"Карачаганак" приостановили. Счета оператора крупного нефтегазового проекта в Казахстане заблокированы 09:05 19.03.2008
Вслед за консорциумами иностранных компаний, разрабатывающих два крупнейших нефтегазовых проекта Казахстана - "Кашаган" и "Тенгиз", - государственное давление почувствовал на себе пул инвесторов, работающих на "Карачаганаке". Заместитель председателя налогового комитета по Западно-Казахстанской области Аклима Кайдашева вчера сообщила Интерфаксу, что счета Karachaganak Petroleum Operating (KPO), оператора освоения "Карачаганака", уже в течение нескольких месяцев заблокированы. "Расходные операции по банковским счетам компании KPO приостановлены согласно норме Налогового кодекса за несвоевременное представление налоговой отчетности "Плата за эмиссии в окружающую среду", - сказала она. - На сегодня все счета по-прежнему приостановлены, так как до сих пор компания не представила данную отчетность".
Поводом для государственной атаки на KPO послужила модная в России тема недостаточной утилизации попутного газа. "Межрайонный экономический суд подтвердил наше утверждение о наличии на промысле самовольных выбросов и о том, что компания представляет нам искаженную информацию, - сказал чиновник администрации Западно-Казахстанской области Александр Потякин. - В ходе проверки было установлено, что факты самовольного сжигания попутного газа на объектах промысла имели место практически каждый день". В свою очередь KPO распространила заявление о том, что действовала строго в рамках законодательства Казахстана и что намерена отстаивать правоту в суде.
Запасы Карачаганакского месторождения оцениваются более чем в 1,2 млрд тонн нефти и конденсата и 1,35 трлн кубометров газа. По соглашению о разделе продукции доли участия между зарубежными участниками консорциума распределены следующим образом: BG и Eni - по 32,5%, Chevron - 20% и ЛУКОЙЛ - 15%. Еще 20% у государственного "Казмунайгаза". Сейчас на месторождении добывается около 7-8 млрд кубометров газа. KPO продает этот объем совместному предприятию "Газпрома" и "Казмунайгаза" - "Казросгазу", который доставляет топливо на Оренбургский ГПЗ для переработки, а затем перепродает "Газпрому" по согласованной цене 180 долл. за тысячу кубометров (самой высокой для стран региона).
В прошлом году KPO и "Казросгаз" подписали 15-летний контракт на поставку газа для переработки его в Оренбурге и последующего экспорта. При этом запланировано, что "Казмунайгаз" станет равноправным партнером в сфере переработки газа. "Газпром" должен внести в СП Оренбургский ГПЗ, а казахстанская госкомпания - деньги (около 19 млрд руб.), которые предполагается направить на развитие мощностей под дополнительные поставки газа с "Карачаганака" (15 млрд кубометров с 2012 года).
Несмотря на договор между KPO и "Казросгазом", создание СП застопорилось из-за неопределенности с ростом добычи газа на месторождении, а также противоречий между иностранным консорциумом и госорганами, которые начали кампанию по увеличению роли "Казмунайгаза" в крупных проектах на территории Казахстана.
Источник, близкий к ЛУКОЙЛу, заявил "Времени новостей", что проблемы с госорганами, отвечающими за экологию, у KPO существуют уже много лет, и всегда они решались, ведь объем утилизации попутного газа на "Карачаганаке" составляет 99% - такого высокого уровня нет почти нигде в мире. Так что в этом смысле ничего экстраординарного, считает он, не происходит. Однако предсказывать, как развернутся события, он не стал. "Оператор будет отстаивать свою позицию, если понадобится, то и в суде. И если будет предписано заплатить штраф за экологические нарушения, то оператор будет решать, как это сделать", - пояснил собеседник газеты.
Что касается природного газа, который добывается на "Карачаганаке", то, по словам источника, в рамках российско-казахского СП сейчас обсуждается вопрос об увеличении объема поставок, однако переговоры пока не завершены. В свою очередь источник, близкий к KPO, указывает, что казахская сторона часто ставила вопрос о том, чтобы снизить цену на газ, который закупает "Казмунайгаз" для поставок на Оренбургский ГПЗ. Поэтому он не исключил, что экологические претензии могут иметь отношение к переговорам об увеличении объема поставок газа.
Николай ГОРЕЛОВ, Алексей ГРИВАЧ
N°45 19 марта 2008
|