И.Торбаков: СНГ. Уходящая реальность? 00:45 12.03.2008
В обстановке, когда в Содружестве Независимых Государств все прочнее начинает закрепляться "многовекторная" политика, России все чаще приходится задумываться о пересмотре своего подхода к сохранению влияния на страны бывшего СССР.
В настоящее время политические лидеры России демонстрируют привычный подход к многосторонним региональным организациям, в частности к СНГ. Так, например, на состоявшейся в феврале встрече глав стран СНГ российский руководитель Владимир Путин заявил, что СНГ является "очевидным и неизменным российским приоритетом". Его политический протеже и преемник на посту главы государства, Дмитрий Медведев, подтвердил эту мысль. У Москвы "нет альтернативы сложившемуся режиму добрососедства, развитию долгосрочного сотрудничества", – вторит он Путину.
Несмотря на подобные заверения официальных лиц в неизменной верности посткоммунистической конфедерации бывших советских республик, московские эксперты-аналитики не считают СНГ устойчивым образованием. Многие, скорее, полагают, что старая региональная структура доживает свои последние дни. И действительно, в недавнем докладе влиятельного российского Совета по внешней и оборонной политике Содружество Независимых Государств называют "уходящей реальностью".
По мере развития экономических и политических отношений с все большим количеством сторон в рамках так называемой "многовекторной" дипломатии, бывшие советские государства все чаще отваживаются на независимые дипломатические акции. Это особенно характерно для стран-производителей энергоресурсов Центральной Азии – Казахстана и Туркменистана. Хотя Узбекистан и не может похвастаться столь же обширными энергетическими ресурсами, как его соседи, он тоже регулярно проводит независимый геополитический курс.
Хотя все эти три центральноазиатских государства по-прежнему выступают на стороне интересов Кремля, в последние годы они нередко предпринимали шаги, вызвавшие неудовольствие Москвы. Помимо присутствия США в Центральной Азии, проблему для российских стратегов представляет и растущее экономическое влияние Китая в этом регионе.
Учитывая нынешние геополитические реалии, некоторые аналитики доказывают, что СНГ нельзя сегодня рассматривать как отдельный целостный объект российской внешней политики. Напротив, постсоветское пространство, представленное самыми разными государствами, становится ареной активного соревнования, где стратегические интересы Москвы сталкиваются с интересами Пекина, Брюсселя и Вашингтона.
"Совершенно ясно, что потенциал СНГ практически исчерпан и впереди нас действительно ждет "цивилизованный развод", – писал в статье, опубликованной недавно в "Независимой газете", политолог Андрей Федоров. Главной же стратегией Москвы, по мысли Федорова и других российских экспертов, должно быть не сохранение СНГ "любой ценой", а прагматичная и настойчивая защита национальных интересов России – главным образом путем укрепления двусторонних связей.
Чтобы преуспеть на этом поприще, считают некоторые российские стратеги, Россия должна внести в свою политику определенные коррективы. В настоящее время Россия больше полагается на меры принуждения в деле достижения своих стратегических целей на пространстве СНГ. Это подчеркивает тот факт, что Москва регулярно использует энергопоставки в качестве рычага политического давления. По мнению ряда политологов, чтобы сохранить свое влияние в регионе, Россия должна превратиться в регионального хозяина и собственника, приобретающего экономические объекты в различных государствах СНГ. Поставленная на широкую ногу, подобная деятельность даст российским компаниям (а, следовательно, и Кремлю) фактический контроль над экономиками ключевых стран СНГ.
Россия уже начала работать в этом направлении, но, с точки зрения экспертов, ей необходимо значительно увеличить размах. Для ускорения процесса требуется более слаженная работа государственных ведомств и российских деловых кругов, полагают аналитики.
Что касается стратегии за пределами СНГ, то подготовленные за последнее время российскими "мозговыми центрами" стратегические документы и программы – явно отражающие растущие геополитические устремления Москвы – содержат мысль, что России следует проводить более решительную политику на международной арене. Предложенная авторами одного доклада "стратегия глобального проникновения" призывает Кремль продолжить стратегию "глобального присутствия", которую осуществлял бывший Советский Союз.
Сможет ли Россия реализовать свои политико-экономические амбиции – будь то в рамках постсоветского пространства или на мировой арене – остается пока неясным. Несмотря на энергетические богатства и политическую решимость России, ряд факторов могут помешать Кремлю сохранить необходимый контроль над бывшей советской Евразией. Одним из таких факторов является вопрос, найдет ли Россия средства, необходимые для финансирования скупки ключевых экономических активов в регионе. Кроме того, как с готовностью признают и сами московские аналитики, у России большая проблема с имиджем: лидеры стран СНГ считают Кремль не подлинным другом, а скорее страной, пытающейся проводить политику диктата.
России также придется иметь дело с факторами, неподвластными ее контролю. Так, например, возрождение движения "Талибан" в Афганистане заставляет опасаться активизации радикальных исламистов в Центральной Азии.
По мнению ряда экспертов, нынешние обстоятельства предоставляют России больше всего шансов одержать победу на геополитическом фронте. Евросоюз пока не выработал единой политики в топливно-энергетической сфере, а Соединенные Штаты завязли в Ираке. Если бы Брюссель и Вашингтон смогли больше внимания уделить проблеме сдерживания и противодействия российским маневрам, выделяя на эти цели больше ресурсов, то планы Москвы, скорее всего, потерпели бы поражение.
Игорь Торбаков является независимым журналистом и экспертом, специализирующимся на политических вопросах СНГ.
9.III.2008
|