КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 25.03.2008
15:17  Президент Н.Назарбаев и писатель Ч.Айтматов обсудили идею "евразийского межгосударственного единения, союза..."
14:54  Э.Гасанов: Баку будет армянским...
13:18  Карла дель Понте обвинила действующего премьера Косова Х.Тачи в торговле человеческими органами
12:51  С.Рахимбаев: Перемена инвестиционного вектора как стержень новой политики Казахстана
10:40  В.Москаленко/П.Топычканов: Терроризм в Пакистане - некоторые особенности
10:37  Минфин России А.Кудрин: "ЕврАзЭС превратится в одну из устойчивых мировых зон экономического роста" (интервью)
10:32  В православном храме 201-й российской военной базы в Душанбе прошла первая божественная литургия

10:26  Денежные переводы гастарбайтеров составляют 35% ВВП Таджикистана
10:20  А.Воронцов/О.Ревенко: Ли Мен Бак - к портрету нового президента Южной Кореи
10:18  В.Белокреницкий: Пакистан - торжество традиционализма и борьба с террором
10:13  АиФ: Оппозиция требует отставки К.Бакиева из-за "беспорядочного образа жизни и болезни почек"
10:05  Эсен Аман: Многодетность - редкость в современном Туркменистане
09:38  А.Чичкин: Раскачивание китайской лодки. События в национальных районах КНР будут развиваться по тибетскому сценарию
09:35  Молодые киргизские оппозиционеры попали под суд за распространение обещаний президента
09:33  "DW": ВВП Таджикистана держится на плечах трудовых мигрантов - пора создавать миграционное министерство
09:26  В.Полунин: С берегов - на шельфы. В этом году два нефтехолдинга "Лукойл" и "Роснефть" начинают большое бурение Каспия
09:24  Лидер Турецкой рабочей партии Догу Перинчек арестован за подготовку переворота
09:23  С.Смирнов: 18 брюмера газовых поставщиков. Принципы торговли газом в СНГ в ближайшем будущем радикально изменятся
09:20  РБК: Иран просится под ядерный зонтик. Тегеран подал заявку на членство в ШОС
09:13  Washington Post: Что скрывается за личиной "современного" Китая
09:11  Le Monde: Бывший СССР - откат от демократии. Демократическое сознание не дается от рождения
09:08  ТИПЧ: Черный понедельник туркменской экономики. Правительство спровоцировало кризис
09:07  Слухи о смерти Президента К.Бакиева беспочвенны, "он лечит суставы, занимается на тренажерах и плавает в бассейне"
09:01  "В целях дальнейшего улучшения". Мечеть Сапармурата хаджи в Геоктепе будет реконструирована
08:59  Кыргызстан находится в числе мировых лидеров по распространению туберкулеза
08:56  И.Крючков: Бхутто вернулась в политику в виде Гилани. Чего ждать от нового пакистанского премьера-"демократа"
08:46  Российско-узбекское СП начало добычу калийных удобрений в Дехканабаде
08:43  Бухарский еврей-олигарх Лев Леваев отказался от поста почетного консула Казахстана в Израиле
08:29  Все, что нажил непосильным трудом. Реестр имущества, конфискованного у экс-зятя Казахстана Р.Алиева - самолетов - 5, вертолета - 3
08:25  Нефтепровод Бургас-Александруполис тронулся с места. Акционеры одобрили его первый бюджет
08:20  О.Чебан: На золотом крыльце сидели… Как Киргзии не стать Дикой Азией
08:17  "МК" > Матч-реванш. Чагаев - Валуев: 50 на 50
08:11  "Къ": Иран подступает к Шанхайской организации. С официальным требованием о приеме
08:02  А.Махамбетов: "Заслуженная" награда хозяину шымкентского "Водоканала", или Топкое болото засушливого Юга Казахстана
07:54  Впервые на русском вышла автобиография Мао Цзэдуна и томик путинского "гуру" В.Суркова
07:51  Азербайджан запускает нефтепровод в Грузии. Каспийская нефть пойдет через Кулеви в Европу
07:47  "РГ": Игры с огнем. Церемония зажжения олимпийского факела не обошлась без скандала
07:16  Weekly Standard: Олимпийское "золото" за пекинскую тиранию
07:03  "Казахмыс" реприватизируют в пользу государства?
06:03  В туркменском Лебапе создан новый - богатый район
00:49  "Э-К": Души ужасные порывы. Казахстан атакуют секты мракобесов всевозможных направлений
00:40  Д.Косырев: Тибет хотят лишить олимпийского огня
00:25  Дороже только остров в Персидском заливе, - московские впечатления казахстанки Е.Коэмец
00:13  Д.Каримов: 24 вывода к трехлетию "тюльпановой революции"
00:12  И.Рустамбек > Кыргызстан: революция продолжается?
Понедельник, 24.03.2008
20:24  Юбилейный подрыв. Потери войск США в Ираке достигли 4.000 человек
19:56  С.Туник: Для многомужества в Казахстане надо много мужества
18:58  Американский провайдер закрыл сайт голландского политика Г.Вилдерса, за размещение антиисламского к/фильма
18:45  Новый удар по Таможенному союзу. Москва объявляет металлургическую войну Казахстану
17:56  ВВС: Выборы в Бутане. Буддистская монархия хочет стать демократией
15:03  Г.Хидоятов: Каждая нация имеет свою историю, но не у каждой нации великая история
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
"Э-К": Души ужасные порывы. Казахстан атакуют секты мракобесов всевозможных направлений
00:49 25.03.2008

Полуостров политеизма

Мангистаускаая область стала одной из самых заманчивых для всевозможных миссионеров от различных религиозных течений, в том числе и для тех, которые правоохранительные органы относят к экстремистским. Причина очень проста - полуостров Мангышлак отрезан от мира морем и пустыней

Сюда в течение многих веков убегали от преследований представители различных религиозных сект и течений.
Археолог Мангистауского исторического музея-заповедника Андрей Астафьев называет Мангистау не иначе как глухоманью. При этом его глаза всегда горят восторгом. Ему есть что изучать на Мангышлаке. Полуостров, название которого переводится как тысяча зимовок, одновременно таит в себе тысячи загадок. Кто только не оставил свой след в этой пустынной местности! Здесь жили даи, аланы, кипчаки, туркмены, казахи. Один народ сменял другой. Исчезала одна религия, ей на смену шла другая. И все они оставили свой след не только на земле Мангистау, но и в душах, традициях, обрядах и верованиях местного населения. Ничего удивительного в этом нет. Население Мангистау вплоть до 50-х годов прошлого века было исключительно кочевниками. А для настоящего номада гость в доме - это, во-первых, новости из других земель, во-вторых - просто святой человек, которого велит уважать закон степи. А гостями зачастую были беглые суфисты из Аравии, Ирана, Ирака, люди умные, владеющие грамотой, которой они начинали делиться с детьми кочевников. Открывали школы, строили мечети. И очень скоро попадали в ранг святых. На Мангистау, по официальным данным, святых 362, а по народным - более тысячи.
В прошлом году на полуострове открылся мемориальный комплекс "Отпантау". Этот мемориал очень красноречиво говорит о том, что мангистауские мусульмане очень сильно отличаются от всех прочих. На горе Отпантау возведена мусульманская мечеть "Адай Ата" с куполами, по архитектуре сильно напоминающая православные храмы, рядом стоит памятник волку - языческий тотем рода адай. Тут же признак зороастризма - горящий факел. Впрочем, с факелом не все так просто, потому что по легенде на горе Отпантау кочевники зажигали огонь, когда замечали приближение врагов. Но все же верования зороастрийцев здесь проявляются повсеместно, и даже многие мечети построены на фундаментах зороастрийских храмов. Имея более тысячи святых, мангистауские мусульмане, разумеется, нарушают каноны традиционного ислама - нет бога, кроме Аллаха, и Магомед пророк его. Здесь захоронения пророков встречаются чаще, чем населенные пункты. Здесь поклоняются огню, здесь живут в гармонии с природой. Это вера и обычаи доброго и гостеприимного народа Мангистау. В этом нет ничего плохого, даже наоборот.
Но ревнители чистого ислама из сект ваххабитов и "Хизб-ут-тахрира" с этим мириться никак не хотят. И их миссионеры едут сюда просто косяками вразумить заблудших детей ислама. Иногда охмурить молодых мусульман, которые ни разу и в мечети-то не были, им удавалось, тем более что на территории Мангистау очень долгое время не было ни одной действующей мечети. Первых миссионеров встречали по обычаям кочевников, как дорогих гостей. К ним прислушивались, их уважали. Но в последнее время старики стали возмущаться, что заезжие учителя развращают молодежь, отрывают юношей от веры предков и семейных устоев.
Впрочем, сами миссионеры и их последователи сильно навредили своему имиджу. Целый ряд преступлений в Мангистауской области совершен адептами их последователей.
В городе Жанаозене несколько лет назад прямо на рынке на глазах у покупателей и торговцев один их ваххабитов отрезал голову своему оппоненту. В прошлом году Хизб-ут-тахрировцы взяли в заложники водителя-дальнобойщика из Литвы и требовали от него, чтобы он принял ислам. Полиция освободила литовца в тот момент, когда ему уже собирались перерезать горло. Попадались правоверные миссионеры и на торговле наркотиками, причем в крупных размерах. По их вине пропадали из семей несовершеннолетние девочки, без ведома родителей и опекунов отданные замуж.
Особое возмущение аксакалов вызвало убийство ваххабитами безоружного полицейского. Он попытался задержать ваххабитов, которые совершили за одну ночь ряд серьезных преступлений. Только разъяснительная работа сотрудников ДКНБ и полиции удержала народ от разборок с приезжими из южных регионов и сопредельных республик, которые вели здесь религиозную пропаганду.
Но ваххабиты не притихли, наоборот. Теперь некоторые местные журналисты боятся спокойно заходить по ночам в свои подъезды. Все, кто осмелился осветить события той ужасной ночи, когда погиб полицейский, получили в свой адрес угрозы по телефону. Особенно ваххабитов разгневали корреспонденты женского пола, им угрожали расправой особо жестокой, потому что не дело женщин рассуждать о канонах религии. Сейчас УВД города Актау возбудило уголовное дело по факту телефонных угроз.

Станислава КУЦАЙ, Актау

***

Если Юг оказался вдруг...

По мнению казахстанских спецслужб, потенциальная опасность распространения религиозного экстремизма сохраняется как для Южно-Казахстанской области, так и для республики в целом.

О том, что такое религиозный экстремизм, Южный Казахстан узнал в стране одним из первых. Именно отсюда по Казахстану начала шествие религиозная экстремистская партия "Хизб-ут-тахрир". Идеи этого радикального течения исламистского толка еще в конце 90-х в регионе начали распространять молодые люди, получившие образование в высших и средних учебных заведениях Узбекистана и попавшие в соседней стране под влияние идеологов экстремистской партии. По приезде к себе на родину "молодые специалисты" вели разъяснительные беседы уже среди менее грамотных соотечественников, делая из них со временем своих сторонников. Проповеди были ориентированы главным образом на сельскую молодежь от 18 до 25 лет: на тех, кто не устроен или имеет трудности с работой. Молодых людей, имеющих отдаленное представление о догматах веры, легче было убедить в несправедливости существующего уклада жизни.
Первые ячейки (или джихазы) появились в Кентау. В их состав входили жители как города горняков, так и близлежащих аулов, а также Туркестана. Из этих же краев и первый казахстанский лидер этой организации - Бахытжан Жуматаев, осужденный в начале нынешнего тысячелетия судебными органами Узбекистана и приговоренный к 18 годам тюремного заключения. Появление первых ячеек экстремистской партии именно в Кентауском регионе не было случайным. Идеальную почву для этого создали существовавшие на тот момент серьезные социальные проблемы - остановка градообразующих предприятий и массовая безработица.
Пик деятельности сторонников экстремистов в Южно-Казахстанской области пришелся на 2004-2005 годы. Собравшись под знаменами партии в достаточном количестве (по официальным данным, в те годы их было по области более 200), они стали во всеуслышание заявлять о себе, поставив на поток выпуск и распространение листовок и открыто вступая в споры с представителями традиционной религии. Предпринимались даже попытки заявить о партии через местное телевидение.
По мнению ученых-теологов, "Хизб-ут-тахрир" нужно рассматривать как социальную проблему, так как под знамена организации, как правило, встают люди безработные, имеющие невысокий уровень образования, как общего, так и религиозного. Да, среди сторонников партии были люди с высшим образованием, но их всегда было меньшинство.
К моменту официального признания партии экстремистской и запрещения ее деятельности на территории Казахстана в марте 2005 года география организации включала в себя практически все регионы республики. Причем количество сторонников в других регионах, к примеру в Алматы, уже превысило их число в Южном Казахстане.
Свое нежелание мириться с растущей экспансией "Хизб-ут-тахрира" наша страна продемонстрировала в декабре 2006-го, когда в результате крупномасштабной операции казахстанских спецслужб были арестованы, а спустя год осуждены около 30 лидеров организации во всех областях Казахстана. Этим людям долгое время удавалось уходить от ответственности, скрываясь за спинами рядовых членов "Хизб-ут-тахрира", которые, по большому счету, были для них просто "пушечным мясом". Перед судом, проходившим в Караганде, предстали и семь южноказахстанских руководителей организации. Все они были осуждены по статье 164, ч 2 УК РК "Возбуждение социальной, родовой, национальной, расовой и религиозной вражды" и статье 337 "Создание или участие в незаконных общественных объединениях". Вслед за лидерами в области были задержаны и осуждены еще около 30 человек.
В результате сегодня деятельность "Хизб-ут-тахрира" как в Казахстане в общем, так и на юге в частности, сведена к минимуму. В нашей стране эта организация разобщена. Людей, способных возглавить партию, к примеру в Южно-Казахстанской области, практически не осталось. Она была единственной организацией экстремистского толка, пытавшейся серьезно заявить о себе в республике, однако эти попытки были своевременно пресечены. Считается: в том, что сегодня "Хизб-ут-тахрир" себя почти не проявляет, есть большая заслуга Духовного управления мусульман Казахстана, а также акиматов на местах. На жума-намазах священнослужители объясняют людям ошибочность взглядов не только этой, но и других нетрадиционных течений ислама.

Ирина ГАЛУШКО, Шымкент

***

Души ужасные порывы

По-моему, при Советском Союзе многим людям было проще жить потому, что тонкая человеческая душа не маялась в поисках идеального пути. Путь был один - ленинский. И все было ясно и просто: секса - нет, религия - опиум, если болеешь, то это ОРЗ.

С первой жертвой религиозного экстремизма довелось познакомиться в пору перестройки. В редакцию пришел удрученный отец шестнадцатилетней дочери Лены, у которой на почве внезапной любви к Богу "тронулась крыша".
Мужчина рассказал, что Лена, на свое несчастье, находилась на привокзальной площади в то время, когда по ней шла группа молодых людей в белых одеждах. "Прикольнувшись" к девушке, они дали ей послушать какую-то запись через наушники. Этого оказалось достаточно, чтобы с домашней девочкой произошли разительные перемены. Вскоре она сбежала из дома, оставив записку, чтобы родители ее не искали: ":я нашла свою Божью семью".
Это большая история - как мать с отцом разыскивали единственную дочь, узнавая страшные подробности о "белом братстве". Как, наконец, после громкого разоблачения новоявленных апостолов отправились в Киев за Леной и привезли ее домой - надломленную, не принимающую ни родителей, ни подруг. Она несколько раз пыталась убежать, покончить жизнь самоубийством, отказывалась принимать пищу, разговаривать. Какая там учеба, работа, радость жизни! Психика была покалечена.
Я не знаю, что случилось с Леной потом, помогли ли ей психиатры, священники или переезд в другой город? И тем более не могу предположить, что стало бы с бедняжкой, продлись ее "служение" еще несколько лет.
Находясь в "белом братстве", ради внушенной ей "великой идеи" эта овечка отказалась от своей личной жизни, собирала милостыню, терпела лишения. Могла бы она по велению своего пастыря совершить преступление против другого человека? Вопрос некорректный, но он возникает, когда смотришь по телевизору сюжеты о служителях Бога (неважно, каким именем его называют), взрывающих дома, автобусы, убивающих других людей.
В Караганде вроде бы таких радикалов нет. Но смею думать, что они просто не проявлены. Знакомый психоаналитик, решивший специализироваться на модном сейчас направлении - стратегии успеха, посетил ради любопытства несколько "нетрадиционных" церквей, славящих Христа. Он увидел глазами профессионала, что проповедники и пастыри используют самые прогрессивные техники воздействия на сознание, например нейролингвистическое программирование.
Чтобы религиозные аферисты были разоблачены, они должны проявиться. Скажем, попасться с оружием или наркотиками. Либо похитить крупную сумму денег. Похищение душ законом не карается, хотя может ли сравниться это преступление с любым другим?

Светлана КОХАНОВА, Караганда

***

Призрак Аум Сенрике

Массовое преднамеренное отравление учащихся неизвестным газом сначала в общежитии аграрно-технического университета, а затем и в школе-гимназии N 42 породило в Уральске волну самых разнообразных слухов.

Согласно одному из них это был акт устрашения молодежи некими сектантами, получившими накануне большую партию литературы воинствующего толка. Причем по одной версии газовую атаку устроили ваххабиты, по другой - последователи скандально известной секты Аум Сенрике, чьих лидеров японское правосудие в свое время поочередно приговорило к смертной казни.
Слух имел под собой почву. По сообщению пресс-службы ДВД, который пока никак не комментирует инцидент в студенческом общежитии, 6 марта в поселке Акбулак Бурлинского района в доме 38-летнего М. полицейские обнаружили литературу религиозного характера - рукописные листки и ксерокопии печатных изданий экстремистского содержания. Чуть позже у 48-летнего жителя поселка Бурлин была изъята такая же предосудительная литература.
Весенний всплеск активности религиозных фанатов и лиц, склонных к имитации терактов, естественно, не остался незамеченным во властных структурах. Под председательством заместителя акима Уральска Марата Токжанова прошло очередное совещание по вопросам противостояния экстремизму в областном центре с участием представителей религиозных объединений, департамента юстиции, горпрокуратуры, отделов внутренних дел и внутренней политики.
Невзирая на упомянутые эксцессы и слухи, главный идеолог города Кумис Шукурова заявила, что открытых проявлений экстремизма в Уральске пока не зафиксировано. За деятельностью 28 зарегистрированных религиозных объединений ведется постоянный контроль. Проверки показывают, что даже сторонники течения пресловутого Фархат-ата ведут себя довольно мирно.
Дай-то, как говорится, Бог. И действительно, если задаться вопросом: возможен ли в Западно-Казахстанской области масштабный религиозный экстремизм? - ответ будет отрицательным. Пока. И только при условии постоянно опережающих разумных действий. Вот, казалось бы, на первый взгляд, незначительный случай, о котором поведал архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний. Оказывается, уже не раз служителей церкви не пускали в больничные палаты к верующим пациентам, которые желали исповедоваться и причаститься. И это при том, что законодательство в подобных случаях действия священников не ограничивает. А ведь разномастные сектанты никакого разрешения не спрашивают и активно вербуют нездорового человека, пользуясь его болезненным состоянием.
Другой объект "промысла" сектантов - неокрепшие юные души. Именно за их чистоту и человеколюбие борются сейчас в Приуралье представители двух ведущих конфессий - мусульманской и христианской. Только в областном центре шесть действующих церквей и три мечети, но, по мнению имама Красной мечети Руслана Султанова, уже назрела необходимость открытия в Уральске медресе.
А что же мирская власть, после краха КПСС весьма опрометчиво уступившая идеологическую нишу самым разномастным проповедникам? В Приуралье она призывает зарегистрированные религиозные объединения к большей публичности и масштабности своей работы. Шаг тоже верный.
Одно не дает покоя: отчего-то светлые силы у нас всегда объединяются гораздо медленнее, чем темные. Поэтому даже надуманный призрак Аум Сенрике надо воспринимать со всей серьезностью. А то ведь вон что вышло с воплощенным в жизнь призраком коммунизма!

Вячеслав КУЛИКОВ, Уральск

***

Стабильность как противовес экстремизму

В начале марта текущего года суд города Байконыра вынес приговор в отношении члена организации "Хизб-ут-тахрир аль Ислами", который обвинялся в незаконном распространении радикальных идей этого международного экстремистского движения.

Обвиняемый уже был дважды судим за подобные преступления. В обоих случаях Жубаткан Елеусизов отделался административными наказаниями. Однако соответствующих выводов из этого не сделал. На этот раз решением Байконырского городского суда подсудимый приговорен к девяти месяцам лишения свободы.
При обыске в квартире Елеусизова была обнаружена религиозная литература - брошюры, листовки, книги на казахском и русском языках, пропагандирующие идеи "Хизб-ут-тахрира".
Как сообщил руководитель пресс-службы департамента КНБ по Кызылординской области и городу Байконыру Марат Балгараев, в ходе проверки было доказано, что Елеусизов является членом организации "Хизб-ут-тахрир" с 2003 года. Запрещенную литературу он распространял среди жителей города.
Рассматривая это дело, суд также учел результаты психолого-теологического анализа, подтверждающие антигосударственный и антиобщественный характер текстов листовок и книг, найденных у осужденного.
В минувшем году за экстремистские преступления в Байконыре были осуждены Жеткерген Жетписбаев, Оразбек Раббым и Мадихан Тельбаев. Они пытались втянуть в ряды организации "Хизб-ут-тахрир" местных жителей. На их "удочку" обычно попадались молодые люди из неблагополучных семей, не имеющие достаточных религиозных познаний и не осознающие противозаконную сущность целей организации. Всю полученную пропагандистскую литературу ребята добровольно сдали и отреклись от своих убеждений.
Начальник отдела управления по борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом ДВД Кызылординской области майор полиции Куанышбек Уразов, комментируя сложившуюся ситуацию по религиозному экстремизму в Кызылорде и области, сказал:
- В данное время религиозная обстановка в нашей области стабильная. Никаких конфликтов на межрелигиозной и межэтнической почве нет. Экстремистская организация "Хизб-ут-тахрир" в нашей области не функционирует. Нет ни ее членов, ни лиц, поддерживающих ее политику.
Работники полиции проводят профилактические мероприятия в городе, часто выезжают в районы, изучают обстановку, проводят разъяснительную работу. Зоной риска может считаться Аральский район, так как ранее здесь была ячейка "Хизб-ут-тахрира". Ее члены распространяли экстремистскую литературу среди местной молодежи. Но правоохранительными органами деятельность ячейки была своевременно прекращена.
За последние годы значительно улучшилось материальное благосостояние жителей города и области. У многих, к примеру, в том же Аральском районе, в связи с открытием новых предприятий появилась работа. А будет работа - будет стабильность.
- У людей появилась уверенность в завтрашнем дне, - сказал майор Уразов. - И вряд ли кто-нибудь захочет променять нынешнее благополучие на сомнительные посулы всякого рода проповедников.

Инна БЕКЕЕВА, Кызылорда

***

А мы уйдем на север...

Еще недавно экспансия религиозно-экстремистских организаций была для Северного Казахстана нехарактерным явлением. Однако в последнее время миссионеры одного из таких движений стали предпринимать попытки проникновения в область. Проблема вербовки наших сограждан со стороны террористических и экстремистских организаций перешла из разряда потенциальных в сугубо практическую плоскость, считают в областном департаменте внутренних дел.

Полицейские вместе с сотрудниками ДКНБ ведут активную работу по выявлению и нейтрализации деятельности миссионеров религиозно-экстремистских групп. Так, за последние два года в Петропавловске были задержаны 11 приверженцев организации "Таблиги Джамаат", незаконно проповедовавших свое вероучение.
- По заключению специалистов Северо-Казахстанского государственного университета, движение "Таблиги Джамаат" является радикальной суннитской мусульманской организацией, - говорит начальник отдела по борьбе с экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом ДВД Северо-Казахстанской области Жангельды Уалиев. - Она ведет широкую миссионерскую деятельность и под благовидным предлогом приглашает людей поехать в Исламскую Республику Пакистан для получения духовного образования. В процессе обучения приглашенные попадают в экономическую зависимость, подвергаются психологической обработке. Оказавшись в безвыходной ситуации, они вынуждены соглашаться на экстремистскую деятельность.
"Таблиги Джамаат" действует по всему миру, в том числе и в нашей стране. Однако в органах юстиции Казахстана эта организация не зарегистрирована, более того, делать этого не желает. Миссионеры "Таблиги Джамаат", задержанные в Петропавловске в декабре 2007 года, пояснили, что считают себя "зарегистрированными у Аллаха". Такие аргументы стражей порядка совершенно не удовлетворили, четверо непрошеных гостей, а это жители Актобе, Талдыкоргана и Алматы в возрасте от 22 до 33 лет, были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в сумме 58 тысяч тенге каждому и выдворены за пределы Северного Казахстана.
Примечательно, что ранее представители этой экстремистской организации уже пытались развить здесь бурную деятельность. В мае 2006 года в поле зрения правоохранительных органов попали семь миссионеров "Таблиги Джамаат", прибывших из Алматинской области. Они также были подвергнуты наказанию, но, как показала жизнь, и после этого представители данной организации от идеи освоения севера республики не отказались.
Распространением своего вероучения миссионеры пытались заняться и в мечетях, и на улицах. Благо, как отмечают полицейские, большинство прохожих с опаской обходили мужчин с нетипичной для северных краев внешностью. Так что, мол, задержание даже спасло миссионеров от возможных негативных реакций со стороны населения.
Но жизнь не стоит на месте, и сегодня северянам предлагается такой широкий выбор путей и тропинок "к небу", что голова идет кругом. Всего на территории области действуют 16 религиозных конфессий, которыми создано свыше 200 (!) объединений и групп. Ислам, православие, католицизм, протестантизм, иудаизм.
Но не все так просто. Сотрудники правоохранительных органов отмечают, что в Северном Казахстане образовалась тенденция распространения идей нетрадиционных религиозных течений.
В области, например, действуют индуистские "Сознание Кришны" и "Вера Бахаи". Только нетрадиционные протестантские направления представлены семи религиозными объединениями, среди которых миссия "Агапе", церковь "Новая жизнь", христианская церковь "Евангелия Иисуса Христа". Не так давно североказахстанцы услышали о христодельфианах. Часть таких течений формируется усилиями зарубежных миссионеров, таковых в области более 30.
Бывает, что активная проповедническая деятельность идет вразрез с существующим законодательством. Только во время последней операции "Религиозный экстремизм" стражами порядка были выявлены руководители 10 незарегистрированных религиозных объединений. Среди привлеченных к административной ответственности оказался и приверженец оккультно-мистической секты "Ата-Жол". Примечательно, что сторонники нетрадиционных течений стали обращать особое внимание на молодежь, которая наиболее подвержена подобным влияниям. Еще одно новшество: представители некоторых религиозных объединений активно предлагают коренному населению Библию на казахском языке. Такие подарки, разносимые по домам, вкупе с навязчивыми рассказами "об единственно возможном пути спасения души" нравятся далеко не всем.
- Показательными в этом смысле являются результаты проведенного нами соцопроса, в котором приняли участие 450 человек, - говорит начальник отдела по работе с молодежью, НПО и религиозными объединениями ДВП Северо-Казахстанской области Динара Касимова. - На вопрос, какова роль религии в жизни общества, 17,8 процента респондентов ответили, что очень важна, 44,4 - важна, 4,4 - скорее важна, 2,9 - неважна, 10,9 - затруднились ответить. Утвердительно на вопрос, могут ли быть подвергнуты дестабилизации и конфликтам мир и согласие между религиями и верующими в РК, ответили только 4,4 процента опрошенных, подавляющее большинство считает, что такой угрозы нет.

Елена ЧЕРНЫШОВА, Северо-Казахстанская область

***

Противостояние пессимистов и оптимистов

В поселке Первомайском Восточно-Казахстанской области на редкость активное население. Местные жители никогда не боятся спорить с властью, они смело протестуют. Кроме оппозиции на территории сельского округа действует четыре религиозных объединения.

В центре поселка стоит мечеть. Есть дом молитвы "Грейс Благодать". Работает православный приход. Развивается община свидетелей Иеговы. Что если гражданский экстремизм рождается от религиозного фанатизма?
- Я была во всех религиозных объединениях, - говорит аким Первомайского сельского округа Татьяна Сакович. - Все они ставят перед собой позитивные цели и задачи. Ведут просветительскую работу, пропагандируют идеи стабильности государства и межнационального согласия. И хотя лично мне не очень нравится, что в поселке укореняются церкви, пришедшие с Запада, не нравится, что кто-то из них проповедует отказ от службы в армии, запрещает отмечать дни рождения, все равно человек сам вправе определять, какой религии отдать предпочтение или быть вне церкви. Религиозная свобода - лучший показатель состояния свободы человека в целом. Надо просто уметь уважать взгляды других, быть терпимее, не доводить мировоззренческий спор до конфликта.
- Как вы думаете, Казахстану грозит религиозный экстремизм?
Не задумываясь, Татьяна Ильинична ответила:
- Нет.
- Почему?
- Я уверена. Сужу по своему поселку. Народ у нас ходит в разные церкви, но друг к другу все относятся терпимо, никто не высказывает претензий по поводу религиозных убеждений. Мы находим общий язык со всеми. Люди открыто говорят о содержании церковных проповедей. Меня охотно приглашают в разные объединения. Я везде была, все слышала. В общем, владею ситуацией. И вот что еще скажу: слишком многочисленных общин у нас нет. И не думаю, что эти религиозные объединения могут доставить кому-то вред.
- Семейных трагедий не происходит? Знаете, как бывает: один член семьи подпадает под влияние религиозных фанатов, и все, что есть в доме, отдает церкви.
- Нет, в нашем поселке таких фактов не было.
По поводу сельской оппозиции Татьяна Ильинична говорит следующее:
- Всегда есть люди, которым не нравится абсолютно все. У нас в поселке оптимисты противостоят пессимистам. Последние вылили на нас много злости, когда в поселке были проблемы с отоплением. Все бегали, кричали, ругались. Я думала, как утихомирить? Проводили сходы, собрания. Потом мы назначили старших в домах. Выбрали самых авторитетных людей. Пригласили в акимат. Рассказывала, что сделано, а что в планах. Мы советовались, спорили, приходили к общему знаменателю, совместно принимали решения. И поток недовольства прекратился, исчезли угрозы, оскорбления. Постепенно все наладилось. Исчез экстремизм. Я поняла, что главное - своевременно проинформировать жителей.
По данным пресс-службы прокуратуры, на территории Восточно-Казахстанской области зарегистрировано 272 религиозных объединения и филиалов, 10 миссионеров. Доминирующее положение занимают мусульманские объединения и русское православное христианство. За ними следуют евангельские христиане - баптисты, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы. Некоторые религиозные объединения продолжают уклоняться от регистрации и перерегистрации в органах юстиции. За 12 месяцев органы прокуратуры дали 29 разъяснений закона, привлекли к административной ответственности 12 лиц.

Андрей КРАТЕНКО, Восточно-Казахстанская область
№ 52 (16438) от 21.03.2008

Источник - Экспресс-К
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1206395340


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх