С.Благов: Россия намерена активизировать свою энергетическую политику в ЦентрАзии 09:15 20.03.2008
Предстоящая передача политической власти из рук президента России Владимира Путина Дмитрию Медведеву может активизировать в Центральной Азии тенденцию, состоящую в использовании Кремлем энергоресурсов в качестве рычага давления для достижения своих геополитических целей.
В последние несколько лет администрация Путина использовала топливно-энергетические компании страны (особенно контролируемый государством газовый концерн "Газпром") в качестве весьма эффективного дипломатического инструмента для восстановления экономического и политического господства Москвы в Центральной Азии.
2 марта Медведев одержал победу на тщательно срежиссированных президентских выборах и должен официально вступить в должность 7 мая. Предполагается, что Медведев, с давних пор входящий в состав правления "Газпрома", станет проводить политику на дальнейшее усиление роли государства в энергетической сфере. По заявлению избранного президента, его первый визит в качестве главы государства состоится, скорее всего, в одну из стран Содружества Независимых Государств, объединяющего республики бывшего СССР.
По мнению многих российских экспертов, наиболее вероятным пунктом назначения Медведева станет Туркменистан. Вскоре после состоявшихся президентских выборов Медведев принял приглашение туркменского лидера Гурбангулы Бердымухаммедова посетить с визитом Ашгабат. С момента прихода к власти Бердымухаммедова после скоропостижной кончины Сапармурата Ниязова Ашгабат стал излюбленным местом посещений для дипломатов из США, ЕС и России.
Хотя после 7 мая номинально Медведев станет главой государства, многие эксперты в самой России и на Западе полагают, что направлять политику в большинстве стратегически важных областей по-прежнему будет Путин, который при Медведеве займет пост премьер-министра России. В знак того, что центр власти в России не изменится, именно Путин был главной политической фигурой в ходе визита в Москву 17-18 марта госсекретаря США Кондолизы Райс и министра обороны США Роберта Гейтса. Медведеву же в этом визите была отведена вспомогательная роль.
Похоже, уже сейчас вырисовывается структура разделения труда между Путиным и Медведевым, в которой технократу Медведеву доверены внутриэкономические и социальные вопросы, тогда как Путин занимается делами, связанными с ролью России на мировой арене. До своего избрания Медведев занимал пост вице-премьера, курирующего главным образом вопросы развития социальной сферы. Фактически, президентство Медведева может не принести практически никаких изменений, поскольку среди его главных стратегических ориентиров значится оздоровление ситуации в российском образовании и жилищной сфере.
Если Медведев на самом деле сосредоточит внимание на внутриэкономических вопросах, то вопросы большой политики по-прежнему будут в ведении Путина. Это будет означать, что уходящий президент/будущий премьер останется центральной фигурой в решении вопросов взаимодействия России с Центральной Азией, учитывая крайнюю важность этого региона в качестве поставщика природных ресурсов.
Кроме того, Путин, вероятно, сохранит свою руководящую роль и в нынешних стратегических дискуссиях с Соединенными Штатами, ЕС и Организацией Североатлантического договора. Главной целью визита Райс и Гейтса в Москву было достижение стратегической договоренности с Москвой касательно дислокации вооруженных сил в Европе. В последние месяцы Россия все активнее критикует планы США по размещению элементов ПРО в Центральной Европе. Правда, по итогам состоявшихся 17-18 марта обсуждений сторонам так и не удалось урегулировать свои разногласия.
Россия намерена сохранить свое конкурентное преимущество в Центральной Азии, где ее все активнее пытаются теснить Китай и страны Запада. В пользу этого соображения говорит озвученное "Газпромом" 11 марта заявление о резком увеличении будущих закупочных цен на газ, приобретаемый компанией у Туркменистана, Казахстана и Узбекистана. Этот шаг вполне способен помешать США и ЕС реализовать свой транскаспийский проект, угрожающий контролю России над газоэкспортом. Но, вместе с тем, "Газпром" идет и на серьезный риск.
"Это значит, что цена газа, который "Газпром" покупает на свой баланс, существенно возрастет, – сказал Путину председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в ходе рабочей встречи 14 марта, говорится на сайте президента РФ. – Это ставит "Газпром" в непростую ситуацию, поскольку "Газпром" покупает газ как на свой баланс, так и для продажи на внешних рынках".
Для того, чтобы смягчить серьезный скачок закупочных цен на газ, "Газпром" намерен переложить часть возросшей стоимости на потребителей, особенно из стран ЕС, отметил Миллер. Но даже при всем этом, рост цен на энергоносители Каспийского бассейна, похоже, ведут к образованию инфляционной спирали, способной стать серьезной головной болью для команды Путина-Медведева.
Многие эксперты, например, полагают, что энергетические отношения России с Украиной и ныне потенциально могут перерасти в масштабный международный кризис. Москва и Киев уже не раз вели крайне напряженный диалог по поводу российских энергоэкспортных цен. Украина зависит от российского газа, и Москва не скрывает своего намерения резко повысить стоимость энергоресурсов для Киева, чтобы компенсировать возросшие расходы "Газпрома" на закупку газа у центральноазиатских производителей.
Одновременно с этим Россия не может так уж свободно диктовать Киеву цены, поскольку подавляющая часть российского экспорта в страны ЕС проходит по территории Украины. Киев, таким образом, может оказывать нажим на Москву с целью снизить цены и уже не раз проделывал это, дезорганизуя поставки по ведущим на Запад трубопроводам. Около 85 процентов доходов России от энергоэкспорта приходится на поставки в страны ЕС. Доходы топливно-энергетического сектора, в свою очередь, составляют более трети годового бюджета России, составляющего порядка 283 млрд. долларов.
Возможно, самой непосредственной задачей на данном этапе станет планируемая модернизация одной из главных трубопроводных систем Центральной Азии. В мае 2007 года Россия, Казахстан и Туркменистан подписали соглашение о расширении Прикаспийского газопровода. Но вот начнутся ли строительные работы в запланированные сроки, а именно во второй половине 2008 года, до сих пор остается под вопросом.
Сергей Благов является экспертом по политическим вопросам СНГ. Проживает в Москве.
18.III.2008
|