В.Месамед: Положение бехаитов в Иране - гонения продолжаются 12:55 17.04.2008
В Иране часто говорят о необходимости консолидации всех этнических и конфессиональных компонентов общества и определенных достижениях на этом направлении. При этом ссылаются на базисный принцип исламской республики, основанный на приоритете мусульманской общины над этническими различиями. Мусульманская догма "исламская община - единая нация", однако, вряд ли релевантна при рассмотрении вопроса о равенстве и гармонии населяющих Иран персов, азербайджанцев, курдов, белуджей, арабов, туркмен, армян, евреев и др. Этническое разнообразие соседствует здесь с конфессиональным, и любая активность национальных и религиозных меньшинств (в Иране определяющими являются конфессиональные различия) рассматривается как подрывающая основы власти центрального правительства и, следовательно, направленная против режима Исламской Республики Иран.
Согласно Конституции ИРИ, принятой в конце 1979 г. и действующей до настоящего времени, в Иране, кроме ислама, официально признаны христианство, иудаизм и зороастризм, представленные своими депутатами в Собрании исламского совета (парламенте). На прошедших в Иране 14 марта с.г. выборах в парламент были избраны и пять (из общего состава 290 депутатов) членов законодательной ветви власти от этих неисламских религиозных меньшинств. Согласно Конституции, "правительство ИРИ и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права". Статья 13 Конституции ИРИ запрещает преследование граждан по причине их вероисповедания.
Такая констатация никак не объясняет жестких репрессивных мер, применяемых в Иране по отношению к последователям бехаизма, который, будучи ныне международной религией, возник на иранской территории и был первоначально одной из ветвей шиизма. За сравнительно короткий срок, чуть более полутора веков, бехаизм прошел путь от малоизвестной религиозной секты на Ближнем Востоке до вероучения, имеющего, в силу своего универсального характера, много последователей во многих регионах мира. Корни нынешнего шиитско-бехаитского противостояния лежат в самой истории религии бехаитов. Будучи поначалу шиитской сектой, бехаизм постепенно превратился в движение, активно противопоставившее себя ортодоксальному шиизму, и с течением времени стал объектом травли со стороны шиитской религиозной элиты. Лидер исламской революции аятолла Рухолла Хомейни считал насущно необходимым уничтожить корни этой религии [1]. В Иране существует точка зрения, что само создание бехаизма считало своей главной целью уничтожение шиитского ислама [2]. В таком контексте вполне понятно, что приход к власти в Иране в 1979 г. исламистов, провозгласивших своей идеологией ортодоксальный шиизм, позволил поднять борьбу с бехаизмом на государственный уровень.
Основатель бехаизма мирза Хоссейн-Али (Бехаулла) главным его постулатом выдвинул положение, что есть только один Бог, человеческая раса едина и что все мировые религии были ступенями на пути достижения целей, поставленных Богом перед человечеством. Уже к концу жизни Бехауллы - он умер 16 мая 1892 г. - религия бехаитов вышла на международные просторы и сегодня имеет своих последователей в более чем 180 странах мира. Сейчас их число колеблется от 6 до 7 млн человек. Последователи бехаизма объединены в рамках Международного бехайского сообщества - неправительственной организации, обладающей консультативным статусом в ООН. Основные направления его деятельности - работа с простыми людьми по проектам строительства мира, по правам человека, равноправию женщин, образованию, здравоохранению. Всемирный центр этой религии, состоящий из нескольких зданий, построенных в неоклассическом стиле, находится в израильском городе Хайфе, на горе Кармель, неподалеку от главного храма. Здесь располагаются архив, библиотека и административные здания.
Хайфа стала первым в мире городом, где полвека назад было завершено строительство храма бехайской религии. Недавно, накануне торжеств по случаю Миллениума, бехайский храм и окружающие его висячие сады были обновлены. В результате это место превратилось в подлинно райский уголок всепланетной значимости, своеобразную визитную карточку Хайфы - крупнейшего центра севера Израиля.
Все годы после победы в Иране исламской революции последователей бехаизма в этой стране обвиняют в пособничестве США и Израилю. К этим обвинениям зачастую прибавляют и близость этой общины к последнему иранскому шаху Мохаммаду-Резе Пехлеви, особенно в последние полтора десятка лет существования монархии в этой стране. Ряд бехаитов занимали тогда важные правительственные посты. Министром просвещения в последние годы иранской монархии была Фарахру Парса, здравоохранением страны руководил д-р Шах-Коли, Парвиз Сабети был одним из руководителей иранской службы безопасности САВАК. В течение долгих лет пост премьер-министра страны занимал бехаит Амир-Аббас Ховейда. Многие его единоверцы стояли во главе крупного бизнеса, были выдающимися деятелями иранской культуры, науки и техники. Точных цифр о числе бехаитов в Иране не имеется, но, по некоторым данным, речь идет о 300 тыс. человек, что сопоставимо с самым большим признанным религиозным меньшинством страны - христианами. Иранская пропаганда называет бехаизм "грязным, противоречащим исламу учением". Недавно интернет-сайт "Табнак" от лица одного из авторитетных исламских теологов квалифицировал бехаизм как "не вызывающий малейшего доверия" [3]. В последние годы репрессии иранских властей по отношению к последователям бехаизма приняли столь беспрецедентный размах, что могут быть сравнимы "...с положением евреев в Германии в 1930-е годы накануне Второй мировой войны" [4].
С приходом к власти в стране правительства неоконсерваторов во главе с президентом Махмудом Ахмадинежадом гонения на бехаитов приняли невиданные прежде масштабы. Об одном из них рассказал недавно оппозиционный интернет-сайт IranPressNews.com. Речь идет о происшествии в Ширазе, где неизвестные из экстремистской организации "Безвестные солдаты имама" угрожали физической расправой девяти бехаитам. Накануне Новруза - он отмечается в Иране 21 марта - местные бехаиты получили от этой организации письма угрожающего содержания, где их называли "израильскими прислужниками и шпионами", заслуживающими "революционной казни". "Эта казнь, - говорилось в письме, - будет еще одной славной страницей в золотой летописи исламской революции". "Солдаты..." не ограничились письменными угрозами, но предприняли попытку сожжения одного из бехаитов, которая, к счастью для последнего, оказалась неудачной. В городской тюрьме Шираза, как признал недавно прокурор его революционного суда ходжат оль-эслам Джабер Банеши, в настоящее время находятся три бехаита. Их вину Банеши в интервью государственному агентству печати ИРНА квалифицировал как "формирование незаконных групп и ведение пропаганды против режима исламской республики в Иране". IranPressNews.com опубликовал имеющееся в его распоряжении письмо "Безвестных солдат имама", направленное ширазским бехаитам. В нем, в частности, говорится: "Согласно результатам проведенных нами следственных мероприятий, Вы и 8 других разложившихся личностей приговорены к смертной казни, которая в ближайшее время будет приведена в исполнение публично. Вы, являющиеся последователями лживого пророка Бехауллы, знайте, что если ваше учение истинно, то обратитесь к своему пророку и он спасет вас. Надеемся, ваша печальная участь будет поучительным уроком для ваших единоверцев".
За период после прихода к власти в Иране исламистов в стране казнены более 200 бехаитов. Учитывая количественные показатели бехаитской общины Ирана, такое число жертв репрессий представляется довольно значительным. Против иранских бехаитов применяются и другие меры устрашения - увольнение с работы, исключение из учебных заведений, препятствие продвижению по службе и профессиональному росту. В последние месяцы отмечены многочисленные случаи сноса бульдозерами бехаитских кладбищ в разных регионах Ирана, нападения на принадлежащие им дома и общественные здания, вывешивание антибехайских лозунгов и надписей. Становится все более очевидным, что исламский режим проводит централизованную государственную политику, имеющую отчетливо выраженную антибехайскую направленность. Так, в сфере народного образования стало обычным регистрировать специальным образом тех учащихся, которые являются последователями бехаизма. Дорога в университет открыта лишь тем из них, кто отрекается от своей религии в официальном порядке. Хотя государство открыто и не проводит политику "выдавливания" бехаитов из страны, их повседневная жизнь проходит под бдительным оком контролирующих органов. К этому подключены все силовые структуры - МВД, Корпус стражей исламской революции (КСИР), армия, Министерство разведки и др. Согласно данным "Эмнести интернешнл", такую деятельность лично контролирует религиозный лидер страны аятолла Али Хаменеи.
Реалии исламского Ирана таковы, что действующие законы отдают правовое предпочтение мусульманам по отношению к проживающим в стране религиозным меньшинствам. В отличие от иудеев, христиан и зороастрийцев, бехаиты не являются официально признанным религиозным меньшинством. И если даже для официально признанных религиозных меньшинств по прошествии почти 30 лет после установления в стране исламского строя все никак не урегулированы вопросы гражданского состояния, возмещения ущерба и уголовный кодекс страны до сих пор дифференцированно оценивает те или иные противоправные действия, и за одно и то же преступление мусульмане получают более мягкое наказание, чем немусульмане, то по отношению к бехаитам царствует полнейший беспредел. Оппозиционный сайт www.http://secularisme nou.com привел в этой связи следующий факт: в 2004 г. в Иране произошла автомобильная авария со смертельным исходом. Поскольку погибший в аварии оказался бехаитом, совершивший наезд водитель был освобожден от наказания в связи с тем, что закон не предусматривает никаких карательных мер, если пострадавшая сторона определена как принадлежащая к бехаитам. Когда один из офицеров иранской армии по ошибке застрелил солдата-бехаита, семью погибшего через суд обязали оплатить стоимость использованных боеприпасов [5].
По данным представителя сообщества бехаитов при отделении ООН в Женеве Дайана Алаи, лишь за первую половину января 2008 г. в иранские тюрьмы без суда и следствия помещены десять последователей этой религии [6]. Министерство внутренних дел Ирана пытается взять под абсолютный контроль деятельность проживающих в стране бехаитов. В ноябре 2006 г. оно разослало по всем провинциям страны специальный секретный циркуляр, предписывающий местным органам заполнить опросные листы, дающие информацию о материальном положении бехаитов, их социальном статусе, связях с иностранными организациями. Это третий за последние годы документ, касающийся сбора конфиденциальной информации о иранских бехаитах. Предыдущие датировались августом 2006 г. и октябрем 2005 г. и возлагали такого рода деятельность на заинтересованные структуры регулярной армии и КСИР. Они стали достоянием международных правозащитных организаций и только тогда были преданы гласности. Специальный докладчик ООН по вопросам свободы религиозных убеждений г-жа Асема Джахангир выразила серьезную обеспокоенность в связи с тем, что собранная информация может послужить поводом для дальнейшей дискриминации общины иранских бехаитов.
Серьезную помощь бехаитам оказывает Израиль, где покоится прах основателя этой религии. Международное бехайское сообщество провело в Иерусалиме 24 марта вечер Новруза. Празднование бехаитами этого древнего иранского праздника в Иерусалиме стало уже традиционным. Руководители расположенного в Хайфе Международного совета этой религии рассматривают проведение Новруза как одну из возможностей ознакомления мировой общественности с этой религией добра и мира. В нынешнем году новрузовские торжества бехаитов прошли с участием министра внутренних дел Израиля Меира Шитрита. Тем самым правительство Израиля продемонстрировало свое уважение к адептам этой религии. Выступавшие на празднике подчеркнули глубокую связь бехаитов как с Новрузом, так и с землей Израиля.
В нынешнем году бехаиты отметили Новруз в 165 раз после основания своей религии и в условиях усиления репрессий против носителей этой религии в Иране. В последнее время эти репрессии стали настолько сильными, что в феврале текущего года ООН приняла специальное обращение с осуждением такой политики иранских властей. Как сообщило представительство бехаитов при отделении ООН в Женеве, иранские власти последовательно расширяют практику всевозможных нарушений элементарных прав бехаитов как самого угнетаемого религиозного меньшинства в Исламской Республике Иран.
1.Д-р Сеййед Саид Захед Захдани. Бехаизм в Иране. Тегеран, 2002. С. 12 (на перс. языке), farsnews.net/printable.php?nn=8611230189, с.8.
2. farsnews.net/printable.php?nn=8608220106.
3. tabnak.ir/, код новости 7589, 9 марта 2008 г.
4. hamdami.com/MFAFA/NewsAnd Reports/110308, 11 марта 2008 г.
5. Там же.
6. Там же.
В.И. Месамед 15.04.2008
|