С.Касым Уулу: Управляемая демократия по-кыргызстански 16:28 19.03.2008
24 марта Кыргызстан отпразднует третью годовщину тюльпановой революции 2005 года. Нынешней весной эта дата впервые будет отмечаться как государственный праздник. Это стало возможным в связи с тем, что вновь избранный республиканский законодательный орган Жогорку Кенеш, с подачи президента Кыргызстана Курманбека Бакиева признал 24 марта "красным" днем календаря. Апологизировав таким образом мартовские события трехлетней данности, новый парламент продолжил контролируемое движение в русле политики главы Кыргызстана.
Политическая система республики в течение нескольких последних месяцев подвергалась планомерному изменению под воздействием Курманбека Бакиева. Стратегию главы республики с некоторыми оговорками можно назвать "государственнической" - он пытается обеспечить себе доминирование во всех сферах жизни. Киргизский президент старается обеспечить в стране стабильность и упрочить центральную власть, пусть даже и не самыми популярными мерами. Бакиев, в частности, пошел на косвенное ограничение политической активности оппозиции и построение так называемой "системы контролируемой демократии". Можно согласиться, что нередко это упрочение центральной власти выглядит как укрепление только клана Бакиевых, но, тем не менее, стремление центральной власти прекратить нарастающую в последние годы анархию очевидно, и в ближайшее время может дать свои плоды. В целом попытки президента установить контроль над властной системой понятны: государственные структуры Кыргызстана в данный момент не совсем окрепли и не по всем вопросам готовы тягаться с оппозиционными политическими силами, которые нередко опираются на поддержку сильных кланов, региональных групп и даже сторонних держав. Тем не менее, Курманбек Бакиев нашел в себе смелость распустить старый парламент, в котором, по мнению "государственников", депутаты пытались заниматься не законотворчеством, а интригами.
16 декабря 2007 года по примеру "старшего брата" - России - Кыргызстан провел выборы в новый Жогорку Кенеш. После изменения Конституции, они прошли по новой для республике системе - по партийным спискам. Партий участвовало много, но прошли в республиканский парламент всего три из них. Это созданная за пару месяцев до выборов президентская "Ак Жол", а так же представители "подконтрольной оппозиции": Партия коммунистов (лидер - Исхак Масалиев) и Социал-демократическая партия Кыргызстана (под руководством недавнего премьер-министра Алмазбека Атамбаева). Таким образом, в результате напряженных усилий, зачастую мало относящихся к демократическому электоральному процессу, центральной власти удалось оставить вне парламентских баталий опасных для себя оппозиционеров - партию "Ар Намыс" бывшего премьер-министра Феликса Кулова и довольно популярную партию "Ата-Мекен" лидером которой является Омурбек Текебаев. Сейчас им фактически предоставлена участь политических маргиналов. Показателен пример "Ата-Мекен", которая несмотря на активную избирательную кампанию, не прошла в парламент, как утверждает ее руководитель, в связи с масштабными фальсификациями, осуществленными властью. Были ли подтасовки или нет и могла ли "Ата-Мекен" пройти во власть - сегодня вопрос второстепенный. Бакиев смог добиться главного - парламент из его постоянного противника превратился в еще один инструмент управления.
Сейчас в Кыргызстане работает практически однопартийный Жогорку Кенеш. Из 90 членов парламента 71 представляют "Ак Жол", 11 депутатов - социал-демократов, еще 8 - коммунистов. Но местные особенности сказались на работе парламентариев. В его стенах президентское большинство уже практически размежевалось на три лагеря. Сепарация в "Ак Жол" произошла по территориально-клановому признаку: выходцы с Юга противостоят представителям Таласа и Чуйской долины, а "северные" в лице "нарынских" и "иссык-кульских" предпочитают держаться отдельно от всех.
Очевидно, что первый этап строительства системы управляемой демократии пройден. Но оппозиционеры не привыкли к такой ситуации и не собираются оставаться на роли политических маргиналов. Объявление дня тюльпановой революции государственным праздником дало им повод еще раз заявить о себе. Как заявил Омурбек Текебаев одному из СМИ региона, "поспешное объявление 24 марта государственным праздником и днем революции будет способствовать негативным тенденциям в обществе. Избиратели сейчас говорят, что в нашей стране невозможно сменить власть законным путем, через выборы. Считают, что сделать это можно только насильно, под давлением. Но вместо того чтобы доказать обратное, власти возводят психологию толпы в ранг политики. Это показывает пример другим, что можно совершить еще одну "народную революцию" и сменить власть. То есть создается прецедент, поощряется противоправное направление мысли и действий".
Для руководства республики эти высказывания таят определенную угрозу, поскольку оппозиционеры не раз заявляли о своей готовности вывести своих сторонников на площади столицы. Причем годовщина тюльпановой революции могла бы стать неплохим поводом новой активизации всех недовольных Бакиевым. Ситуацию подогревают слухи о том, что один из лидеров оппозиции усилил переговорную активность с представителями еще одного игрока на политической арене Кыргызстана - США.
Однако напряжение, создаваемой в обществе, по большей мере искусственно. Рассчитывать на реанимацию протестной активности кыргызстанцев не приходится. Жители донельзя измучены постоянными эскападами своих политиков и в принципе готовы принять сильного президента, который сможет обеспечить стабильность. Неслучайно даже громкие заявления о фальсификации выборов не привели к сколько-нибудь массовым протестам граждан. Отторжение к публичным акциям накапливалось в течение последнего года и, прежде всего, оно наиболее заметно в среде самых мобильных участников прежних выступлений - жителей столицы. В последних мероприятиях они практически не участвовали, а организаторы использовали свои не столь политически подкованные силы из сельских частей страны.
К тому же к годовщине событий 2005 года Курманбек Бакиев сумел должным образом подготовиться. Кроме "показательной порки" партии "Ар Намыс", он сумел рассеять некогда мощную группу знакового политика Феликса Кулова. Некое подобие коалиции, с большим трудом собранное Куловым, было фактически разрушено усилиями Бакиева, который простыми и выверенными жестами переманил сторонников этого опасного противника на свою сторону. Так, один из соратников Феликса Кулова Алмазбек Атамбаев включен в выстраиваемую в Кыргызстане систему власти и возглавляет Социал-демократическую партию, второй - влиятельнейший персонаж республиканской политики генерал-майор Омурбек Суваналиев - стал губернатором Нарынской области. Чтобы устранить клановые противоречия "в верхах", на пост премьер-министра президент назначил представителя русской общины Игоря Чудинова. Бакиев также постарался обеспечить себе безопасность со стороны руководства силовых ведомств. Генеральный Прокурор Кыргызстана Эльмурза Сатыбалдиев и Министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев, являются земляками президента и призваны обеспечить ему надежные тылы в случае непредвиденного развития ситуации.
Тем не менее, главная задача, стоящая перед Бакиевым - проводить государственническую линию и при этом не потерять понимание политических реалий республики. Ведь система "управляемой" демократии для правителя рано или поздно становится неотличима от демократии "декоративной", пример которой был создан Аскаром Акаевым. Установив вертикаль власти, тот потерял связь с народом и большей частью элит, а потому не смог обеспечить должной реакции на кризис в стране. Курманбеку Бакиеву следует постараться, чтобы в укреплении центральной власти не повторить ошибку Акаева, ведь чем закончилось правление последнего, напоминать никому в Кыргызстане не надо.
Сухрап Касым Уулу, эксперт по межнациональным отношениям общественного объединения "Манас Коому" (Кыргызстан) 17 Март 2008
|