А.Салицкий/В.Фисюков: Китайский Тибет и европейские политические спектакли 10:27 04.04.2008
Традиционное европейское непонимание азиатских проблем выползло наружу самым откровенным образом. Европарламент взялся обсуждать тибетские проблемы.
Что бы им напомнить? Может быть, начать с названия? "Тубо", слово, давшее европейцам современное обозначение этой территории, - это имя династии, которую горный царь Сронцзан Гамбо (объединивший местные племена) основал вместе со своей супругой Вэнь Чэнь (китайской принцессой, руки которой он испросил у китайского императора Тайцзуна) во времена династии Тан. Принцесса захватила с собою ученых, ремесленников, художников и прочих мастеров (около 60 специальностей), которые положили начало в будущем Тибете многим наукам и ремеслам. Есть гипотеза, что даже буддизм, популярный при танском дворе, был импортирован в горную страну из Китая.
Восхищающий современных туристов дворец Потала был построен (преимущественно китайцами) как раз по случаю упомянутого выше бракосочетания1. В XIII веке при монгольской династии Юань Тибет был присоединен к Китаю императором Хубилаем. С тех пор китайские императоры управляли этой территорией, поначалу – путем назначения далай-лам – верховных клерикальных правителей области из числа настоятелей крупнейших монастырей2.
Спустя некоторое время, захватив Индию и начав опиумные войны против Китая, данной территорией заинтересовались европейские джентльмены. Узнав в конце XIX века о том, что бурятский лама А. Доржиев (ближайший советник далай-ламы тринадцатого) вел переговоры с Петербургом (которым, кстати, не препятствовал Пекин) британское правительство огорчилось. Тут же была истребована свобода торговли между Индией и Тибетом (как это знакомо…). Пекин и Лхаса, естественно, отказали. Пришлось поступить по-европейски – отправить интервенционный корпус. В декабре 1903 года отряд полковника Янгхазбэнда в составе тысячи военнослужащих и батареи горных гаубиц осадил крепость Гьянцзе (южные ворота в Тибет), пытаясь, по-видимому, воспрепятствовать "гуманитарному угнетению" тибетцев китайцами. Южная стена крепости Гьятцзе до сих пор хранит следы от "гуманитарных" снарядов. Крепость (с тремя пушками и тибетским гарнизоном) держалась месяц. Завладев ею, прадедушки нынешних европарламентариев двинулись дальше. В августе 1904 года они вышли к Лхасе, отчего далай-ламе пришлось бежать в Монголию.
Развернув артиллерию перед дворцом Потала, британский полковник Янгхазбэнд предъявил ультиматум: если на следующее утро соглашение о свободном доступе в Тибет не будет подписано, дворец будет разрушен.
Британской территорией горный край тогда, как известно, не стал. Сам Янгхазбэнд, увидев перед утренним обстрелом вещий сон, неожиданно для британской короны прекратил экспедицию и посвятил остаток жизни благотворительной деятельности (об этом хорошо написал В.В. Овчинников, знающий Тибет не понаслышке и лично знакомый с четырнадцатым далай-ламой и панчен-ламой с 1955 года3).
В 1907 году в Петербурге было подписано русско-британское соглашение. Обе стороны согласились уважать территориальную неприкосновенность Тибета и вступать в контакт с Лхасой лишь через Пекин.
А теперь – еще один исторический эпизод. Вскоре после Синьхайской революции (демократической и антимонархической) Британия (в конце 1912 года) с согласия уже проанглийски настроенного далай-ламы тринадцатого и его окружения ввела в Тибет трехтысячный военный отряд. Многие китайские чиновники в Тибете были тогда казнены, а остатки гарнизона выведены через Индию.
Суверенитет Китая над Тибетом, однако, сохранился. Он был подтвержден многочисленными соглашениями с державами. На англо-тибето-китайской конференции в Симле (Индия), проходившей в 1913–1914 гг., Тибет не получил статуса суверенного государства по причине сопротивления Китая4. Письмо далай-ламы Николаю II (1913), содержавшее предложение признать независимость Тибета Россией и Англией, успеха не имело. Ни тогда, ни когда-либо еще в ХХ в. Китай не утрачивал формального суверенитета над Тибетом.
Другое дело – контроль над обширной, крайне малонаселенной территорией. Его было нелегко осуществлять из раздираемой внутренними противоречиями и внешними агрессиями страны. Фактически территорию Тибета в первой половине ХХ в. контролировали (насколько это было физически возможно) различные местные феодально-теократические группировки и даже отдельные буддийские монастыри. Многие монастыри снабжались английским оружием и фактически представляли собой военизированные подразделения. В 1917-1918 гг. далай-лама развернул (не без успеха) военные действия против Китая на востоке Тибета.
Тем не менее определенный контроль за ситуацией со стороны Китая худо-бедно осуществлялся – в том числе путем подготовки местных кадров в китайских учебных заведениях, предоставления отдельным видным представителям титульного населения (включая панчен-ламу) мест в центральной законодательной и исполнительной власти. После консолидации власти в руках Гоминьдана и образования Нанкинского правительства в 1928 г. центральные власти Китая существенно укрепили свое влияние в Тибете – это нередко приходилось делать в вооруженном противостоянии с тибетскими войсками (или бандформированиями) во многом из-за не склонного к компромиссам далай-ламы. После смерти далай-ламы тринадцатого в 1933 г. Нанкин открыл представительство в Лхасе и долго готовил возвращение в Тибет панчен-ламы девятого, который по основному вопросу (единства страны) поддерживал позицию Гоминьдана. В 1937 г. по пути в Лхасу панчен-лама скончался.
Начавшаяся японская агрессия "приблизила" национальные окраины к центральному правительству, перекочевавшему в Чунцин. Отношения с Тибетом улучшились, в начале 1940 г. в соответствии со старой (еще императорской) традицией представитель центрального правительства Китая У Чжунсинь присутствовал на церемонии интронизации четырехлетнего далай-ламы (четырнадцатого) в Потале. Чуть позже в Лхасе открылось представительство китайского Комитета по делам Монголии и Тибета. Появилась здесь и начальная школа министерства просвещения Китайской республики, и телеграф, и радиостанция, и больница, а также метеостанция.
В 1945 г. Тибет (в лице самопровозглашенного правительства) попытался поднять вопрос об определении своего статуса на международном уровне, но попытка потерпела неудачу. В частности, Великобритания заявила, что считает "присутствие тибетского представителя на мирной конференции невозможным, так как Тибет не принимал участия в войне".
Конституция Китайской республики 1947 г., принятая Национальным собранием с участием представителей Тибета, зафиксировала нахождение Тибета в составе Китая в качестве автономии.
В то время в самом Тибете развернулась клановая усобица. В апреле 1947 г. восстал монастырь Радрэнг (вотчина бывшего регента, Джампэла Йэшэ). Оппозиция была недовольна вмешательством нового регента Тактра в вопросы недоимок с монастырских крестьян, а также открытием в Лхасе светской школы с обучением английскому языку и отправкой студентов в Англию. Восстание в монастыре было подавлено (с британской помощью), сотни монахов – убиты. Руководитель восстания, Джампэл Йэшэ, "неожиданно" умер в тюрьме еще до вынесения приговора.
Незадолго до того состоялся дебют тибетского "правительства" на международной арене. Его представители приняли участие в мартовской (1947) конференции Индийского национального конгресса и были приняты М. Ганди и Дж. Неру. На церемонии открытия конференции на карте Азии в зале заседаний Тибет был выделен как независимое государство. Лишь после протеста МИД Китая тибетский флаг был снят, а Тибет на карте включен в состав Китайской республики5.
Получив от Британии статус доминиона в августе 1947 г., Индия унаследовала и британское представительство в Лхасе (хотя главой его остался англичанин Х. Ричардсон). Для тогдашней тибетской верхушки это было стимулирующим событием, и она вновь отправилась на поиски международного признания. Делегация в составе Шакабпа и Суркханга двинулась по маршруту Дели, Нанкин, Вашингтон, Лондон. В течение 1948 г. делегация везде была принята, но одобрения претензий на независимость нигде не получила. В ответ, например, на заявление Шакабпы в США, что "Тибет считает себя независимой страной" последовало разъяснения госсекретаря Дж. Маршалла: "США считают Тибет частью территории Китая".
Последовавший уход британцев из Индии, поражение Гоминьдана и образование Китайской Народной Республики в октябре 1949 г. привели к тому, что в 1950 г. КНР ввела свои войска в Тибет для его освобождения. Подчеркнем: освобождения от гоминьдановского управления6. В Пекине 23 мая 1951 г. между КНР и Тибетом было подписано "Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета", по условиям которого последнему предоставлялась региональная автономия. И что тут еще обсуждать?
Впоследствии политика Китая в Тибетском автономном районе (ТАР) (состоявшая поначалу в очень осторожной дефеодализации территории, в частности, наделении местной бедноты землей, скотом, возможностью получить образование) вызвала недовольство клерикальной верхушки и привела к антиправительственному мятежу, начавшемуся в 1959 г. при содействии из-за рубежа. Мятеж был подавлен, но крови было бы меньше, если бы буддийские монастыри не получали оружие из-за рубежа, в том числе – по каналам ЦРУ. После подавления мятежа далай-лама (четырнадцатый) был принужден приближенными покинуть страну и обосноваться в Индии, где в гималайском местечке Дхарамсала вскоре было сформировано "правительство Тибета в изгнании".
Но вернемся к современности. Независимость государства в современных условиях – вопрос не только политический, но и технический. Управлять огромной территорией с очень небольшим населением, наладить ее охрану, инфраструктурное обеспечение, народное образование и здравоохранение не всегда под силу даже нынешним региональным властям. Что уж тут говорить о мрачной буддийской теократии 1940-х или 1950-х годов7. Даже со значительной подпиткой из центрального бюджета КНР (не всех, кстати, приводящей в восторг) ТАР еще долго будет оставаться сравнительно отсталым (но быстро растущим) регионом8 – слишком уж тяжелы здесь природно-географические условия, дорого обходятся дороги, подвоз стройматериалов и т.п. И было бы, вероятно, нелепо строить здесь крупные промышленные предприятия и обширные экспортные зоны. Самой природой регион создан для туризма, спокойного созерцания величественных просторов, отдыха. Все это хорошо учтено программами развития Тибета, в которых экологический, географический и этнографический компоненты занимают очень важное место. Международный (а в куда большей степени внутренний туризм) постепенно становится главной отраслью экономики ТАР. Стада яков и овец при этом не редеют (на душу местного населения приходится около 10 голов скота): неторопливый, спаянный с природой быт небольшого народа сохраняется с особой тщательностью. И реальной свободы в нынешнем Тибете куда больше, чем в какие-либо иные времена: хочешь – обрабатывай свою землю, хочешь – иди в скотоводы или ветеринары. Можно пойти и в монастырь9 (туда теперь, правда, принимают только с начальным образованием), и в университет (за годы народной власти вузов создано четыре, а школ – две с половиной тысячи). Достаточно вакансий для работы на современном транспорте, в турагенствах, в экологической службе и т.д. Крепостных при буддийских монастырях уже не осталось, да и монастыри теперь потеряли интерес к ограблению местного населения, хорошо зарабатывая на туризме, развивая традиционные ремесла и получая субсидии от региональной и центральной власти10.
К чести далай-ламы (поддержавшего, кстати, проведение Олимпиады-2008 в Пекине) надо сказать, что его отличает достаточно взвешенный подход к тибетскому вопросу, понимание действительной сложности проблем – не столько стоящих перед самим регионом, сколько созданных вокруг него существующими течениями в мировой политике. Не поддерживает далай-лама и независимости Тибета. Однако значительное влияние на его позицию имеет шумное "правительство в изгнании"11, а также нескромная тибетская диаспора, обосновавшаяся в Индии, изрядно оторвавшаяся от бывшей родины и симпатичная далеко не всем самим индийцам.
"Святее папы римского" - в части увязки тибетского вопроса с Олимпиадой - оказалось множество политических маргиналов – от принца Уэльского, "репортеров без границ", фонда Карнеги12 и В. Буковского до голливудской гламурной братии (Гир, Сигал, Стоун). К сожалению, к этой же категории приходится отнести и председателя Европарламента Поттеринга, заявившего в связи с недавним инцидентом в Тибете о том, что "не следует исключать бойкота Олимпийских игр". Саркози и министр иностранных дел Германии Штайнмайер – в той же компании. Особым цинизмом отличались выступления спикера палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси, которую агентство Синьхуа вполне обоснованно назвало "защитницей разбойников, поджигателей и убийц". Отчего бы этой американке не вспомнить про Ирак, где число жертв американской агрессии среди гражданского населения приближается к миллиону?
Иностранная режиссура политических спектаклей на тибетскую тему не вызывает никаких сомнений. Не случайно, что Дж. Буш принял далай-ламу именно в дни XVII съезда КПК, а последние беспорядки были организованы как раз во время первой сессии ВСНП одиннадцатого созыва и накануне выборов на Тайване.
Однако эти спектакли, во-первых, не дают никакого результата, а, во-вторых, вызывают раздражение у всех, хоть немного знаком с существом дела. Заметим даже, что мутить воду в отношениях с современным Китаем – дело не только не прибыльное, но и, вполне вероятно, с серьезными шансами на будущие убытки. Не удивимся, если европейцы вскоре лишатся контрактов на поставку в КНР эйрбасов или еще чего-нибудь чувствительного. Благодарить придется Поттеринга, Саркози и иже с ними. Понимаете, джентльмены, - не те времена.
______________ 1 В XVII в. при далай-ламе пятом дворец был почти полностью разрушен. Но вскоре главная достопримечательность Лхасы была восстановлена, опять же с китайской помощью, по сохранившимся фрескам. В нынешнем своем виде дворец существует уже более 350 лет. Он, к примеру, пережил летний императорский дворец в Пекине, полностью уничтоженный англичанами и французами в 1850 г. В смутное время "культурной революции" дворец и некоторые другие объекты в Тибете от атак местных хунвэйбинов защищала армия – по приказу Чжоу Эньлая.
2 Лишь по причине особого внимания императора далай-ламу (с резиденцией в Лхасе) было принято считать более высоким иерархом. По тибетским же понятиям, панчен-лама, чья вотчина находится в Шигацзе, равен далай-ламе.
3 Для понимания реалий Тибета очень рекомендуем превосходную книгу Всеволода Владимировича "Вознесение в Шамбалу". М.: Довгань, 1997.
4 Весьма смутной конвенции Китай не подписал, однако в обмене нотами по ее поводу всеми сторонами было зафиксировано, что Тибет – часть китайской территории.
5 Индийской геополитической мысли всегда была не чужда идея Тибета как "буферного" государства. Это идея очень живуча, поэтому к мнениям индийских коллег по тибетскому вопросу нужно относиться с некоторой степенью осторожности. К тому же в организации антиправительственного мятежа в Тибете в 1959 г. индийские военные принимали непосредственное участие.
6 Еще до образования КНР 2 сентября 1949 г. агентство Синьхуа заявило: "Народно-освободительная армия Китая освободит всю территорию Китая, включая Тибет, Сикан, о-ва Хайнань и Формозу. Она не позволит ни одной пяди китайской земли остаться вне власти Китайской Народной Республики".
7 В традициях Тибета было, например, заживо хоронить мальчика-ламу с выявленными телепатическими способностями под краеугольными камнями культовых сооружений. Традиция многомужества, как считают некоторые демографы, связана с массовым постнатальным убийством девочек. Иначе говоря, о "правах человека" в их современном понимании применительно к заповеднику дикости, каким Тибет был еще относительно недавно, рассуждать нужно с большой осторожностью.
8 Отсталым – по китайским меркам. В сравнении же с соседями по Южной Азии автономный район выглядит вполне продвинутым. Здесь выше, чем в среднем по Индии показатели подушевого дохода, продолжительности жизни, грамотности населения, особенно женской.
9 На два с половиной миллиона населения ТАР (против менее 1 миллиона в конце 1950-х годов) сейчас приходится около 35 тысяч монахов-лам (120 тысяч – в 1955 г.). Сильно преувеличены слухи о "китаизации" района. Здесь работает около 80 тыс. человек из других регионов страны.
10 Такая практика расширилась после разгона секты "Фалуньгун" в 2000 г.
11 Правительствам в изгнании, как и прочим диссидентам, редко что нравится на утраченной родине. Даже прокладка Цинхай-Тибетской железной дороги, совершенная на высочайшем инженерном уровне и с необыкновенной заботой о сохранении местного ландшафта, вызвала раздражение одного из его функционеров Т. Сампхела, недавно преподнесшего в СМИ очередную "утку" о 80 убитых в Тибете.
12 Сотрудник последнего Роберт Каган, регулярно выступающий в Washington Times, дописался до того, что обозначил современных китайских руководителей как "людей XIX века". К какому веку отнести тибетскую практику сковывания трех беглых крепостных одной колодкой (реалии середины 1950-х годов) сей специалист, однако, не пояснил.
Александр САЛИЦКИЙ Владимир ФИСЮКОВ 01.04.2008
|