Казахстанский Нацбанк решил поспособствовать росту инфляции девальвацией тенге 11:59 19.03.2008
Не секрет, что по влиянию на валютный курс внутри страны Национальный Банк Республики Казахстан превосходит Федеральную Резервную Систему США и Европейский Центробанк вместе взятые. Правда, в отличие от Бена Бернанке или Жан Клода Трише, регулярно на пресс-конференциях объясняющих, в чем именно заключается их политика и каковы побудительные мотивы тех или иных решений, их казахстанский коллега Анвар Сайденов предпочитает хранить в тайне логику, по которой выстраивается курс тенге к американскому доллару.
Хотя этот вопрос касается буквально каждого казахстанца, напрямую затрагивая содержимое их кошельков, которое существенно уменьшилось за последний месяц. Как известно, в конце февраля курс американского доллара обрушился по отношению к практически всем свободно конвертируемым валютам, установив рекордные минимумы. Логично было бы предположить, что казахстанские банкиры последуют примеру тех же российских коллег, у которых курс доллара опустился в связи с этим с 24,50 почти на рубль (что в пересчете равнозначно 5 казахстанским тенге), а евро пропорционально подрос.
Слабо верится, что в Казахстане не замечают, что творится в мире с американским долларом, и имеющийся курс объективно сложился на бирже. Но, по странной логике казахстанского Нацбанка, курс доллара к тенге не только не падает, а даже демонстрирует тенденцию к росту. Если еще месяц назад он колебался у отметки 120, то сейчас уверенно перевалил за 120,50. В итоге, курс казахстанского тенге ощутимо упал по отношению к другим валютам. Так, например, впервые за последние пять лет российский рубль перешагнул отметку в пять рублей за тенге, а евро по отношению к тенге установил исторические рекорды, перевалив за 190 тенге. Это даже больше, чем в августе 2007 года, когда паника по поводу валютных курсов (причины которой также никто так толком и не объяснил) охватила самые широкие слои населения.
Сейчас кто-то опять девальвирует тенге, но в отличие от августовских событий делает это осторожно, стараясь не затронуть курс тенге к доллару, за которым традиционно следят простые граждане. Однако надеяться, что все это так и останется незамеченным не стоит, т.к. к чему приведет такая политика, сделать вывод несложно. Так, например, тот же импорт Казахстана из России превышает экспорт в два с лишним раза, а в структуре экспорта России в Казахстан значительную долю занимают минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Соответственно, девальвация тенге к рублю незамедлительно приведет к подорожанию всех этих российских товаров, как для рядовых казахстанских потребителей на прилавках магазинов, так и для бизнесменов, закупающих, например, в РФ оборудование. Аналогично вскоре подорожают и товары, закупаемые за другие валюты, например, китайские юани (падение тенге с 16,5 до 17). Да и товары, закупаемые за доллары, отнюдь не будут дешеветь, как это происходит сейчас во всем мире.
Возникает закономерный вопрос, а в чьих интересах проводится такая валютная политика? Возможно это делается в угоду нефтяным, горнорудным и зерновым магнатам, которые экспортируют свою продукцию как раз таки за доллары. И очень хотят потом продавать эти доллары в Казахстане на валютной бирже как минимум за 120 тенге, а отнюдь не за 110-115, как это должно было бы быть, не будь вмешательства в валютный курс властных структур.
Но позвольте, ведь, как всем хорошо известно, казахстанские экспортеры в последнее время отнюдь не в накладе от своего бизнеса, т.к. цены на их товары на мировых сырьевых биржах демонстрируют рекорд за рекордом. Та же нефть подобралась к отметке 110 долларов за баррель, а цена на зерно за последний год выросла почти вдвое. Наверняка, это позволяет получать сверхприбыли и без всяких валютных игр.
В противоположность этой радужной картине, рядовые казахстанские граждане, о социальной поддержке которых так много говорится, напротив, на своих кошельках в полной мере за последние полгода ощутили стремительный рост цен практически на все товары первой необходимости. И вот, теперь Национальный Банк Казахстана вместо того, чтобы постараться замедлить инфляционные процессы, наоборот, своей валютной политикой подстегивает очередной виток роста цен на импортируемые товары. Наверное, его работники забыли, что согласно статье 7 Закона Республики Казахстан от 30 марта 1995 года № 2155 "О Национальном Банке Республики Казахстан" основной целью Национального Банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан и именно этой цели должно служить валютное регулирование?
|