В.Северный: В последней стадии распада. В войсках казахстанского командования "Юг" возможна вспышка туберкулеза… 00:15 20.03.2008
В войсках Регионального командования "Юг" возможна вспышка туберкулеза…
Не успел утихнуть скандал с поспешным увольнением из рядов Вооруженных сил лаборанта рентгенкабинета Таразского окружного военного госпиталя сержанта контрактной службы Шолпан Совгабаевой, как разгорелся новый. Действующие лица все те же: кадровые органы МО РК и командование в/ч N№ 73928. В условиях острого дефицита подготовленных специалистов-медиков госпитальное начальство при явной поддержке руководства "верхнего штаба" избавляется от неугодных офицеров, посмевших в Верховном суде отстоять свои законные права… Пока военные кадры разбираются, кто из офицеров достоин продолжать военную службу по окончании контракта, а кого необходимо срочно списать на гражданку за "несоблюдение субординации" и "строптивый характер", без штатного рентгенолога продолжает жестоко страдать весь личный состав частей РгК "Юг".
– По правилу флюрографические снимки солдат должны прочитываться двумя рентгенологами сразу после проведения исследования, на самом же деле их с огромным опозданием читает врач городской больницы, – говорит бывший начальник передвижного рентгенкабинета в/ч № 73928 Султан Шермаганбетов. – Ведь что получается: если в части выявляется туберкулезный больной, то его обязаны срочно отправить в госпиталь для более обширного исследования. Но на самом деле в нашей армии все происходит с точностью до "наоборот". Передвижная рентгенлаборатория выезжает в боевые части без врача- рентгенолога, снимает военнослужащих всего Южного округа до полного завершения акции, затем привозит снимки в госпиталь, где их два раза в неделю всего по 20 минут "читает" гражданский специалист из 2-й горбольницы Аскар Рахимов. Снимков – тысячи, докторских глаз – всего одна пара. В таких условиях разве ж за всем уследишь? Бывали случаи, когда в отснятых снимках солдат имелись жуткие патологии, включая туберкулез в фазе распада… Но об этом в открытую говорить в нашем госпитале было всегда строжайше запрещено…
"Проморгать" в казарме туберкулезного больного стало вполне возможно, так как на протяжении ряда лет передвижной рентгенкабинет перестал регулярно курсировать по воинским частям РгК "Юг". Бывшего начальника ПРК 3666 капитана Шермаганбетова со службы уволили, а нового так и не приняли.
"Дело военных врачей" докатилось до Верховного суда
Султана Шермаганбетова призвали на действительную военную службу в ноябре 2002 года. Свой первоначальный контракт он подписал на три года и работал в госпитале сразу за троих: за начальника передвижного рентгенкабинета и стационарного, за врача-специалиста по компьютерному томографу.
– В госпитале на должности врача-рентгенолога сначала долгое время числился начальник стоматологического кабинета майор Бекболатов, затем начальник приемного отделения подполковник Сейткасимов. Странно как-то получалось. Работу выполнял я, а зарплату получали они, – рассуждает уволенный капитан. – Никто мне даже благодарность не объявлял, не говоря о прибавке к зарплате… Подполковник Сейткасимов одновременно являлся и хирургом, и травматологом, и рентгенологом, и начальником флюрографического кабинета, а еще по совместительству заместителем командира части по воспитательной работе. В военном госпитале должна была оказываться квалифицированная и специализированная медицинская помощь больным, на самом деле оказывалась всего лишь фельдшерско-врачебная. Как в том захудалом ауле, где один врач заменяет сразу всех специалистов. Разве ж такое возможно в военном учреждении?!
Когда капитан Шермаганбетов в 2005 году подал рапорт по команде на продление контракта с ВС РК еще сроком на пять лет, все большие и маленькие начальники его завизировали с пометкой "ходатайствую по существу". Необходимые документы благополучно дошли до Астаны, прошли все согласования и, как заверял Шермаганбетова начальник отдела кадров ГУВМО майор Иманбердиев, "были подписаны начальником ГУВМО".
– То есть мне на официальном уровне в МО РК было заявлено, что контракт со мной был продлен до 2010 года, – говорит Шермаганбетов. – Однако с приходом в госпиталь нового командира подполковника Панова в 2006 году о моем подписанном контракте почему-то все напрочь забыли и поспешно уволили меня с действительной военной службы…
Так военный госпиталь остался без опытного рентгенолога первой категории, имеющего за плечами 17-летний стаж работы, к тому же прошедшего двухгодичный курс клинической ординатуры по рентгенологии и радиологии в МКТУ им. Ясави. Уволить-то уволили, а вместо него так никого и не призвали. Когда раздосадованный капитан подал иск в суд на Министерство обороны за незаконное увольнение его из рядов ВС РК в надежде, что справедливость наконец –то восторжествует, даже не догадывался, какие круги ада ему предстояло пройти за целый год. Проиграв во всех гарнизонных военных судах, Султан Шермаганбетов не смирился с участью и дошел до Верховного суда. Только там и добился своего.
– Я знал, что прав на все 100 %, и поэтому бился до конца, – говорит капитан Шермаганбетов. – Думаю, в наших районных судах, тем более в гарнизонных военных, не все в полном порядке, раз Верховный суд все чаще находит их решения абсурдными, не справедливыми и даже ошибочными…
Согласно Постановлению Верховного суда РК от 10 октября 2007 года приказ ПКНШ генерала армии Алтынбаева об увольнении капитана Шермаганбетова из ВС РК был отменен. В ноябре Шермаганбетова восстанавливают в прежней должности, а через пару месяцев (будете смеяться) ответственного работника с треском увольняют снова, как "достигшего предельного возраста – 45 лет". Абсурд. В армейских рядах 45-летних офицеров – пруд пруди. Неужто теперь под эту марку надо срочно увольнять всех специалистов?! Или только неугодные и самые "разговорчивые" офицеры подпадают под эту "расстрельную статью"?!
Тайна, покрытая мраком
"Мегаполис" уже рассказывал о таинственном деле, связанном с закупкой в Германии медицинского оборудования для Центрального клинического военного госпиталя на сумму около 3,4 млн евро. Медтехника, принятая на баланс военными медиками, абсолютно не соответствовала тому списку, согласно которому были отпущены бюджетные средства. Комитет финконтроля и госзакупок РК выявил, что "заграничное медицинское оборудование относится к разряду "б/у" и не имеет технической документации". После того как в прессе был поднят шум о растрате "военных миллионов", было заведено уголовное дело и даже доведено до логического завершения – до суда. Начальника медицинского управления МО РК полковника Нурлана Идрисова осудили на 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Кроме того, опальный полковник был обязан возместить государству около 187 млн тенге. Недавно я наткнулся в своей телефонной книжке на номер Нурлана Идрисова и позвонил ему на мобильный. На звонок ответила супруга Идрисова, но затем передала телефонную трубку мужу. Осужденный и отбывающий наказание полковник оказался дома. Говорит: "Вышел из кутузки помыться (!) и принять лекарства". Очень возмущался, что я посмел потревожить его покой, что он серьезно болен и нуждается в лечении, а я "такой-сякой" достаю его своими "дурацкими вопросами". А кому их задавать, если еще один полковник, принимавший непосредственное участие в закупе оборудования и занимающий высокую должность, давным-давно сбежал в Киргизию. Кстати, поговаривают, что именно туда "ушла вся дорогостоящая добротная германская медтехника", а вместо нее в клинический госпиталь "подсунули гуманитарку". И быстренько разбросали ее по регионам.
– Компьютерный томограф стоимостью 49 млн тенге действительно завезли в наш госпиталь без какой либо документации, – подтверждает капитан Шермаганбетов. – При выгрузке его уронили с высоты подъемного крана и разбили. Затем подвезли еще один компьютерный томограф также без документации. Тогда из двух томографов нам удалось собрать один. Инженер из Болгарии, специалист из Астаны, рентгенолог Куздебаев и я не один день трудились над его наладкой. А через некоторое время в госпиталь пришел еще один томограф…
В результате установленный и уже опробованный томограф был демонтирован, а вместо него установлен "свежепригнанный". Обслуживать его пригласили гражданского специалиста Германа Середина, заключив с ним контракт на сумму более миллиона тенге. За 4 года с помощью аппарата было "показательно" обследовано всего около 45 больных. Сейчас кабинет простаивает. Нет ни специалистов, ни положенной документации. Демонтированные компьютерные томографы до сих пор не списаны и валяются где-то на "заднем дворе"…
"Мертвый груз"
В 2004 году вместе с томографами в хирургическое отделение госпиталя поступил рентгеноаппарат Аркоскоп "Siemens". Поступил без какой-либо документации. Через пару лет вынужденного простоя "мертвый груз" сплавили в Алматы, а взамен через фирму "Альянс" закупили итальянский рентгеновский комплекс "Apollo" с фотопроявочной машиной китайского производства стоимостью более 28 млн тенге. И эта техника по сложившейся традиции поступила в госпиталь без документов.
– На самом деле трудно понять, почему при остром дефиците специалистов-медиков узкой направленности командование и военные кадры МО РК чинят всевозможные препятствия для продления контракта добросовестным и всесторонне подготовленным офицерам, – задается вопросом восстановленный по суду и уволенный из армии вновь капитан Шермаганбетов. – После прохождения специализации по компьютерной томографии в Алматы командир в/ч № 73928 подполковник Панов в течение двух лет не соизволил распорядиться о перечислении несчастных 12 тыс. тенге за мое обучение. В результате я так и не получил сертификат, позволяющий мне работать на том госпитальном томографе. 100 долларов не нашлось. Смех. Зато миллионные контракты заключаются с иностранными гражданами, которых в срочном порядке вызывают из-за границы выполнять задачи, с которыми совершенно свободно могут справиться отечественные спецы, призванные в армию, между прочим, по приглашению самого министра обороны.
№ 10 (375) от 17.03.2008 Владимир СЕВЕРНЫЙ
|