не совпадают полностью, а взаимодействуют, удовлетворяя потребности формирования социального самосознания. Социально-историческая память человечества, выступающая как знание о прошлом, дает множество образцов социально-значимого поведения. В этом контексте, помимо иного, современные курсы истории в Киргизии оказываются направлены и на разрыв связи поколений. Уже сегодня, полтора десятка лет спустя после распада СССР, можно говорить о таком разрыве как о свершившемся факте. И если контуры такого разрыва поколений в России проходят скорее в сфере "чистой идеологии", через призму классового подхода, то в условиях Киргизии довлеющим критерием такого разрыва оказывается этнизация истории.

Для того чтобы знание о прошлом могло служить будущему, необходимо располагать особыми познавательными структурами, то есть специальным логическим механизмом, гарантирующим правильность переноса информации о прошлом, которого уже нет, на будущее, которого еще нет. Правильность такого переноса может быть основана только объективными законами общественного развития, действие которых идентично как в прошлом, так и в будущем. Вот почему историческое познание делается особенно привлекательным, если концепция законов общественного развития уже выработана, а их применение подтверждено практикой и приводит к определенным результатам. Вопрос природы, сферы действия и логической сущности законов исторического развития становится в силу этого одной из центральных проблем исторического познания. Всего этого сегодняшние курсы изучения истории - как в школах, так и в системе высшего образования Киргизии - лишены.

Здесь возникает закономерный вопрос: а что же историческая наука? На протяжении постсоветского периода профессиональный уровень исторической науки в Киргизии упал чрезвычайно. Естественное убывание (включая и миграционный отток) кадров профессиональных историков советской школы сопровождалось дроблением преподавательского состава по многочисленным новообразованным вузам, а также весьма заметным идеологическим воздействием на систему со стороны многочисленных иностранных фондов и других организаций. Это небезызвестные и работающие на постсоветском пространстве практически повсеместно "Институт открытого общества" ("Фонд Сороса"), USAID, ACCELS (Американский Совет по сотрудничеству), Educational Services (США), IREX, организации и отдельные программы Турции, стран ЕС, Южной Кореи, ряда арабских стран. Являясь, как правило, финансирующей стороной в различных программах и проектах в сфере образования, они одновременно оказывают мощное влияние на идеологию образования, суть которого сводится к отказу как от советских (российских) педагогических и методологических принципов, так и от ценностно-содержательных основ в изучении как отечественной, так и мировой истории.

Утвердившиеся к настоящему времени во всех государственных структурах Киргизии кадровые принципы, исключающие подбор людей на руководящие должности, исходя из приоритета их профессиональных качеств, приводят к тому, что и в системе народного образования основные управленческие функции сосредотачиваются в руках людей, очень часто весьма далеких от понимания содержания собственно образования.

Господствующие в сегодняшней исторической науке Киргизии подходы, свидетельствуя о ментальной ущербности большинства работающих в этой сфере людей, лишь маскируются под национальные, приводя, как минимум, к национально-культурной замкнутости, ограниченности, стагнации, к добровольному перемещению киргизского общества на задворки цивилизации. Как, в общем-то, и любая псевдопатриотическая демагогия только лишний раз заостряет наше внимание на том, как неуютно жить в обществе повальных недоучек с необоснованно завышенными амбициями.

В общественном мнении в России, да за ее пределами, за постсоветское время сформировался стереотип о некой лояльности киргизского социума и, особенно, киргизских политических элит, определяющих общественно-политическую атмосферу, к России, к русским, к русскому языку, к общей с Россией истории. Это не совсем так. И анализ учебников по истории позволяет выделить целый ряд характеристик, а также конкретных проблемных эпизодов, позволяющих подвергнуть указанный стереотип аргументированной критике. В сегодняшних учебных программах и учебниках присутствует целый ряд эпизодов, которые могут при возникновении политической целесообразности (или в силу мировоззрения преподавателей) трактоваться в русофобском или антироссийском духе. Наиболее очевидным из подобных эпизодов совместной истории является, пожалуй, антирусское восстание 1916 г. [6]

Если, резюмируя, попытаться ответить на вопрос: каков же может быть результат обучения истории в описанной выше ситуации, то можно утверждать следующее.

Современное поколение киргизских школьников лишено возможности получить системные знания по курсу истории и, таким образом, изучение данного курса в малой степени способно влиять на формирование их гражданского мировоззрения в целом.

При этом доминирующими тенденциями в освещении отечественной истории, заложенными в действующих курсах и учебниках, являются следующие.

- Киргизский этнос является одним из наиболее древних в рамках человеческой цивилизации в целом.

- Киргизы являются главным и единственным автохтонным этносом на нынешней территории КР и на определенных территориях, в настоящее время включенных в состав стран-соседей - КНР, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и России.

- Включение Киргизии в состав России носило характер колониального завоевания, ставшего причиной отсталости киргизского этноса и его нынешнего критического состояния.

- Приобретение государственной независимости было многовековой мечтой киргизского народа.

- Киргизский этнос является безусловно доминирующим на территории республики во всех сферах жизни.

- Современная политика России в отношении Киргизии не является равноправной, имеет в себе черты имперскости и элементы постколониализма.

Можно констатировать, что существующая фальсификация и мифологизация истории Киргизии является в высокой степени востребованной со стороны киргизской политической элиты, являясь идеологическим базисом доминирования киргизского этноса в основных сферах жизни республики. В связи с произошедшим в марте 2005 года межклановым перераспределением политической власти в республике, в ближайшее время можно ожидать пересмотра ряда ранее устоявшихся положений в курсах истории - в сторону принижения в тех или иных исторических ситуациях роли северных киргизских кланов и персоналий, и, напротив, возвышения роли южных кланов и деятелей. И, таким образом, нового этапа в фальсификации и мифологизации и истории самой республики, и истории ее взаимоотношений с другими странами.

***

1. Чоротегин Т.К., Омурбеков Т.Н. История Кыргызстана. IX-XVIII вв. - Учебник для 7 класса ср. шк. / Пер. на русск. яз. Ж. Джудемишева. - Бишкек, 2003. - С. 7-10.
2. Составляющее по официальным данным переписи 1999 г. 13,8 процента (по различным независимым оценкам, истинное количество этнополитического состава узбекского и проузбекски ориентированного населения составляет более 30 процентов населения республики).
3. Единственная мотивация подобного толкования лежит в труде Н. Аристова "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы…", переизданного в Бишкеке в 2001 г. В нем автор, на основе сугубо собственных замысловатых рассуждений, пришел к заключению, о том, что "усуни есть прямые предки нынешних каракыргызов". Другим основанием для этого послужили соответствующим образом истолкованные эпизоды в сочинениях китайских историков.
4. Заднепровский Ю. А. Бушков В. И., Сулайманов Э. Ж., Насиров Т. А. Новые исследования на Ошском поселении эпохи бронзы / Ю. А. Заднепровский. В. И. Бушков, Э. Ж. Сулайманов, Т. А. Насиров // Ош-3000 и культурное наследие народов Кыргызстана. - Вып. 4. - 2000. - С. 76-77. Заднепровский Ю. А. Уникальные ошские землянки эпохи поздней бронзы // СКЧ 1996-1997. КСД. - СПб. - 1998. - С. 34-36. Заднепровский Ю. А. Тюрки в Фергане: ( по археол данным) // Новое о древнем и средневековом Кыргызстане. - Вып. 2. - 1999. - С. 77-79 и др.
5. См., например: Жакыпбеков Ж. Из истории научно-исторического изучения Оша и юга Киргизстана с 1917 года до наших дней // Ош-3000 и культурное наследие народов Кыргызстана. - Вып. 5. - 2000. - С. 66-68. Закиев М. Кем был основан город Ош? // Ош-3000 и культурное наследие народов Кыргызстана. - Вып. 4 . - 2000. - С. 122-125.
6. Восстание 1916 года в Кыргызстане: Сб. материалов научной конференции, посв. 75-летию восстания. - Б.: Илим, 1993. См. также: 1916-жылкы Кыргызстандагы кетерулуш: Документтер жана материалдар. Эскермелер. - Б.: Кыргызстан, 1996. Уркун 1916. Тарыхый даректуу очерктер. - Бишкек, 1993. Бактыгулов Дж. С, Момбекова Ж.К. История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен до наших дней. - Бишкек: Кыргызстан, 1999. Кененсариев Т. Кыргызстандын Орусияга каратылышы. Тарыхты уйренуучулер учун. - Бишкек: Кыргызстан, 1997.

Выступление А.А. Князева на конференции "Проблемы изучения истории в школах постсоветских государств", Москва, Институт стран СНГ (по заказу МИД РФ), 11-12 декабря 2007 г.

Источник - Александр Князев
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1205136780


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх