Х.Ибрагимоглу: Философия Новруза. Он есть раскрытие добродетельного начала в человеке 12:21 20.03.2008
Философия Новруза
Мы живем в дни праздника Новруз. Новруз - это свежее дыхание весны ощущается повсюду. Просыпается природа, и вместе с ней просыпаются надежды. Те, кто в ссоре, с нетерпением ждут Новруза, чтобы получить повод помириться. Дети ждут Новруз в предвкушении подарков. Родственники ждут Новруза, чтобы делать "силейи-рахм" - навещать друг друга.
Повсеместное оживление, надежда на лучшее проявляется во всем. Новруз - один из фундаментальных столпов национального самосознания. Он имеет неоценимое значение в национальной самоидентификации. Это самовыражение нации, то, что отличает нас. То, что делает наших людей столь добрыми, отзывчивыми, гостеприимными, неравнодушными к чужой беде. Благодаря элементам национальной индивидуальности, таким, как Новруз, даже все эксперименты "переходного периода" не смогли до конца убить эти прекрасные черты в наших людях.
Трижды за столетие меняли название нации, меняли алфавит, меняли даже название языка, на котором мы говорим. Изменилось многое, но несколько краеугольных камней национальной самоидентификации - в том числе Новруз - остались незыблемыми.
Видимо, это можно объяснить и тем, что Новруз - это не просто праздник - это феномен, несущий в себе научную, философскую, экзистенциональную суть, феномен, который зиждется на прочном фундаменте вечных ценностей. Новруз по сути является священным знамением божественной мудрости. Просыпается, восстает из мертвых природа, уравниваются день и ночь. Вся природа источает любовь, все живое словно соревнуется меж собой в красоте своих проявлений. И этим просыпанием природы Новруз напоминает нам о Судном дне. О дне, когда люди восстанут из мертвых, чтобы держать ответ за свои деяния и приобщиться к божественной милости или понести заслуженное наказание - в зависимости от вердикта справедливейшего из судов. Это восстание из мертвых, оживление должно стимулировать человека на поиски духовного спасения. И человек, обращаясь в эти дни к своему Создателю, молит: "О, Тот, кто властен над взорами и душами! О, Тот, кто оживляет души! О, Тот, кто властен над смертью и воскрешением! Оживи нас в наступающем году! Очисти наши души от ржавчины, от безразличия. Даруй нам истинное спасение!"
Другой ракурс Новруза раскрывается божественной логикой, в соответствии с которой истинным праздником для человека является состояние, при котором он наиболее полно реализовывает свои потенциальные возможности. При этом эта реализация должна осуществляться в самой оптимальной и прагматичной форме - путем вливания в божественную гармонию. День, когда человек не совершает греха, он не нарушает божественную гармонию, и, следовательно, этот день и есть истинный праздник для совершенного человека.
Мы видим, что классический Новруз во всех проявлениях есть раскрытие добродетельного начала в человеке. Когда поссорившиеся мирятся - дисгармония межличностных взаимоотношений переходит в стадию гармоничного развития; когда осуществляется генеральная уборка жилища, улицы - человек словно производит уборку внутри себя и духовно очищается; когда проявляет любовь к детям, родителям, вспоминает усопших, заботится о сиротах, престарелых, одиноких, о незащищенных членах общества - он разрушает внутренние идолы эгоцентризма и находит спасение от внутренней опустошенности и от бездарного, никчемного существования. Так будем же молить Творца, чтобы каждый наш день был подобен истинному Новрузу...
Хаджи Ильгар ИБРАГИМОГЛУ, философ-теолог, имам-джамаат мечети "Джума" в Ичери шэхэр № 52(1774) Чт., 20 Марта 2008
|