Ю.Александрова: Традиции и обычаи афганцев. Афганские туркмены очень богаты... Ч. 1 16:09 15.04.2008
Традиции и обычаи афганцев (первая часть)
Афганистан поразительно интересная для изучения страна, обладающая богатой историей и своеобразными традициями. Пестрый этнический состав страны уподобляет ее красочному ковру, в котором 20 разноцветных нитей-народностей переплелись в один причудливый узор. Каждая народность неповторима и имеет черты, присущие только ей одной. К примеру, афганские узбеки, живущие на севере страны, славятся своей кухней и гостеприимством, к тому же из них выходят хорошие коммерсанты и торговцы. Пуштуны, сконцентрированные на юге и юго-востоке, самая многочисленная народность, они составляют более половины населения. Это воинственный народ. Пуштуны лучшие военные командиры, только им под силу дело обучения и военной подготовки афганской армии, представители именно этой народности правят страной. Существуют кочевые племена пуштунов. Кочевники переходят со своими стадами с одного горного пастбища на другое, живут в шатрах, а их женщины никогда не надевают паранджу и славятся красотой. Афганские туркмены очень богаты, в их руках весь ковровый бизнес. Яркие краски и причудливые орнаменты туркменского ковра восхищают и радуют глаз. Афганские таджики, вторая по численности народность после пуштунов, живут в центре, на севере и северо-западе страны. Они активно проявляют себя в политической и духовной жизни страны. Можно сказать, что таджики составляют значительную часть афганской интеллигенции. Балутчи очень малочисленная народность, славятся рукоделием, вышивкой золотом и плетением циновок из верблюжьей шерсти. Хазарейцы считаются потомками монгольского воинства Чингисхана. Они осели в центральных районах Афганистана и переняли язык и обычаи таджиков, хотя их язык в действительности называется хазарейским и далеко не всегда хорошо понятен таджикам. Эта народность долгое время была репрессируема и гонима, в частности пуштунами. До недавнего времени хазарейцев не принимали ни на какие руководящие посты в стране. Но те не смирились с положением. Они объединились в политические и религиозные группировки и начали активно участвовать в жизни страны. Это воинственный и смелый народ, отличающийся искренностью и преданностью.
Несмотря на обилие и пестроту национальной составляющей, существуют общие обычаи и традиции, присущие всем жителям Афганистана. И сегодня, когда представители разных культур стремятся найти пути взаимопонимания и диалога, понимание и знание национальных особенностей, традиций и образа мыслей особенно важно и актуально.
Пожалуй, первое, что привлекает внимание в афганцах – это их уважительное отношение к людям более старшего возраста. Институт почитания старших необыкновенно развит в этой стране. Даже если возрастная разница между двумя двоюродными братьями составляет неделю, то младший брат уже обязан подчиняться старшему. Чем старше человек, тем большим уважением он пользуется. В соответствии с этим существует четкая градация в форме приветствия. Например, при входе в помещение пожилого человека следует встать и поздороваться с ним двумя руками, часто пожилым людям целуют руку, дабы показать им свое особое почитание. В тяжелых или конфликтных жизненных ситуациях у старших просят совета и всегда прислушиваются к их мнению.
Следует заметить, что при приветствии мужчиной знакомой женщины, тот становится от нее в отдалении, подносит ладонь к груди и, не смотря ей в глаза, здоровается, называя сестрой или сестричкой. Женщина приветствует женщину 3-х кратным поцелуем. Молодые люди подходят друг другу, слегка обнимаются и хлопают ладонью друга по спине.
Чем занимаются афганцы в часы досуга и как развлекаются? Мужчины обожают национальную игру "бузкаши", когда всадники соревнуются в ловкости, пытаясь перехватить друг у друга тушу убитого козла. Победитель отбирает козла у всех и, подняв добычу высоко в руке, демонстрирует свое превосходство. Кроме того, афганцы хорошие борцы. Состязания в борьбе являются одним из их любимейших времяпрепровождений. Именитые борцы - "пахлавоны" - пользуются большим авторитетом. Женщины из горных кишлаков любят собираться на межгорных полянках, петь красивые песни, танцевать под удары в барабан - дойру (деревянный круглый ободок с туго натянутой бычьей кожей). Во время танца вы можете увидеть у них по 2 никелированных чайника, одетые на пальцах каждой руки, которыми они выстукивают своеобразную музыку. Любимым времяпрепровождением афганских мальчишек является изготовление красивых воздушных змеев. Их делают из тонких реечек и разноцветной папирусной бумаги, нить имеет в себе крошечные частицы стекла, которые перерезают нить противника во время воздушных баталий, которые афганские мальчишки устраивают в небе. Зимой афганские дети обожают играть в снежки.
Одежда афганцев различается в зависимости от племени и народности. Но есть одежда, которую носят все. Мужчины носят "пирантумбон", национальный мужской костюм, состоящий из длинной, ниже колен, рубахи с красиво вышитым воротом и широких штанов. Фасон "пирантумбона" меняется из года в год, становясь более удобным. Различают 2 вида вышивки ворота костюма – "тахтепур" (ворот вышивается полностью на всю грудь) и "йаханбоз" (это когда ворот застегивается на пуговицы и вышивка окаймляет его с двух сторон). Часто ворот черного костюма вышивают красным шелком, а на белом костюме вышивают голубым. Вышивка занимает примерно 2 месяца, афганские рукодельницы соперничают друг с другом, желая вышить самый красивый узор своему возлюбленному. Ходить в одном "пирантумбоне" не принято, следует сверху надеть жилет или пиджак. Существует огромное множество жилетов, начиная от бархатных черных, шитых золотом и кругленькими зеркальцами, до современных кожаных с множеством карманов. В холодную погоду набрасывают на плечи халаты "чапаны", которые могут быть шелковыми, хлопчатобумажными и стегаными ватными. Цвет "чапана" обыкновенно зеленый с желтовато-коричневыми полосками. Мужские головные уборы – это тюбетейки, шапочки-пилотки из каракуля, "люнги" – чалма из 5-7 метровой шелковой или хлопчатобумажной ткани. Что касается женщин, то они носят длинные свободного покроя платья до щиколоток штанов. Сельские женщины предпочитают красный и зеленый цвета - это цвета, приносящие счастье. На их головах круглые шапочки - покрытые сверху чадрой - покрывалом тоже зеленого или красного цвета. На шее много бус из горных камней, на руках золотые или серебряные перстни. Волосы заплетены в косички. Пожилые афганки привязывают ключи от дома к хвостику косичек. На маленьких девочках из горных кишлаков надеты платья из блестящих материй, их губы накрашены красной помадой, а глаза сурьмой. Считается, что сурьма очень полезна для глаз, сурьмой красят глаза новорожденных. Что касается городских девушек, то те щеголяют в костюмах с легким шарфиком на волосах. Они ревниво следят за модой, беря пример с эффектных героинь обожаемых афганцами индийских фильмов.
В Афганистане были распространены ранние браки. Замуж девочек отдавали лет в 14-15, юношей женили в 16 лет, хотя в настоящее время распространяется тенденция более поздних браков. Характерны браки между родственниками, многие женятся на двоюродных сестрах. Бывают случаи, когда свадьбы происходят в отсутствие жениха, тогда во время брачного обряда рядом с невестой несут меч, символ мужской силы и чести. Такая свадьба считается действительной и равнозначной той, что происходит в присутствии самого жениха. Свадьба состоит из нескольких частей. Сначала молодых обручают – это называется "хальке" или "щиринихури", когда девушку облачают в зеленое платье, а всем гостям раздают сладости и конфеты, в знак извещения окружающих о предстоящем радостном событии. Молодые обмениваются обручальными кольцами, которые они обязаны не снимать до дня свадьбы. В ночь перед свадьбой подруги невесты приходят к ней домой, чтобы проститься с молодой. Этот обряд называется "тахтехено". Афганскую хну замачивают в большом тазу и по маленькому кусочку раскладывают на ладони новобрачных и всех присутствующих. Сверху хну перевязывают маленьким парчовым треугольным куском материи с длинной ниткой, которой обматывают кисть руки. И оставляют на руке до конца празднования. Это красное пятно хны на ладони будет напоминать гостям о событии. Невеста облачена в красное платье и ждет прихода жениха и его семьи в ее дом. С песнями, под удары дойры и с танцами приходят родственники жениха. Будущая свекровь накидывает на голову невестки золотую парчовую шаль, знак того, что девушка находилась под покровительством святой Фатимы и под защитой супруга. Песни и пляски в доме невесты продолжаются допоздна. На следующий день – сама свадьба. Утром девушка прощается с домом отца. Брат невесты завязывает ей на талии пояс из зеленого атласа, внутрь пояса вкладывают дорогое кольцо и деньги, чтобы девушка принесла достаток в дом мужа. Этот завязанный пояс также служит свидетельством целомудренности невесты. Девушку увозят убирать и одевать для свадьбы, больше она не вернется в дом отца. Тем временем, гости собираются в доме жениха, где их ждет праздничное угощение. После обеда приходит мулла и старейшины для заключения мусульманского брака "никах". У муллы на руках "никахнаме" – документ, удостоверяющий заключение брака. Мулла, старейшины и жених с двумя свидетелями сидят в помещении для мужчин, и мулла начинает обряд "никах", читая специальные молитвы. После молитв, мулла посылает одного из свидетелей к невесте на женскую половину, чтобы та подтвердила свое желание выйти замуж за данного мужчину. Девушка имеет право отказаться, и тогда никто не смеет принудить ее изменить решение. Бывали такие случаи, что заставленные силой выйти замуж за нелюбимого афганки пользовались этим правом и давали отрицательный ответ. Свадьба соответственно отменяется в таких случаях. Конечно, за этим следует непримиримая вражда со стороны семьи жениха, которая может закончиться довольно непредсказуемо. Так что, в большинстве случаев девушки все же соглашаются, даже если и не очень тому рады. Итак, после согласия девушки, свидетель извещает об этом муллу и всех собравшихся. Затем девушка называет имя названного отца, "падар вакиль", который будет для девушки человеком, имеющим право разрешать ее будущие семейные проблемы и защищать ее интересы перед семьей мужа. "Падар вакилем" обычно становится старший брат невесты или близкий друг семьи невесты. Итак, "падар вакиль" подходит к жениху и просит калым за девушку, размером в 300 афгани. Это сумма, установленная шариатом. Конечно, сам процесс получения выкупа проходит в шутливой форме, когда "падар вакиль" называет астрономические суммы и долго торгуется, пересыпая торг прибаутками и остроумными фразами. Наконец калым выплачен и жениха и невесту, покрытую шалью, подводят к большому зеркалу. Этот обряд называется "ойнемесоф". Смысл обряда состоит в том, что муж первый раз видит лицо жены в зеркале. Жених осторожно приподнимает шаль с лица невесты и молодые видят друг друга в зеркале. Затем приносят свадебный торт, жених берет руку невесты и они вместе надрезают торт. Маленький кусочек торта жених кладет в рот невесты, а та тоже проделывает с женихом. Тем временем, гости поют и веселятся. К вечеру невесту отвозят в дом жениха. Мужчина из близких родственников мужа развязывает пояс невесты, с которым она пришла из своего дома. Из пояса извлекают кольцо и одевают на палец молодой жене. Девушку обязательно сопровождает ее тетя, обязанностью которой будет продемонстрировать утром простынь молодых и подтвердить честность девушки. Через несколько дней проводится заключительный обряд афганской свадьбы – "тахтджами", когда гостям демонстрируется приданое девушки, а также подарки гостей и жениха.
Для вдов существует такой обычай, как левират - обязанность вдовы выходить замуж повторно за брата покойного. Это довольно распространенное в Афганистане явление, ввиду того, что много мужчин погибает в войнах и междоусобицах. Но вдова имеет возможность отказаться и жить одной, не выходя больше замуж вообще. Есть вдовы, которые выходят замуж за мужчин по своему выбору, но это не приветствуется и часто воспринимается как факт несколько компрометирующий женщину.
Продолжение следует ...
|