Т.Неталиев: Явление экстремиста народу. Кто скрывается под личиной новых мессий ЦентрАзии? 00:38 23.03.2008
Кто скрывается под личиной новых мессий?
Религия для всех народов - это не средство или мотив для завоевания. Это средство и мотив для выживания. Когда идея государственности или национального единства испытывает кризис, на арену общественно-политической жизни страны выходит вера как сплачивающая всех духовная идея.
Очень часто в мировой практике именно вера позволяла тому или иному народу выстоять на нелегких исторических перекрестках своей судьбы. Но бывало и так, что в условиях незначительной роли государства первенство религии становилось угрозой не только для отдельного народа, но и для всего человечества.
Так было, например, с крестовыми походами христианства и с джихадами некоторых мусульманских стран. Хотя совершенно очевидно, что эти агрессивные умонастроения не имели и не имеют ничего общего с миротворческим потенциалом каждой религии, основанной на идее гуманизма и добра.
Один умный политик предостерег мировое сообщество об опасности неверного толкования сути религиозного экстремизма: "На пространстве Евразии существует одна весьма коварная проблема, которая состоит в подмене тезиса, и вместо борьбы с религиозным экстремизмом оказывается борьба с цивилизацией. Например, назвать Саддама Хусейна правоверным мусульманином после того, как он травил газом своих единоверцев, просто язык не поворачивается. Это не проблема ислама - это проблема режима, угрожавшего безопасности региона". Относительно недавно в ходу были достаточно корректные формулировки этой проблемы, например, "исламский радикализм". Они достаточно точно отделяли само учение миролюбивого ислама от тех его апологетов, которые всячески искажали и извращали это великое направление духовной мысли и человеческой веры. Но в последнее время ситуация изменилась, и в тех же СМИ, публичных заявлениях отдельных политиков все чаще и настойчивее стало мелькать понятие, имеющее новый, зловещий смысл, - исламская угроза. Теперь, видите ли, речь идет не об отдельных случаях религиозного экстремизма и сепаратизма, а о том, что угроза исходит непосредственно от самого ислама как религиозного течения, которое исповедуют более миллиарда людей на разных континентах.
Позвольте, а как же тогда быть с религиозными сектами, которые не имеют даже отдаленного отношения к исламу - "Белое братство", "Новая церковь", адвентисты, баптисты, свидетели Иеговы, "Аум Сенрике" и прочие? Разве они несут не меньшую угрозу? Конечно, дело заключается не в религиозных "измах". На мой взгляд, главный фактор поддержания в республике межрелигиозного мира заключается в следующем: экономическая стабилизация позволила избежать массовой маргинализации населения и соответственно рекрутирования в ряды религиозных экстремистов сотен тысяч молодых людей. Косвенным образом экономические успехи Казахстана лишили экстремистов массовой социальной базы. Этого не могут сказать о себе наши соседи по Центральной Азии и многие арабские страны.
Тем не менее определенная часть наших религиозных общин подпадает под влияние миссионеров из зарубежных исламских центров, несущих идеи религиозной нетерпимости. Особенно это чувствуется в южных регионах нашей страны. Например, на территории Южно-Казахстанской и Жамбылской областей была зафиксирована агитационная деятельность зарубежного радикального движения "Таблиги Джамаат", создавшего подпольную сеть ячеек. Активизируется также и организация "Хизб-ут-тахрир". Поэтому в целях противодействия импорту экстремизма в Казахстан возникает насущная необходимость правового регулирования миссионерской деятельности зарубежных религиозных проповедников. Иначе мы получим второе "Исламское движение Узбекистана", которое ставит перед собой целью свержение правящего режима в этой стране и установление там религиозной формы государственности. Поражение режима "Талибана", на стороне которого воевали боевики "Исламского движения Узбекистана", не дает повода говорить, что ИДУ полностью разгромлено. Более того, есть все основания полагать, что это движение, впрочем, как и другие экстремистские организации, постепенно восстанавливает свои военизированные структуры и систему руководства. Казахстан сегодня является островком религиозной и межконфессиональной стабильности. Но современные угрозы нельзя недооценивать. В международных отношениях нередки случаи, когда даже самая могущественная держава может оказаться бессильной против страны с иными религиозными воззрениями. Примеров предостаточно: провал афганской кампании Советским Союзом, безуспешная попытка Индонезии удержать национально-освободительное движение Восточного Тимора или события 11 сентября 2001 года. Сегодня фундаментализм не только питает мощный пласт определенного религиозного мышления даже светских государств, но и часто определяет собственно общественно-политическую жизнь и даже устройство страны. Не редкость и ситуация, когда правительство и конфессиональные фундаменталисты страны находятся в довольно жесткой конфронтации. Некоторые страны проводят по отношению к исламской оппозиции политику, которую можно назвать силовой. Но такие методы борьбы, как запрет конфессиональных движений и преследование граждан по религиозному признаку, не являются результативными, ибо вызывают крайне негативную реакцию со стороны религиозных слоев населения.
№ 52 (16438) от 21.03.2008 Тимур НЕТАЛИЕВ, Алматы
|