КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 03.04.2008
22:36  А.Солженицын: Миф о "геноциде-голодоморе" украинцев - лютая подтравка обезумелой киевской нац-элиты
17:01  Рудокопы смерти. Индийские хозяева из "Арселлор Миттал Темиртау" используют в карагандинских шахтах оборудование 1948 года выпуска
16:53  В казахстанском Павлодаре задержаны 5 автобусов с 500 узбекских гастарбайтеров
12:38  Больше белой пушистости. НАТО корректирует стратегию ISAF в Афгане на "миротворчество"
12:03  Сериков сын. Аким Актюбинска К.Нокин переименовал в честь своего отца пригородный поселок и городскую улицу
12:01  Сапа Мекебаев: День Дурака в Казахстане. Мало самому помнить пароль - надо, чтобы и часовой его не забыл
11:57  О.Сидоров: Для кого станет судьбоносным саммит НАТО?

11:54  ТИПЧ: Поборы с попрошаек. Как зарабатывают дашогузские женщины
11:52  Э.Аман: Кто правит Туркменией. Кадровый обзор
11:49  Нурани: Под знаменем цвета огня. Право на Новруз азербайджанцам пришлось отстаивать с оружием в руках
11:38  Е.Беляков: "Газпром" хочет договориться с ЦентрАзией о поставках в Китай
10:46  "ВБ": Сто дней на передовой. Первый юбилей нового киргизского парламента
10:43  М.Демурин: Изменения на постсоветском пространстве - цивилизационный вызов
10:33  С.Кожемякин: Латинизация кыргызской письменности - скудоумие или злой умысел?
10:23  "Я думаю, что это вопрос не о поражении". 7 стран заблокировали предложение Буша принять в НАТО Украину и Грузию
09:43  Г.Хидоятов: Как Петр Первый окно в Среднюю Азию прорубал
09:37  С.Райт: Элитные подарки от киргизского правительства. Истеблишмент забросал народ презентами
09:09  Яап де Хооп Схеффер: Афганистан - переход к новому этапу. Прогресс в обеспечении безопасности также вселяет оптимизм
08:25  В Алматы скончался известный журналист и редактор Бакитжан Мукушев. Соболезнуем
07:55  В Узбекистане основана еще одна правозащитная организация - "УзДемФонд"
07:11  Беспорядки и демонстрации в Синьцзяне. Тибетский синдром распространяется по нацокраинам КНР
05:51  "Возмущение и негодование многочисленного коллектива МСХ". О коррупции в Минсельхозе Киргизии (пресс-релиз)
04:59  Д.Сатпаев: Зеленое знамя ислама поднялось еще выше
02:59  Д.Ашимбаев: Тяжеловесы отдыхают. Кадровые подвижки в Казахстане за 1-й квартал года
01:19  Каримов и Бердымухамедов: Странная парочка вторглась на саммит НАТО
01:18  Н.Бухари-заде: Угроза генофонду. Родственные браки в Таджикистане - их становится больше
01:17  "Я хотел посмотреть, как у них работает система самоуправления". Как аким Караганды в Израиль ездил опыт перенимать
01:12  "НГ": Каспий под колпаком локаторов. Азербайджан завершил создание радарных систем для охраны своих морских границ
01:11  Н.Абдылдаев: Россия напрасно дарит военную технику неуравновешенному руководству Таджикистана
01:10  Весеннее обострение в Астане. Что стоит за арестом главы Казжелдорог Ж.Кулекеева и младшего зятя Д.Хасенова?
01:09  "Диапазон": Неплохо очень иметь три жены! У многоженства в Казахстане естоь свои плюсы
01:05  Аким Б.Рыскалиев в гневе. В Атырауской области заканчиваются... учителя и врачи
01:04  С.Сафаров: "Переход на персидскую графику окончательно сломает хребет таджикской культуре"
01:03  Как лечить экономику Казахстана (спор экспертов в "Эксклюзиве")
00:56  Г.Михайлов: Президенту подносили барашков. Киргизские руководители делают сенсационные признания
00:45  Нур Омаров: Надо ли Кыргызстану в НАТО?
00:39  Э.Гасанов: Эрекция и должность. Хошимин не Ющенко, у которого...
00:32  ИГНПУ: Ташкент. Осужденного исламского активиста С.Ишмухамедова перестали пытать, однако…
00:26  А.Корбут: Иран и ШОС. На расширение НАТО есть чем ответить
00:15  Боролись с беспризорностью и… с Богом! Из истории кустанайского комсомола
00:12  С.Голубчиков: Энергоресурсы - основа евразийской интеграции
00:11  Взлетная канитель. Посол Казахстана в Узбекистане Турисбеков упорно отрицает, что тормозил самолеты
Среда, 02.04.2008
23:48  Грызня в "Царском селе". Собаки депутата Бишкекского горкенеша Камчибекова сожрали 9-летнего мальчика
22:47  Н.Назарбаев лично понес Олимпийский огонь на Медео
21:36  Сняли с рельсов. Финансовой полицией задержан руководитель "Казахстан Темир Жолы" Ж.Кулекеев
20:25  Мата Хари Вика. Экс-президентка Латвии и ярая националистка Вайра Фрейберга оказывается еще с 1967 года была "стукачкой" КГБ
18:40  В Казахстане создана "Корпорации по развитию и продвижению экспорта"
11:28  TOP 100 - самые богатые и влиятельные люди Таджикистана
10:00  К.Берентаев: Проблем с евро в Казахстане не будет. Доллар постепенно теряет свою функцию меры стоимости
09:52  "КП": "Мы - русаки". Почему русские немцы потянулись обратно в Россию
09:39  Узбекистан продает флагман своей радиоэлектроники - ОАО "Фотон"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Нурани: Под знаменем цвета огня. Право на Новруз азербайджанцам пришлось отстаивать с оружием в руках
11:49 03.04.2008

Право на Новруз нам пришлось отстаивать не только в годы существования СССР

О названиях стран, существующих сегодня на географических картах, можно написать не одну книгу. А история географических топонимов порой бывает поучительной и весьма неожиданной. Нигерии и Конго подарили имена великие африканские реки Конго и Нигер. Гордое имя "Либерия" одно из африканских государств получило от слова "Либерти" - "Свобода", а столицу Монровию нарекли в честь президента США Монро: это государство основали освобожденные в США африканские невольники. Название Португалия происходит от слова "порто", обозначающего...изобретенный здесь портвейн. Иран ведет этимологию своего названия от древней "Арианы" - Земли Ариев. Саудовская Аравия, появившаяся на карте мира в тридцатые годы и получившая свое название от родового имени короля Абдулазиза аль-Сауда, является сегодня, быть может, одним из последних носителей традиции, когда страны назывались по именам их правителей. Эту традицию свято блюли географы и историки античного мира, но далеко не всех впечатляют попытки вести этимологию слова "Азербайджан" от имени царя Атропата.

Сегодня в мире существует множество толкований и версий происхождения слова "Азербайджан". С древнетюркского "Азербайджан" переводится как "Страна достойных людей", есть толк

ержало другое... Азербайджан - Страна огней. Здесь сошлось слишком многое. Первые сведения о горевших в Азербайджане священных огнях, выходивших прямо из земли, относятся еще к ХХХ веку до новой эры! Крепость-светильня Чираг-гала, над всеми пятью башнями которой горел огонь, дожила до нашего времени. Храм огнепоклонников в Атешгях просуществовал до середины XIX века, когда истощилось питавшее его месторождение газа и священные огни погасли. Огонь, по мнению многих историков, горел и над бакинской Гыз галасы, которая, вполне возможно, представляла собой один из древних храмов огнепоклонников.

А Страна огней и Новруз - понятия неразделимые. И хотя отмечают Новруз байрамы сегодня во многих странах, в том числе в Турции, Иране, Афганистане, в государствах Центральной Азии, даже древние иранские легенды безошибочно указывают: родину его следует искать в Азербайджане. Там, где исстари горели те самые святые огни, выходившие из-под земли, где проповедовал новую религию Зардушт - Заратустра, учивший своих последователей, что в мире идет вечная борьба добра и зла. Главный свой праздник последователи зороастризма отмечали в день весеннего равноденствия - именно в этот день был обожествлен Заратуштра, пророк и основатель зороастризма, живший, кстати говоря, в Азербайджане. В священной книге зороастрийцев "Авесте" уже рассказывается о Новрузе - празднике поклонения изобилию, предвещаемому природой.

И сегодня в обрядах Новруза многое указывает на его зороастрийские корни - даже при том, что историю главного своего праздника нам сегодня приходится восстанавливать по крупицам, после десятилетий советских запретов и гонений. Но и сегодня слишком многие его обряды указывают на зороастризм. Обряд очищения последней среды уходящего года - прыжки через костер, свечи на традиционной хонче, восьмиконечные звезды, точнее, две четырехконечные звезды, символизирующие единство огня, воздуха, земли и воды, даже обычай посещать накануне Новруза могилы усопших связан с зороастрийскими верованиями: согласно им, дух погибших Форохар на этот праздник возвращается на землю и проводит несколько дней среди родственников.

То, что Новруз байрамы никоим образом не связан с исламом, не помешало советской репрессивной машине запретить его под флагом борьбы с религией. Впрочем, как уверены многие аналитики, вряд ли в московских кабинетах так уж заблуждались насчет истинных корней Новруз байрамы. Просто слишком уж древним, слишком ярким был этот праздник, слишком властно напоминал он о корнях и традициях, куда более глубоких, чем годы строительства социализма и коммунизма.

Но сегодня как-то немодно вспоминать о другом. Право на гордое имя Страны огней и на древний праздник Новруз нам пришлось отстаивать не только в годы советских репрессий и насаждения пролетарской культуры. Еще раньше, в конце первого тысячелетия новой эры, мы защитили свое право на Новруз и на имя Страны огней, когда Азербайджан был превращен в одну из провинций арабского халифата, а вместо традиционных верований насаждалась новая религия - ислам. И об этом времени писал азербайджанский поэт Фикрет Годжа: "Но у этой страны, "невесты огня", но у этой, что звалась Азери, вера иная была от века... и кроме Родины, бога не было, и пророка, кроме Бабека".

Огонь под пеплом

История становления и распада Арабского халифата еще долго будет оставаться предметом пристального внимания и ученых, и писателей, и литераторов. Формирование новой религии, которой суждено было стать одной из ведущих в современном мире, шло одновременно с формированием государства, и за годы священной войны за торжество новой веры арабские воины, выходцы из пустынного Аравийского полуострова, настолько труднодоступного, что на арабском языке он до сих пор именуется "Аль-Джазира" - "Остров", захватывали на своем пути страны с куда более древней и богатой культурой, чем та, что существовала на их родине. А любая оккупация, как известно, сопровождается еще и ассимиляцией покоренного населения. На арабский язык переходили Египет, где песок заносил многометровые статуи фараонов и древних богов, Сирия, хранившая память о древней Пальмире, Ирак, земля Шумера и Вавилона...

Но в Азербайджане все повернулось иначе. Сокрушить "с налета", лихим набегом арабской конницы древнюю культуру и цивилизацию Страны Огней оказалось куда труднее, чем просто завоевать и подчинить себе, как сказали бы сегодня, "административную власть и силовые структуры". Огонь под пеплом - вечный символ, и не случайно, что родился он именно в Азербайджане, с его культом огня и непростой историей. И того, что этот огонь рано или поздно вспыхнет в полную силу, следовало ожидать.

Как сегодня свидетельствуют историки, против Арабского халифата в Азербайджане, в особенности южном, и Иране поднималось немало восстаний. Но движение хуррамитов, во главе которого стоял легендарный Бабек, занимает здесь особое место.

Откуда произошло слово "хуррамиты", существуют две версии. Одни выводят его от арабского глагола "смеющийся", другие же ищут созвучие с арабским же словом "красный". И доподлинно известно: именно хуррамиты, сподвижники Бабека, первыми в истории подняли красное знамя как символ борьбы с действующей властью. Но красный цвет у хуррамитов, так же, как и на сегодняшнем азербайджанском триколоре, означал не кровь, а огонь.

Уже потом историки придут к выводу, что хуррамиты в большинстве своем были последователями маздакизма - это религиозно-философское учение распространилось в Азербайджане и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо оно было по имени Маздака, сына Бамдада, основателем же учения, которое возникло еще в конце III века, является зороастрийский священник Зардушт-и Хурракан. Главный постулат маздакизма совпадал с основными канонами зороастризма: согласно ему, в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и темным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится уже в "этом мире" победой [добра> над [злом>. Показательно, однако, что маздакиты наполняли этот постулат вполне конкретным социально-политическим содержанием и выдвигали идеи о необходимости взаимопомощи, о равенстве имущества и т. п. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со злом и противопоставлявшегося добру, к насильственному осуществлению данного богом всеобщего равенства, маздакизм стал в конце V века идеологией маздакитского движения крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов. И вскоре приобрело такую популярность, что царь Кавад I решил использовать его для ослабления позиций крупной аристократии и "официального" жречества или, как сказали бы сегодня, духовенства. Правда, уже через десять лет после того, как Кавад занял трон, а Маздак стал одним из первых лиц в государстве, монарх и его приближенные пали жертвой заговора крупной аристократии и жрецов: политтехнологии за века и тысячелетия, увы, изменились мало. Как потом утверждали историки, Кавад, которому удалось бежать из страны, вскоре вернулся с войском наемников, затем последовала целая серия дворцовых переворотов, но в конце концов Маздак и его приближенные были убиты во время очередного, как сказали бы сегодня, "религиозного диспута". Это произошло еще в VI веке, до появления в мире ислама и Арабского халифата, Но идеи маздакизма оказались слишком популярны. В числе их приверженцев были и сторонники движения хуррамитов, вначале малозаметного и не представлявшего особой угрозы для халифата. Пока это восстание не возглавил Бабек.

Под сенью вершины Савалана

Где именно родился будущий предводитель восстания, державшего в страхе Арабский халифат на протяжение двадцати лет, мнения историков расходятся. Но, по некоторым данным, происходил он из окрестностей современного Бейлягана. Отец его был мелким купцом. Сам же Бабек успел побывать учеником ремесленника, пастухом, караванщиком. Он побывал во многих уголках родного Азербайджана.

Первоначально во главе восстания хуррамитов стоял один из местных землевладельцев, владелец небольшой, но хорошо укрепленной крепости Базз на вершине горы Савалан. Бабек возглавил хуррамитов в 816 году.

Первоначально движение хуррамитов представляло собой классическую крестьянскую войну. Но затем к нему стали примыкать и многие землевладельцы, страдавшие от арабского ига. Немало было и тех, кто был готов отдать жизнь за восстановление прежних, доисламских порядков и обычаев и древней религии зороастризма, с существованием которой арабы мириться не желали. И, может быть, не случайно, что столицей восставших стала именно крепость Базз на склоне горы Савалан - той самой, где когда-то проповедовал Зардушт новую религию.

Собрав достаточное количество сторонников, Бабек приступает к решительным действиям. По его сигналу восставшие перебили в окрестностях крепости Базз арабов. Весть о поражении казавшихся всесильными властителей разнеслась по всему Азербайджану с быстротой молнии. У арабов уже горит под ногами земля, и многие предпочитают бежать. Вскоре почти весь Азербайджан оказывается в руках хуррамитов. Отсюда восстание перекидывается в Джабиль и Хорасан. Бабек везде действует по одному сценарию - все захваченные укрепления сносятся, а арабские гарнизоны попросту вырезаются. Предателей и, как сказали бы сегодня, "коллаборационистов" тоже не щадят. Популярность же Бабека среди населения, доведенного до отчаяния арабскими "новыми порядками", становится фантастической. По самым приблизительным подсчетам, его армия насчитывала до 300 тысяч человек.

По мнению историков, в успехе восстания определенную роль сыграли и распри внутри верхушки самого халифата, точнее, борьба за престол умершего халифа Харуна ар Рашида между его сыновьями - Эмином и Мамуном. Победителем оказался вроде бы Мамун, но выступления сторонников Эмина не прекращаются. К тому же здесь уже дает о себе знать и межклановая рознь: Мамун - сын персиянки, Эмин - чистокровный араб, и две "партии" при дворе четко делятся по национальному признаку. В конце концов Мамун был вынужден перенести свою столицу из Хорасана в Багдад, вести политику с учетом интересов арабов, но взамен получил возможность заняться все больше беспокоившим его восстанием на севере. В том, что прославленная арабская конница легко рассеет крестьянское войско Бабека, Мамун не сомневается.

Но на войне нет ничего более опасного, чем недооценка противника. Пять раз Мамун посылает свои лучшие силы в Азербайджан, и пять раз его военноначальники терпят сокрушительное и позорное поражение. Он меняет главнокомандующих, набирает новые армии - но все равно Бабек остается непобедимым.

Позже историки придут к выводу: уже в 819-820 гг. впервые проявляется полководческий гений Бабека. Прославленной, прекрасно вооруженной арабской коннице противостоят бывшие крестьяне, плохо обученные, с далеко не лучшим оружием и довольно-таки малочисленные. Но они прекрасно знают местность, применяют неожиданные тактические приемы и хитрости партизанкой войны - и легко выходят выходят победителями из битв с самоуверенными военачальниками регулярных армий, еще не осознавшими серьезности движения хуррамитов и таланта их предводителя. В историю вошла одна из битв, состоявшаяся 3 июня 829 года - Бабек, по свидетельству историков, наголову разбил направленную против него 150-тысячную армию. Число погибших составило свыше 30 тысяч человек.

Тем временем халифат переживает не лучшие времена. Восстание вспыхивает и в Египте. Его удается подавить, но вспыхивает война с Византией. Так или иначе, вести борьбу с хуррамитами с прежним размахом халифы уже не могут. И у Бабека появляется возможность заняться государственным строительством, которое оказывается весьма успешным. А восстание тем временем ширится. Арабские воины теряют ореол непобедимости, и вот уже власть халифата трещит по швам в Исфагане, Фарсе, в других регионах Ирана, зреет взрыв в Хорасане... Бабек доставляет в Базз богатую добычу, доставшуюся ему при взятии арабских крепостей и замков.

Но главным оказывается, как сказали бы сегодня, политический перевес. Ислам первых лет халифата более всего напоминал нынешнее учение ваххабитов. Под запретом были музыка и танцы, женщин низводили до положения рабынь, и в Азербайджане, на родине легендарной Томрис, с этим никто бы не стал мириться. Крепость Базз, где по ночам слышалась музыка и звучали песни, была куда привлекательнее пуританских арабских владений. Женщины здесь имели право голоса, они участвовали в боях с арабской конницей и в военных советах наравне с мужчинами. А арабские историки устраивали против хуррамитов кампанию "черного пиара", повторяя выдумки о царящем в их рядах "разврате" и "общих женах": сегодня большинство историков пришли к выводу, что все эти некрасивые легенды - не более чем реакция арабских историков на то, что у хуррамитов женщины не знали затворничества и чадры.

"Лучше жить один день свободным, чем сорок лет жалким рабом"

В 833 году расстановка сил вновь меняется. И на сей раз, увы, не в пользу восставших. Умирает халиф Мамун, и его наследником становится бат Мутасим. Ему удается заключить мир с Византией, а высвободившуюся армию он бросает на подавление восстания. Плюс ко всему вместе с регулярными войсками против хуррамитов брошены и наемники.

Хотя решающее значение имеет другое. В сражении у Хамадана Мутасиму удается навязать Бабеку бой в открытом поле. На сей раз соотношение сил в пользу арабов, бросающих в бой свой главный козырь - конницу. Бабек терпит поражение, теряет около 50 тысяч своих сторонников, но не сдается. Ему и его приближенным удается достигнуть крепости Базз, где он начинает набирать новые войска.

Но ситуация уже изменилась. Бабеку изменили многие мелкие феодалы, которые, почувствовав, что расстановка сил меняется, ищут "подходы" к арабам. А те продолжают свою тактику. Крепось Базз блокирована, закрыты все подходы и проезды, доставлять в цитадель оружие и провизию уже невозможно. Несколько отрядов, высланных Бабеком за припасами, были наголову разбиты.

И на этом этапе на авансцену выходит еще один персонаж - назначенный Мутасимом новый командующий Гайдар ибн Каус эль Афшин. Который с самого начала делает ставку на медленное затягивание петли вокруг крепости Базз. Весной 836 года Афшин вступает в Азербайджан. Двигаясь по горным, труднодоступным тропам, он, наконец, достигает входа в ущелье, ведущего к Баззу. Наученный поражением под Хамаданом, Бабек не решается на сражение в открытом поле и скрывается в крепости, довольствуясь редкими вылазками. Афшин, тоже будуче не уверенным в возможности успешного штурма непреступной крепости, выжидает, надеясь каким-либо путем "выманить" Бабека из крепости.

К концу зимы Мутасим посылает Афшину в подкрепление корпус в девять тысяч воинов. Положение Бабека сильно ухудшается. Но, несмотря на то, что с Византией вновь вспыхивает война, Мутасим не отозвал ни одного воина из Азербайджана, а после успешного окончания войны против Византии потребовал от Афшина завершения порученного ему дела.

На этом этапе Афшин предпринял попытку склонить Бабека к капитуляции и заставил взятого в плен сына Бабека написать отцу о том, что сопротивление бессмысленно, что следует сдаться на милость победителя, на что Бабек ответил: "Если бы ты был моим сыном, то последовал бы за мной. Но ты - не мой сын. Лучше прожить один день свободным, чем сорок лет - жалким рабом". После этого Афшин возобновил осаду Базза и ценой больших потерь захватил крепость.

Согласно историческим хроникам, вступить в крепость Базз Афшину удалось только после того, как Бабек предпочел покинуть осажденную цитадель. Как уверяла молва, в Баззе хранились "несметные богатства", но до халифа они так и не дошли: то ли рассказы о богатой добыче были преувеличены, то ли Афшин решил не делиться с монархами.

Бабеку, однако, скрыться не удается: его выдает арабам Сахл ибн Сумбат, правитель городка Шеки на территории современной Армении.

Пленных доставляют в столицу халифата Самарру. Бабека и его брата одевают в царские одежды, обшитые жемчугами и драгоценными камнями. Бабека сажают на громадного серого слона, подаренного царем Индии, а Абдаллаха - на великолепную бактрийскую верблюдицу. На последнем участке пути до Самарры по обе стороны дороги располагаются конные отряды и пехота, одетые в праздничные одежды, с развернутыми знаменами. Процессия, наконец, достигает дворца Халифа. Но и Бабек, и его брат знают - их ведут на казнь. Но казнить будут во дворце, перед троном халифа. Присутствовал при казни и Афшин.

Как свидетельствуют летописцы, Бабеку сначала отрубили правую руку. И тогда он кровью измазал себе лицо: чтобы враги не видели, как он бледнеет.

А в карьере Афшина наступает "золотой век". В его честь пишут стихи лучшие поэты, от халифа он получает огромные денежные суммы - и очень быстро становится жертвой зависти и придворных интриг. Его обвиняют в тайных связях с казненным Бабеком, в "идолопоклонничестве", судят, но не казнят: Афшин закончит свои дни в тюрьме.

Восстание продолжается

Тогда, после казни Бабека, халиф и его приближенные были уверены, что подавили восстание, продолжавшееся ни много ни мало 21 год. Но кто на самом деле одержал тогда победу, становится понятным только теперь. Когда, вопреки халифату, каждый год в день весеннего равноденствия вспыхивают свечи на праздничной хонче, перевязанной алой лентой - цвета огня и знамени хуррамитов. Когда загораются восьмиконечные звезды, вплетенные в узоры азербайджанских ковров, где каждый штрих несет в себе символику, и надо только уметь ее прочитать.

И та война, казалось бы, прекратившаяся еще в 837 году, продолжается тоже. Запрет праздновать Новруз, введенный в талибском Афганистане - лишь один из ее эпизодов, возможно, самый известный, но, увы, не единственный. Взрывы на одном из ташкентских рынков накануне Новруз байрамы - это как минимум информация к размышлению. Как и прошлогодние заявления президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, что, дескать, прыжки через коcтер и другие "огненные" ритуалы в последний вторник уходящего года надо сократить, потому как они приводят к пожарам. И как минимум неслучайно, что попытка возродить Новруз байрамы в 60-е годы, в еще существовавшем СССР, ставшая реальностью благодаря усилиям Шихали Курбанова, была уничтожена Москвой именно с помощью мусульманского духовенства - на следующий год Новруз пришелся на дни магеррама, и духовники потребовали праздник отменить. Чем с радостью воспользовалась Москва. И когда уже в независимом Азербайджане в марте 2002 года особо рьяные фанатики потребовали по той же причине "перенести" Новруз, который отмечается в день весеннего равноденствия и никак иначе, это тоже был эпизод той войны. В которой, вопреки всему, халифам не удалось одержать победу, потому что Азербайджан остался Страной огней.

И, быть может, самое главное произошло 17 ноября 1988 года. Когда азербайджанская молодежь, поднявшись на защиту своей земли и после 70 лет советского колониального гнета заговорив о независимости своей родины, в качестве символа принадлежности к народному движению надела алые повязки - те самые, которые носили сподвижники Бабека. И каждый год активисты национального движения в Южном Азербайжане совершают паломничество к развалинам крепости Базз. Потому что есть огонь, который погасить нельзя.

НУРАНИ
3.04.2008

Источник - Эхо
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1207208940
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Казахстан и Eni будут развивать альтернативные источники энергии
- Итоги выборов сельских акимов подвели в Казахстане
- О повышении базовой ставки до 9,25%
- Выборы акимов сел, сельских округов и городов районного значения прошли организованно и в спокойной обстановке
- Кадровые перестановки
- Чтоб никто не догадался?
- Кого Алтай Кульгинов притащил в столицу?
- Владельцам временно ввезенных в Казахстан авто нужно вывезти их до 30 сентября
- Эпоха бронзы: у Казахстана уже три медали Олимпиады-2020
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх