А.Тиливалди: Выпускники уйгурских школ в Казахстане лишены права участия в едином национальном тестировании 23:19 01.04.2008
Представители уйгурской диаспоры в Казахстане считают, что в области образования для этнических меньшинств имеются значительные проблемы
В уйгурских национальных школах Алматинской области Казахстана стали снимать надписи на уйгурском языке. В самих учебных заведениях также понемногу снимают материалы со стендов, рассказывающих об истории уйгуров и общественных деятелях – представителях этого народа.
Об этом рассказал по телефону человек, живущий неподалеку от села Чунджа Уйгурского района Алматинской области. Как считает звонивший, подобное связано с событиями, происшедшими в селе Шелек более года назад, когда произошли столкновения между казахской и уйгурской молодежью.
Казахские национал-патриотические организации и казахскоязычная пресса всю степень ответственности за конфликт перекладывают на уйгурскую диаспору. Но, как показывает практика, всегда во время этнических разногласий в равной степени виноваты обе стороны, и в еще большей степени – государство, которое упустило момент возникновения противоречий, либо не смогло адекватно отреагировать на возникшую ситуацию. Так что не исключено, что тактика по деполитизации уйгурского населения (если подобное на самом деле имеет место) – это запоздалая реакция властей на события прошлого года, а национальные школы оказались под пристальным вниманием районной администрации.
Однако по мнению многих проживающих в Казахстане уйгуров, проблема заключается далеко не в одних "фасадах", которые, скорее, являют собой следствие общего кризиса в системе образования этнических школ. Они считают, что Казахстан не смог в должной мере организовать учебный процесс в образовательных заведениях для национальных меньшинств, вследствие чего выпускники школ лишены многих возможностей, доступных их сверстникам из других этнических групп.
Мы обратились за комментарием к Алимжану Тиливалди, доктору филологических наук, советнику Центра правовой помощи этническим меньшинствам. Уже в течение нескольких лет он пытается поднять вопрос о качестве образования в уйгурских школах, и по его мнению, то, что происходит в районе, где компактно проживают представители уйгурского народа, не соответствует принятым в нашей стране стандартам образования.
Алимжан Тиливалди: Надписи на уйгурском языке снимают на самом деле. Но основная проблема вовсе не в этом. Можно утверждать, что отчетливо наблюдается общий системный кризис в сфере образования в Казахстане. Как известно, в эпоху "застоя" глубоко пустили свои корни такие явления как "протекционизм" и "блат", по-новому - коррупция, в образовательной системе республики. Этнические школы – не исключение, более того, ситуация здесь еще сложнее. Хотя тут ситуация чрезвычайно сложная. Представители этнических диаспор вынуждены вести сложнейшую борьбу за их сохранение. К тому же они изолированы от нововведений в содержании образования (нет ни одной теоретической работы на этническом языке), нет настоящего анализа учебников и нет эффективного контроля над преподавательским составом, некому и некогда заниматься серьезно проблемами этнических школ в целом. И потому этнические школы больше страдают.
Мониторинг, проведенный среди родительской общественности и учащихся школ с уйгурским языком обучения, показывает, что наиболее актуальным, социально острым является вопрос включения школ с этническим языком обучения в систему единого национального тестирования (ЕНТ). Например, абсолютное большинство уйгурского населения высказывается за необходимость скорейшего обеспечения равноправного участия школ с уйгурским языком обучения в ЕНТ, наряду со школами с казахским и русским языками обучения.
В настоящее время выпускники этнических школ лишены права участия в ЕНТ. Помимо сдачи выпускных экзаменов, при поступлении в вузы они вынуждены проходить комплексное тестирование. То есть, в отличие от своих сверстников из школ с казахским и русским языками обучения, выпускники этнических школ обязаны дважды сдавать экзамены: при окончании школы и для поступления в вуз. С другой стороны, учащиеся этих школ попадают в сложную психологическую ситуацию и часто чувствуют себя ущемленными. По их мнению, комплексное тестирование - удел неудачников, сдающих неоднократно экзамены.
Есть еще экономическая сторона данной проблемы. Дело в том, что многие хотят сдавать на местах, а не приезжать в Алматы или в какой-нибудь другой город. Сдача ЕНТ на местах обходится намного дешевле. В существующих ограничениях многие усматривают бесперспективность, дискриминационное положение этнических школ. Нерешенность данного вопроса уже ведет к резкому сокращению их контингента. Дальнейшее затягивание с его решением может привести в кратчайшие сроки к полному и окончательному разрушению системы образования на родном языке.
Самое главное: проблема создана на пустом месте, нет никаких препятствий, никаких причин для ограничения доступа к ЕНТ. Родители и учащиеся готовы сдать тесты на казахском или русском языках и не требуют особых привилегий. Они не боятся препятствий, несмотря на то, что они получали образование на своем родном языке. Однако на бесконечные просьбы общественности, учителей и самих родителей чиновники в министерстве образования до сих пор не решили данный вопрос. Доводы их нам непонятны, по их словам, сдача ЕНТ пока невозможна, потому что нарушаются права самих учащихся. Какие права могут нарушаться? Повторяю, что проблема социально очень острая. Я лично участвовал в пяти региональных конференциях в Алматинской области: в Панфилове, в Чундже, в Чилике, в Талгарском районе. Население, родители в первую очередь и учителя жестко выступают за решение данного вопроса. Они требуют, чтобы их дети были допущены к сдаче ЕНТ либо на казахском, либо на русском языках, наряду с выпускниками других школ, но пока им отказывают.
Voice of Freedom: Какие еще на ваш взгляд вопросы развития этнических школ требуют решения?
Алимжан Тиливалди: Требуется восстановление в департаменте образования штатных единиц инспекторов и методистов, курирующих школы с этническим языком обучения. Их отсутствие отрицательно влияет на качество образовательного процесса, препятствует реализации образовательных государственных стандартов в школах с родным языком обучения. Школы испытывают серьезную нехватку квалифицированных кадров, учебников и учебно-методических пособий на родном языке. Заявки на учебники не отражают реальные и перспективные потребности этих школ. Потребности искажаются в сторону явного снижения. Из года в год сокрашается необходимый тираж учебников, их издание осуществляется не всегда своевременно и в соответстви с утвержденой тематикой. Допускаются сбои и перекосы в распределении и обеспении учебниками.
Учитывая общность корней, единую тюркскую основу и близость современных казахского и уйгурского языков, было бы целесообразно, наряду с общим увеличением количества часов по казахскому языку, предусмотреть более усложненную программу изучения государственного языка для школ с этническим языком обучения. Существующие программа и объемы изучения, например, не учитывают лингвистический потенциал учащихся уйгурских и узбекских школ по освоению казахского языка. Данная мера, способствуя более высокому уровню овладения государственным языком, углубленному изучению и постижению культуры и истории казахского народа, одновременно усилила бы позиции, авторитет уйгурских и узбекских школ среди населения.
Никто в открытую не выступает против национальных школ. Но вокруг них сформировалась неблагоприятная атмосфера. Чиновники на местах не решают возникающие проблемы, проявляют безразличие. Отдельные чиновники совершают действия, идущие вразрез с жизненными интересами малых этносов в системе образования. Министерство образования и науки до сих пор не взялось за решение животрепещущих проблем наших школ. Обращения общественности оставляются без внимания, чиновники ограничиваются составлениеим и отправлением отписок, которые, по сути, представляют собой издевательское отношение к жизненно важным этнокультурным интересам целых народов.
Все это наносит непоправимый ущерб имиджу и социальному статусу этнических школ, порождает неверие в перспективность национальных школ. В результате чего родители вынуждены отдавать детей в школы с чужим языком обучения. Одновременно усиливается тенденция сокращения численности обучающихся на родном языке. За последние годы закрылись ряд школ и классов, многие на грани закрытия. Все это в совокупности приведет к уничтожению системы образования на родном языке.
Уже выросло целое поколение, не знающее языка, культуры, традиций и обычаев своего народа. В конечном итоге, уйгуры Казахстана могут повторить трагическую судьбу своих сородичей из Узбекистана и потерять свою культуру, язык и исчезнуть как этнос. Казахский народ сам в недавнем прошлом пережил проблемы этнического выживания. Поэтому мы, прежде всего, надеемся на понимание и поддержку со стороны родственного казахского народа, его интеллигенции.
Voice of Freedom: Сколько в Казахстане этнических школ? Можете ли назвать количество выпускников хотя бы за этот год?
Алимжан Тиливалди: В Казахстане функционируют около 70 школ с уйгурским языком обучения, в том числе одна многопрофильная гимназия. В них обучаются более 20 тысяч учащихся уйгурской национальности. Система образования на родном языке сложилась еще в рамках советской системы национального образования. Она составляет основу этнокультурного развития. Поэтому мы относились и относимся к ней очень трепетно, бережно и с гордостью. Эти школы - не только государственные учреждения образования, но и часть духовного достояния уйгуров Казахстана.
Voice of Freedom: Вы охарактеризовали как достаточно сложную ситуацию в сфере этнического образования. Какие действия, на ваш взгляд, срочно необходимы для изменений в образовательной системе?
Алимжан Тиливалди: В первую очередь, надо добиться нормального обеспечения учебниками и учебно-методическими кабинетами. По мониторингу нам известно, что в последние годы школы с уйгурским языком обучения испытывают колосальные трудности в связи отсуствием учебников. Например, некоторые группы старшекласников этих школ вообще сидят без учебников. Представляете, целые классы сидят без них! Вы не представляете какой урон это наносит по системе целенаправленного воспитания казахстанского патриотизма, о котором чиновники неустанно повторяют везде и всюду. Это также является поводом для радикально настроенных лиц, которые видят только отрицательные стороны этнического образования и открыто ратуют за его ликвидацию. В данной момент не обеспечены учебниками и УМК более 35% процентов учеников школ с уйгурским языком обучения. Это результаты проведенных нами моноторингов. И я уверен, что если бы подобный мониторинг проводился среди других этнических школ, результаты были бы похожими. Боюсь, что районные отделы образования нам дали заниженные цифры. А какие результаты дадут реформы при таком положении? Чиновники образования нам отвечают, что уйгурские классы обеспечены 100%, якобы "80% обеспечивается за счет государства, а 20% - за счет оплаты родителей". Это далеко от истины. Они прекрасно знают ситуацию: выделяемые на это государственные финансовые средства уходят не по назначению. Получается, что обворовываются свои же сыновья и дочери. В итоге, дети сидят "на голодном пайке".
Во-вторых, все этнические школы должны входить в единое правовое поле. Нельзя допускать дифференцацию в сфере образования, аттестации и контроля знаний, ограничений по системе ЕНТ и так далее. Дети, увидевшие несправедливость в юном возрасте, не будут истинными патриотами страны.
В третьих, надо, по моему мнению, дать толчок структурным изменениям в этой сфере, альтернативному частному образованию, авторским программам и концепциям для того, чтобы добиться усиления конкуренции среди школ и учителей. Но этот процесс нельзя пускать на самотек.
Voice of Freedom обратилась с официальным запросом по ситуации с уйгурскими школами в департамент образования Алматинской области. Из ответа заместителем директора департамента С. Кабимолдаева, можно предположить, что проблема не настолько серьезна.
По его данным, "в 2007 году были выкуплены учебники для учащихся 7-го класса на казахском, русском и уйгурском языках на 85%, а для 11-х классов - на 95% обеспечения учащихся". "Согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2003 г. №173, другая категория учащихся должна выкупить недостающие учебники самостоятельно. Поэтому школы с уйгурским языком обучения в достаточном количестве обеспечены учебниками, за исключением тех, которые еще не напечатаны", - говорится в ответе.
Чиновник также отметил, что "факты ликвидации стендов, рассказывающих об истории уйгурского народа и об общественных деятелях, а также снятие надписей, написанных на уйгурском языке, не подтверждаются".
Получается, что проблемы нет? Тем не менее, вопросы остаются. И не только в касательно языка надписей на фасадах.
Voice of Freedom 1 апреля 2008 г. Андрей Гришин, Алматы
|