КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 22.03.2008
17:09  На выборах в Тайване побеждает оппозиционный (гоминьдановский) кандидат Ма Инцзю
12:27  Нурани: Тибет - легенды и реальность. Чьи интересы стоят за беспорядками в столице Тибета Лхасе?
12:17  С.Бланк: Китай и Россия - жандармы Евразии
12:15  Eurasianet: Присоединится ли Бердымухамедов к Транскаспийскому проекту в ходе визита в Турцию?
11:29  А.Лукин: Спасет ли шариат Европу?
11:23  IWPR: Узбекистан - земельные реформы могут ударить по бедным слоям населения
11:21  О.Байрамов: Узбекистан. Цыгане стали орудием милиции против правозащитников

11:15  Д.Каримов: Аксыйский "вердикт", или Киргизские президентские грабли
11:01  Нур Омаров: Президент Кыргызстана оказался заложником слухов, распускаемых его окружением
10:57  "НВО": Продуманная ошибка. НАТО вбивает клин в отношения между Москвой и Ташкентом
10:52  К.Чуприн: Еще один флот на Каспии. Казахстан стремится обрести здесь второй по значимости военно-морской потенциал
10:50  А.Михайлов: ОДКБ–НАТО - дружить нельзя соперничать
10:44  В Алматы вышла книга "Личность", о бывшем руководителе республики Д.Кунаеве
09:37  На тайваньские выборы прибыли авианосцы-наблюдатели. США контролируют реакцию Китая
09:26  "Ведомости": Бакиев правит дистанционно
09:05  Алейда Марч выпустила книгу "Воспоминания", о своем муже Че Геваре
08:32  В Осетии, возможно, нашли останки кого-то из съемочной группы Сергея Бодрова
07:37  Правительство Молдавии впервые в истории возглавит женщина - Зинаида Гречаный
00:38  Г.Тихонов: "Я знаю, как договориться таджикам с узбеками"
00:30  Э.Гасанов: Народ и народная доля. Любой этнос делится на три категории...
00:09  Руководство Узбекистана - экономический банкрот! - обращение правозащитников к ЕС
Пятница, 21.03.2008
23:25  Сенсационная мировая новость. Что покупал Кыргызстан у оружейного барона Бута?
21:05  ГосДума России приняла невнятное заявление-просьбу по поводу независимости Абхазии и Южной Осетии
20:13  М.Джураев: Каркыра - это... О спорных участках территории Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана
19:18  Corriere della Sera: Далай-лама "готов встретиться с Ху Цзиньтао". Но восстание ширится
18:02  Д.Малеваная: Золотая фишка Неудачи, или Перспективы игорного бизнеса в Киргизии
16:40  "The Sun": Английский гамбит. Литвиненко сам был причастен к торговле Полонием-210 (новые тайны)
16:38  В китайском Синьцзяне землетрясение в 7,2 балла
15:34  А.Эркебаев: Три года Бакиева: слова и дела
14:25  А.Бабкин: История Китая - это концепция династийных циклов
14:15  Казахстан. Госхолдинг "Самгау" купил Информагентство "Хабар"
14:08  А.Вавилов: Китайское экономическое чудо - слишком много вопросов
13:58  Н.Бухари-заде: Эмомали Рахмон призвал журналистов не вселять в народ пессимизм
13:52  "DW": В Узбекистан возвращаются зарубежные НПО
13:32  Алматинский астролог К.Малков предсказывает, - После 2010 года власть в Казахстане возьмет новый лидер - марионетка в чужих руках
13:14  Тайное становится явным. ООН слушает секретный доклад о нарушениях прав человека в Туркменистане
12:37  Новый город Жана Или снизит цены на жилье в Алматы. Проект "Caspian Engineering group"
12:31  Повесть казахстанца Леона Костевича "Графиня, я стрелялся на дуэли" вошла в финал международного литконкурса "Русская премия"
12:27  Булат Абилов: "Рахат на нас выходил, мы его послали подальше". Дискуссия в алматинском клубе "АйтPARK"
12:21  "Здесь был...". Э.Рахмон в Худжанде заложил в новый жилой дом капсулу с посланием потомкам
12:18  "НП": Успокаивающий газ для Южного Казахстана. Новые маршруты
12:12  Д.Хамдамов: Рахмон начал борьбу с русским языком?!
12:05  Узбекская экс-депутатка М.Бурханова официально обвинена в экспорте проституток в Аравию
11:58  Деловой ПРИНЦип. В Астану зачастили арабы-толстосумы
11:20  Узаконить многоженство или нет? Казахстан дискутирует
11:16  Р.Омаров: КНБ трудится ударно. Тень религиозного экстремизма вползает в повседневную жизнь Казахстана
10:43  Г.Бердымухамедов посчитал послов: в Казахстан, Азербайджан, Армению и Аравию посланы другие
10:22  В Узбекистане начала издаваться новая газета "Карьера+"
10:21  Киргизстанский правозащитник М.Кулешов провел в Бишкеке акцию в поддержку... диктатуры
09:47  Здравствуй, Маулид! Мусульманский мир празднует один из великих своих праздников – рождение пророка Мухаммеда
09:08  Gazeta.kz: Современные рабыни. Секс-трафик и Казахстан
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Нурани: Тибет - легенды и реальность. Чьи интересы стоят за беспорядками в столице Тибета Лхасе?
12:27 22.03.2008

Из Тибета вновь приходят драматичные сообщения. По сообщениям ряда СМИ, в Лхасе вспыхнули беспорядки. Буддистские монахи проводят манифестации по случаю 49-й годовщины восстания в Лхасе, закончившегося бегством духовного лидера Тибета далай-ламы, еще с 11 марта. Но в конце минувшей неели противостояние стало наиболее острым. В прессе уже звучат мнения, что нынешние выступления стали самыми серьезными в этом отдаленном высокогорном регионе почти за два десятилетия.

Собственных корреспондентов иностранных СМИ в Лхасе нет, и мировым масс-медиа волей-неволей приходится пользоваться информацией из "вторых-третьих" рук. И насколько достоверны сообщеня о том, что в Лхасе, административном центре Тибетского автономного района Китая, с наступлением сумерек беспорядки продолжаются, акции протеста переросли в погромы, поджоги автомобилей и торговых точек, что в центре города запылал крупный рынок, имеются раненые, а из соображений безопасности закрыты многие отели и магазины, остается только догадываться. Так или иначе, в тиражируемых сообщениях СМИ Лхаса более всего напоминает Ереван 1-2 марта, и точно так же не исключено введение в городе чрезвычайного положения. В особенности на фоне сообщений о том, что в Лхасе на улицах были избиты несколько этнических китайцев. По сообщению ВВС, большие группы людей поджигали магазины и автомобили - все, что связано с Китаем. Город был окутан плотным слоем дыма.

Как сообщает гонконгское радио, подразделения солдат и полиции оцепили три крупнейших буддийских монастыря в Лхасе. Некоторые монахи объявили голодовку. Некоторые пострадали в столкновениях. Ранее официальный представитель внешнеполитического ведомства Китая Цинь Ган заявил, что начавшиеся в Тибете беспорядки являются "политическим спланированным шагом" группы лиц, поддерживающих Далайламу, и нацелены на то, чтобы "нарушить нормальную гармоничную жизнь тибетского народа". Вместе с тем он отметил, что "благодаря работе местных властей и демократическому административному комитету местных храмов ситуация в Лхасе сейчас стабильна". "Мы решительно противостоим любым попыткам отделить Тибет от Китая", - подчеркнул Цинь Ган. По его словам, правительство Китая придерживается интересов защиты безопасности и суверенитета страны. Касаясь начавшихся в Лхасе беспорядков, дипломат заверил, что соответствующие китайские ведомства будут расследовать инцидент по всей строгости закона.

Показательно, впрочем, и другое. Новая вспышка насилия в Лхасе произошла вскоре после очередной пикировки между далай-ламой и официальным Пекином, Вернее, после заявлений далай-ламы о том, что он намерен заявить "мирный протест" во время предстоящих в Пекине Олимпийских игр. "Мы надеемся, что никакая из стран не будет оказывать поддержку деятельности далай-ламы", - заявила еще в конце января на брифинге официальный представитель МИД КНР Цзян Юй.

"Далай-лама является не просто религиозным деятелем, он ведет работу по подрыву единства страны и пытается расколоть Китай, испортить его отношения с другими странами", - цитируют Цзян Юй мировые СМИ.

В самом деле, накануне Олимпиады далай-лама развил весьма бурную деятельность В декабрьском интервью итальянской газете Corriere della Sera он заявил, что Китай правит Тибетом методами, похожими на закон террора. "Они препятствуют нам исповедовать нашу религию. Разработка сырьевых запасов наносит ущерб окружающей среде. Не существует свободы слова и информации. Попираются права человека. И такие методы могут иметь негативные последствия для единства и стабильности самого Китая". Вскоре официальный представитель МИД КНР Цинь Ган выразил накануне надежду, что глава буддистов Тибета далай-лама XIV посмотрит в глаза истории и реалиям и приступит к практическим действиям, чтобы сделать что-то полезное для тибетского народа. Комментируя по просьбе журналистов последние высказывания далай-ламы, Цинь Ган на пресс-конференции в Пекине сказал, что группа Далай-ламы всегда говорит о разрушении культуры, религии и окружающей среды в Тибете. Однако, по словам дипломата, "в Тибете есть то, что уничтожено, но это не его религия и культура, а беспросветный крепостнический режим, который был полностью разгромлен и никогда не будет реставрирован".

Конечно, нынешняя перепалка между далай-ламой и официальным Пекином далеко не первая и, увы, не последняя. Однако куда важнее другое. В последние годы в Пекине действительно изменилось многое. Тибет не просто открыт для иностранцев: Лхаса со своим знаменитым дворцом Потала, вырубленном в скале, входит в число наиболее рекламируемых туристических достопримечательностей, рекомендованных для посещения иностранцами. Сюда проведена самая высокогорная в мире железная дорога, которая сама по себе является если и не чудом инженерной мысли, то чем-то весьма к нему близким. Словом, для сторонников независимости Тибета от Китая вопрос стоит ребром: сейчас или никогда, Иначе охочие до тибетской экзотики туристы, погуляв по улицам Лхасы, полюбовавшись на фасад дворца Потала и попробовав чай с молоком яков, всерьез засомневаются, царит ли в Тибете "государственный террор" и стоит ли верить на слово далай-ламе и его приближенным. Плюс ко всему погром - не референдум, здесь небольшая численность с лихвой компенсируется радикализмом.

Вопрос, однако, в другом: то, что происходит в Лхасе, менее всего соответствует буддийским этическим и нравственным канонам ненасилия и духовного совершенствования, которые, откровенно говоря, и создали для тибетского сепаратизма тот "пиар", благодаря которому нынешний далай-лама выдвинулся на роль духовного гуру голливудских кинозвезд. Не говоря уже о том, что и тибетское восстание, годовщину которого в Лхасе будто бы взялись отметить, тоже не очень-то укладывается в красивые легенды о тибетском "ненасильственном сопротивлении".

"Маленький Будда"

Наверное, мощный горный узел в центре Евразии, где сходятся хребты Гималаев, Каракорума, Памира, и где расположено самое высокое в мире плоскогорье - Тибет, к середине ХХ века оставался последним уголком мира, где еще не было четких государственных границ. Ледяные пустыни и суровые, непрветливые, заснеженные горы были почти что безлюдны, жизнь продолжалась только в замкнутых труднодоступных долинах, до которых политические бури в Пекине, Дели, а тем более Лондоне и Москве доходили не очень. На протяжении веков китайские власти, будь то мандарины или Гоминьдан, предпочитали не вмешиватсья в тибетские дела. Тем более что в регионе весьма популярной была схема так называемых "буферных государств". К ним, в частности, относился Афганистан, вклиненный между Британской Индией и Российской Империей. И Китай был явно не против существования на собственных границах такого же неофициального "буфера" в виде Тибета. С 1911 года Пекину было вообще не до Тибета.

Но шло время, рушились колониальные империи, на месте Британской Индии возникали Индия и Пакистан, которым было явно не до войны с СССР. Прежние "буферы" были уже не нужны, и, по сведениям британской The Times, в середине 50-х годов Великобритания разрабатывала планы раздела Афганистана по хребту Гиндукуш между бывшим СССР и Пакистаном. Как говорилось в подготовленном в июне 1951 года в британском МИД письме на имя посла Великобритании в Кабуле Джона Гарденера, "если произойдет переворот (в Афганистане), что вполне вероятно, исчезновение этой страны в итоге не будет трагедией - в нынешних условиях жизнеспособность Афганистана в обозримом будущем весьма сомнительна", потому как страна эта по сути дела представляет собой конгломерат областей, не связанных между собой ни исторически, ни экономически.

А в Китае в это время бушевали свои страсти. Мао Цзэдун уже одержал победу в своем противостоянии с чанкайшистами, но большинство стран мира не торопилось признавать коммунистическое правительство в качестве законных властей Китая. Малоизвестно, но вплоть до семидесятых годов даже место в СБ ООН принадлежало не Китаю, а его мятежной провинции Тайвань, где у власти по-прежнему находилась и находится партия Гоминьдан.

На этом фоне тибетская элита, состоявшая в основном из земельной аристократии и духовных вождей многочисленных монастырей (их счет шел здесь на десятки тысяч) и решила сыграть в свою игру.

И по вполне понятным мотивам пришедший к власти в Китае Мао Цзэдун в условиях начавшегося в регионе "геополитического шторма" стремился добиться эффективного контроля и внятной действующей власти над всей территорией страны. В том числе и в Тибете. Так или иначе, в 1951 году, когда нынешнему далай-ламе XIV исполнилось 16 лет, он был провозглашен главой тибетского государства.

Здесь, пожалуй, требуется несколько отвлечься от темы. Тибетцы, как известно, верят в реинкарнацию, то есть в переселение душ. И высшими иерархами здесь могут быть не только убеленные сединами старцы, но и мальчишки весьма юного возраста. И когда в Лхасе скончался далай-лама, монахи, выждав положенный двухлетний срок, принялись за поиски его реинкарнации. То есть ребенка, в которого переселилась душа умершего. Им и оказался пятилетний Лхамо Тхондруб, нынешний далай-лама. Как утверждают биографы, несколько монахов 14 октября 1935 года пришли на берег священного озера Ламо-Латсо, расположенного в Тибете, в самом сердце Гималаев - считается, что в нем можно разглядеть лики будущего. И в тот день один из монахов разглядел в водах озера три буквы тибетского алфавита - А, К, М, - а также златоверхий монастырь и неподалеку от него дом, покрытый черепицей. Оставалось разыскать это место и найти реинкарнацию.

Дом и монастырь были найдены в селении Амдо на востоке Тибета. А игравший у дверей дома пятилетний мальчик, увидев у одного из монахов четки, принадлежавшие прежнему далай-ламе, попросил отдать их ему. Согласно легенде, он затем узнал одного из верховных лам, знал имена других монахов и т.д. Вскоре нашлось толкование и для букв. "А" означала провинцию Адмо, "К" - один из крупнейших в этом районе монастырь Кумбум, "М" - другой монастырь в горах неподалеку от деревни. Что в этой истории правда, а что вымысел, сегодня уже не узнать. Но пятилетнего мальчика вместе со старшим братом Джуало Тхондрубом доставили в Лхасу, а через год провозгласили далай-ламой.

Когда Тибет оказался в центре политических бурь, далай-ламе не было и десяти лет. Он прилежно изучал логику, искусство и культуру Тибета, древний язык санскрит, традиционную буддийскую медицину и философию, занимался, как предписывалось, поэзией, музыкой, основами драматического искусства и астрологией. А в свободное время забирался на крыгшшу дворца и разглядывал в телескоп не звезды, а детей, игравших на улицах Лхасы. И катался по территории монастыря на детском автомобильчике.

Но ему уже приходилось не только вести молитвенные церемонии, но и принимать посланников мировых лидеров. И понятно, что такая ситуация давала колоссальный простор для разного рода неофициальных регентов при юном правителе. Который даже теоретически не мог разобраться во всем хитросплетении политических интриг вокруг Тибета.

Как того и следовало ожидать, фокус с провозглашением независимост не прошел, и вскоре в Тибет вошли части Народно-Освободительной Армии Китая. Без боя. И после нескольких дней размышлений, а быть может, политического торга в окружении далай-ламы, юный властитель Тибета подписал предложенное Пекином соглашение "О мероприятиях по мирному освобождению Тибета".

Как теперь уверяет далай-лама, он руководствтвоался буддийской концепцией "срединного пути", то есть поиска компромисса. На самом же деле, как уверены многие, в тибетских горах многие рассчитывали, что, как и при маньчжурах, власть Пекина над Тибетом будет чисто номинальной, и во внутритибетские дела никто вмешиваться не станет.

А в Пекине взялись за дело всерьез. В Тибете закрывали монастыри, конфисковывали владения земельной аристократии, в малонаселенные горные поселения активно переселялись жители равнин - этнические китайцы. Сомнений не оставалось: Китай намерен разрушить тот самый "традиционный уклад жизни Тибета", который по любым меркам был невероятно архаичным и при любом развитии событий не мог устоять во второй половине ХХ века: слова китайских представителей о беспросветном крепостническом режиме с порога лучше не отметать, а вот перевешивает ли эту объективную реальность мода на тибетский буддизм - это уже вопрос этики и нравственности.

Но в истории Тибета куда большую роль сыграла другая реальность. В мире бушевала "холодная война", и Азия исключением не была. К тому же война в Корее, в которой на стороне "северян" принимал участие и Китай, привела к предсказуемому, в общем-то, результату: коммунистические власти Пекина считались в ЦРУ не менее логичной мишенью для "спецопераций", чем СССР. И тут как нельзя кстати подвернулись тибетские повстанцы с их рассказами о чудовищном терроре, учиненном китайцами в Тибете, о разоренных монастырях и о том, что тысячи тибетцев готовы поднять восстание в далеких заснеженных горах...

Позже отставные разведчики назовут помощь тибетским повстанцам "самой романтической секретной операцией". На самом же деле политического цинизма в ней было куда больше, чем романтики. Причем, как это часто бывает, не только и не столько с американской стороны. И уже потом станет ясно: в ЦРУ, сделав ставку на тибетских "несогласных", допустили традиционную ошибку для многих внешних игроков, пытающихся достичь своих целей при помощи оппозиции в "закрытых" обществах. Беседуя с эмиссарами, прибывшими "из-за железного занавеса", из "коммунистического Китая" или еще откуда-нибудь, порой непросто оценить, представляют ли они реальную силу или же речь здесь лучше всего призвать на помощь ту самую цитату Ленина, которую заучивали наизусть советские школьники: "Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа".

Но, так или иначе, в ЦРУ решили заняться тибетцами всерьез. Как утверждают историки, Вашингтон пообещал далай-ламе, который поначалу рассматривал возможность бежать в Америку, что поддержит любую попытку сопротивления. На роль ядра сопротивления было выбрано тибетское племя хампасов - искусных наездников и метких стрелков, которые отказались подчиняться требованию китайцев добровольно сдать оружие.

И вот тут на поверхность всплывают новые, не очень-то привлекательные подробности того, что происходило в тысячекомнатном дворце Лхаса. Как выяснилось, старший брат ламы Джуало Тхондруба был...агентом ЦРУ. По официальной версии, своего младшего брата - далай-ламе было в ту пору чуть более двадцати лет - он решил не посвящать в подробности. "Я не информировал его святейшество о своих контактах с ЦРУ и индийской разведкой, - позднее вспоминал Джуало Тхондруб. - Ведь это было, скажем так, не очень чистое дело".

Однако в США за дело взялись всерьез. Шестерым тибетцам предстояло пройти подготовку под руководством американских инструкторов, после чего их должны были забросить в Тибет. ГДе они, по расчетам, должны были разжечь пламя партизанской войны. В октябре 1957 года с полевого аэродрома, оставшегося в Восточном Пакистане возле Дакки еще со времен Второй мировой войны, взлетел самолет В-17 без опознавательных знаков, на борту которого находилась первая пара обученных ЦРУ тибетцев, прошедших месячную подготовку. Их звали Атхар Норбу и Лхоцзе. Десантники были экипированы всем необходимым - от сублимированной говядины и сигнальных зеркал до портативных раций и автоматов со складными прикладами.

Однако разжечь восстание у тибетцев явно не получалось, несмотря на то, что Норбу и Лхоцзе быстро установили контакт с влиятельным лидером местных повстанцев, вождем хампасов Гомпо Андругсангом. Уже к началу 1958 года несколько сот тибетских партизан были окружены многотысячным китайским войском. "Все наши командиры были убиты или ранены, - вспоминал один из них. - Мы все ждали, что американцы на парашютах сбросят нам оружие и припасы, но так и не дождались. Две недели мы были без пищи - лакомством казались даже кожаные ремни". Пришлось отступать в горы, где валялись скелеты исполинских яков и было так холодно, что замерзала оружейная смазка.

В США, однако, не теряли надежды, что Тибет еще "сдетонирует". В том же году подготовку проходят уже три сотни тибетцев. В том же году двое боевиков демонстрируют далай-ламе свое умение владеть оружием и стрелять из гранатомета, Но все отчетливее и в США, и в Лхасе понимают и другое: за счет вывоза тибетцев на подготовку в США и их последующей заброски в родные горы восстания не выиграть. Нужен был некий толчок, который вскоре и последовал.

10 марта 1959 года командующий китайским военным контингентом в Тибете пригласил далай-ламу на театральное представление, якобы попросив прийти без охраны. Достоверных сведений о намерении официального Пекина арестовать или сместить далай-ламу нет. Более того, стратегия Китая явно была направлена на подрыв традиционной теократии Тибета вообще. На этом фоне пытаться смещать или похищать молодого и неискушенного в политике далай-ламу - шаг явно нелогичный: куда проще было превратить его в чисто номинальную фигуру. Но в то же время лучшего же кандидата на роль "знамени борьбы" за местную самобытность, а проще говоря, за сохранение существующего распределения власти, чем далай-лама, было просто не найти. И среди населения Лхасы "кто-то" распустил слух, что духовного вождя собираются похитить. Этого оказалось достаточным, чтобы тысячи тибетцев, вооруженных чем придется, окружили Поталу, готовые защитить своего духовного вождя. Напряжение росло. В Лхасе начались массовые стихийные митинги. Тибетцы требовали полного вывода китайских войск и предоставления их стране независимости.

Как утверждают биографы, через несколько дней после начала противостояния в дворцовом парке впервые разорвались прилетевшие из-за монастырских стен две минометные мины. Так ли это или нет, но далай-лама, как видно, лучше других понимал: ему придется или признать власть Китая над Тибетом и превратиться в номинальную фигуру, или героически погибнуть вместе с защитниками дворца. Но далай-лама нашел выход. В ночь на 17 марта 1959 года, переодевшись в солдатскую форму, он покинул свой дворец и в сопровождении небольшого отряда по тайным высокогорным тропам двинулся к индийской границе, бросив тибетцев, готовых умереть за него, на произвол судьбы: те, кто стоял у стен Лхасы, не знали, что их духовный вождь попросту спасается бегством. Через несколько дней свиту далай-ламы догоняют небезызвестные Атхар и Лхотсе, у которых имеется военная рация. Позже журналисты будут рассказывать, что ЦРУ во время бегства передавало одному из приближенных далай-ламы "путь отхода" ни много ни мало экстрасенсорными методами, а сам далай-лама заявит, что у него контактов с ЦРУ во время бегства в Индию не было вообще. Но, так или иначе, в одном из срочных донесений беглецы просили американцев обратиться к Индии с просьбой о предоставлении далай-ламе и 37 его спутникам политического убежища. Американцы немедленно обратились к тогдашнему премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру. Тот решил вопрос без проволочек, и когда 30 марта далай-лама явился к границе, его здесь уже ждали.

Далай-лама обосновался в селении Дхармасала в предгорьях Гималаев. Сюда же потянулись десятки тысяч сочувствующих ему тибетцев. Здесь создана этакая "Лхаса в миниатюре", со совими школами, здесь обучают детей тибетскому языку и религиозным традициям.

Но в реальности Дхармасалу уже называют "шпинским грездом".

Как свидетельствует история, ЦРУ не прекращало попыток разжечь партизанскую войну в Тибете и после бегства далай-ламы. С июля 1959 года ЦРУ стало перебрасывать в Тибет с секретной авиабазы в Таиланде оружие, боеприпасы и боевиков. С 1957 по 1960 год сюда пришло более 400 тонн грузов.

Но после того, как над территорией Советского Союза был сбит самолет-разведчик U-2, пилотируемый небезызвестным Пауэрсом, президент Эйзенхауэр распорядился, чтобы воздушное пространство коммунистических государств, в том числе и Китая, в состав которого входит Тибет, больше не нарушали. Когда же пост президента США занял Джон Кеннеди, ситуация еще больше ухудшилась. Наконец, новый посол США в Индии экономист Джон Кеннет Гэлбрейт в своих донесениях в Вашингтон отозвался о хампасах как о племени "в высшей степени нечистоплотном", а их поддержку с помощью воздушных мостов называл "безумной идеей".

На какое-то время центр тайных операций переместился в гоное княжество, затерянное в Непале, с прямо-таки классическим американским названием Мустанг. Но, несмотря на редкие удачи (порой в руки к тибетским повстанцам попадали секретные документы, именно от них США узнали о китайских ядерных испытаниях на озере Лоб-Нор), это уже была агония.

... Кроме всего прочего, Мао Цзэдун считается в мире автором классической теории партизанской войны. И в Пекине лучше, чем где бы то ни было, знали: за счет внешних "вливаний", без поддержки местного населения, впечатляющую партизанскую войну не запалить. А у местного населения, тех самых простых тибетцев, по всей видимости, были свои счеты и с монастырями, и с местной земельной аристократией. Когда же после китайско-индийской "пограничной войны" 1962 года покровительство тибетцам стала оказывать Индия, стало понятно: "сопротивление" вырождается в платную агентуру, Тибетцы по требованию индийцев фотографировали военные объекты, отслеживали движение автоколонн и эшелонов, намечали возможные районы выброски десанта.

К тому же ситуация вновь менялась. В середине шестидесятых годов отношения между Китаем и СССР становились все более натянутыми, что подталкивало США к поиску путей для налаживания взаимопонимания с Пекином. Тибетцы на этом фоне из "инструмента" превращались в "проблему".

И на этом фоне далай-лама вновь предал своих сторонников. В июле 1974 года он обратился к тибетским боевикам с записанной на магнитофон 20-минутной речью, призывая их сложить оружие. Эта речь звучала через громкоговорители во многих тибетских лагерях.

Затем далай-лама провел несколько лет в затворничествпе. А затем стал колесить по миру, рассказывая о тибетской идеологии ненасилия. Тем более что недостатка в слушателях явно не было. Мода на Тибет существует на Западе не одно десятилетие, разговоры далай-ламы о духовном совершенстве и гармонии с природой созвучны новым поветриям богемы.

И на этом фоне как-то не с руки вспоминать, чем в действительности было восстание в Лхасе в 1959 году и как далай-лама раз за разом предавал своих сторонников. Которые действительно были готовы умереть за него и безоговорчно верили своему духовному вождю.

НУРАНИ
№ 52(1774) Чт., 20 Марта 2008

Источник - Эхо
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1206178020
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 июля 2021 года №624
- Указ Президента Республики Казахстан от 30 июля 2021 года №636
- А. Мамин - проект "ASHYQ" позволяет работать бизнесу в условиях карантинных мер
- Опыт Жамбылской области по повышению доходов сельского населения показал свою эффективность - А. Мамин
- "Государство на это просто неспособно"
- В Правительстве рассмотрели ход реализации антикризисных мер по поддержке бизнеса
- Кого обвинят в народных волнениях в Казахстане?
- Кадровые перестановки
- Токаев объявил выговор акиму Жамбылской области Сапарбаеву
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх