А.Джалилова: Деньги-мусульмане. Исламский банкинг и Казахстан 10:50 26.03.2008
Деньги-мусульмане
В условиях продолжающейся турбулентности на мировых рынках исламское финансирование может стать для казахстанских банков альтернативным источником средств. Вскоре возможно появление в отечественных банках окошек, через которые будут выдавать деньги по законам шариата.
Исламское финансирование – явление уникальное. Бизнес по законам морали – вот уж действительно редкость! Закон спроса и предложения, закон получения максимальной прибыли вторичны, когда речь идет об исламском банкинге. Возможно, для казахстанских финансовых структур исламские инструменты в новинку. Однако сейчас, когда привлечь ресурсы с мировых рынков стало не так-то просто, наша страна обратила свой взор на Ближний Восток.
Как объяснил в интервью "Позиции.kz" управляющий директор Нурбанка Асаин Байханов, Пророк Мухаммад – основатель религии ислам, согласно одному из хадисов считал взимание процентов явлением в 36 раз худшим, чем супружеская измена. Поэтому исламские кредиты принципиально отличаются от тех, к которым мы привыкли. Исламские банки, инвестируя в какое-либо предприятие или проект, требуют стопроцентной прозрачности сделки и равноправного участия как в прибылях, так и в убытках общего дела. Одним словом, шариат уравнивает роль и шансы финансируемой стороны и владельца бизнеса.
При этом, конечно, есть список отраслей, в которые исламские банки не инвестируют. Это, к примеру, производство алкоголя, табака, выращивание свиней. Также нельзя инвестировать в проекты, наносящие урон экологии или причиняющие вред здоровью человека.
Как ни удивительно, при всех ограничениях исламские банки имеют огромные прибыли. Как сообщил нам Асаин Байханов, на конец 2003 года в мире насчитывалось порядка 300 исламских банков и финансовых институтов, оперирующих в 38 странах, и не только в мусульманских, но и в Европе, США, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Исключая исламские страховые компании (такафул-компании), инвестиционные фонды и так называемые исламские окна в традиционных коммерческих банках, совокупные капиталы исламских банков за период 1993–2003 годов возросли с 53,3 миллиарда до 175 миллиардов долларов США с ежегодным приростом около 23 процентов. При этом потери официальные составляют менее одного процента, сообщает наш собеседник.
По прогнозам, объем мусульманского банкинга через пять лет составит около 1 триллиона долларов США. Сейчас центром исламского финансирования стремится стать даже фондовая столица Европы – Лондон.
Есть еще один секрет, почему исламские банки столь прибыльны. Согласно мусульманской вере оставлять долги – недостойно. Финансовый долг умершего перекладывается на родственников. Поэтому правоверные стараются аккуратно отдавать все долги. То есть процент невозврата очень невысок в исламских банках.
Также исламские банки помогают продавать товары в рассрочку, выдают на это деньги продавцу. Таким образом укрепляются отношения между продавцом и покупателем, что и является целью подобного финансирования.
Банки Ближнего Востока заинтересованы в работе с Казахстаном. Не только потому, что у нас финансовый сектор динамично развивается. Но и потому, что имеются культурные связи. Для исламского банкинга, как говорит Асаин Байханов, продвижение мусульманских ценностей первично, а прибыль вторична.
Да и наши банки очень заинтересованы в подобном сотрудничестве. В Казахстане уже есть (пусть пока и небогатый) опыт заимствования от исламских финансовых институтов. К примеру, Исламский банк развития открыл кредитные линии для казахстанских банков –БТА и Народного, каждый из них получил по 50 миллионов долларов. БТА это позволило, в частности, выдавать своим клиентам, представляющим малый и средний бизнес, кредиты на достаточно длительный срок – 10 лет.
Однако для развития исламского банкинга в Казахстане нет соответствующей законодательной базы. Во-первых, неясно, как платить налоги. Во-вторых, неясно, как Нацбанк и агентство по финансовому надзору будут регулировать исламское финансирование. К такому выводу пришли участники конференции, посвященной этой теме, которая состоялась в мае прошлого года в Алматы. Однако власти страны изучают этот вопрос. К примеру, в Казахстане создана межведомственная рабочая группа, разработан план мероприятий в рамках помощи Исламского банка развития (ИБР) по внедрению исламского банкинга и финансов в Казахстане.
По мнению Асаина Байханова, к приходу исламского банкинга Казахстан готов не только экономически, но и духовно. Финансист обсуждал этот вопрос в мечети с прихожанами-предпринимателями и сделал вывод, что почва для развития мусульманских духовных ценностей в нашей стране готова. Асаин Байханов предполагает, что в ближайшее время в казахстанских финансовых организациях могут появиться окошки обслуживания клиентов по принципам ислама.
И все же думается, что исламский банкинг не так скоро войдет в нашу жизнь. Слишком уж непросто рядовому (да и нерядовому тоже) казахстанцу понять, что бизнес можно строить на основе морали, этики, вечных ценностей. Однако в нынешней ситуации исламское финансирование – это выгодно. И, пожалуй, это одна из основных причин, почему наши банки хотят сотрудничать с исламскими финансовыми институтами.
Амина Джалилова
26.03.2008
|