Нур Омаров: В Узбекистане и Туркменистане политологии вообще не существует... 09:33 24.04.2008
Нур Омаров о деформирующей и деформированной политологии
Доктор исторических наук, доктор политологии Нур Омаров рассказал ИА "24.kg", откуда сейчас приходят в политику, объяснил, как в Кыргызстане сложилось несколько деформированное представление о политологии и политологах и как высказывания отдельных неквалифицированных специалистов деформируют общественное мнение.
- Складывается ощущение, что политология у нас очень популярный вид деятельности…
- Да, действительно. Это происходит в силу специфических условий нашей жизни. В Кыргызстан политология пришла в 1990-е годы, и сейчас в этой сфере работает много личностей, имеющих очень пестрое образование – от технического до гуманитарного. У нас это принципиально новая наука, хотя она зародилась в Европе еще в середине XIII века и активно развивалась в Европе и США во второй половине XX-го. Но практическую пользу от нее уяснили совсем недавно. У нас эта профессия стала очень популярна, и многие люди, имеющие к ней весьма отдаленное отношение, спекулируют на этом. Я, разумеется, не стану называть фамилии, но все их и так прекрасно знают. У людей, которые представляются политологами, за душой обычно нет ни специального образования, ни научных публикаций и самое главное - четко читаются их политические симпатии и антипатии.
- Какого человека можно назвать серьезным политологом?
- Портрет серьезного политолога складывается из нескольких черт. Его работа в данной сфере, наличие специального образования и еще один принципиальный момент – полный отказ от поддержки той или иной политической группировки. Вернее, ее отсутствие. Момент гражданской позиции очень важен. У нас, к сожалению, есть такие "специалисты", которые публично выступают за демократию, а на самом деле помогают узурпировать власть.
- Уровень наших экспертов отличается от подготовленности аналитиков соседних государств?
- Я могу честно сказать, что в Узбекистане и Туркменистане политологии не существует. У них функции ученых и экспертов заключается в том, чтобы прославлять и хвалить власти. Там есть хорошие специалисты, но они загнаны в угол. В Таджикистане ситуация промежуточная. Там уже существует пласт хороших аналитиков, знающих местную и региональную проблематику. Что касается нас, то я думаю, что, несмотря на свой провинциализм, мы занимаем второе место после Казахстана. Хотя он тоже не является образцом.
У кыргызской политологии есть несколько серьезных проблем. Мне кажется, более активно следует привлекать в качестве экспертов молодых специалистов. В наших университетах есть несколько кафедр политологии, но из-за их нераскрученности политики и журналисты предпочитают обращаться к узкому кругу лиц. Это естественно: все хотят услышать мнение, кажущееся им более авторитетным.
Я бы еще отметил проблему специализации. Часто эксперты вынуждены отвечать и комментировать самые разнообразные вопросы, начиная от энергетики и заканчивая приграничными территориями. И это тоже ненормально. Это является издержками становления политологии в Кыргызстане. Но главное, что не все сейчас понимают разницу между политологом и политтехнологом.
- Но это же совершенно разные понятия…
- Однако часто в провалах оппозиции и власти обвиняются политологи. Но на самом деле, скорее виноваты сами "заказчики".
Что же касается разницы, она, на мой взгляд, заключается в следующем. Политолог – это человек, обладающий четкой гражданской позицией, использующий свои знания на благо общества. В то же время политтехнологи имеют одну цель – заработать. И им совершенно безразлично, на кого работать. У нас есть ряд таких личностей, и политический бомонд их достаточно хорошо знает. Если раньше они работали как с властями, так и с оппозицией, то сейчас только с первыми, утратив тем самым авторитет независимых экспертов.
Здесь тоже есть серьезный момент. И власти, и оппозиция не совсем четко понимают функции политологов. В том плане, что все ждут похвал в свой адрес, несмотря на свои порой провальные действия. Волей-неволей складывается мнение, что сейчас многие приходят в политику "с кухонь". Я не хочу никого обидеть, но занятия политикой требуют серьезной подготовки, реального уважения чужого мнения, умения слушать и воспринимать дельные идеи.
Лично ко мне не раз обращались с предложениями поддержать определенную группировку, но я всегда отказывался и намерен так же поступать и впредь. Я занимаю центристскую позицию, и мне интересен анализ политических процессов, интересны попытки выстроить стратегию их развития. Считаю очень важным просвещение населения и политиков, формирование новой политической культуры в стране. Только через это мы придем к успеху и процветанию.
Хотелось сказать несколько слов в защиту своей профессии. Многие люди постепенно разочаровываются не только в политиках, но и в политологах, говоря: они хвалят только власти или только оппозицию, как можно доверять таким экспертам? Конечно, таких экспертов много, но все же в нашей стране происходит постепенный поворот в лучшую сторону. Поэтому, наверное, стоит все-таки отделять зерна от плевел и понимать, что это болезнь роста.
Меня часто спрашивают: "Вы политолог?" Я в шутку и всерьез часто отвечаю, что все еще учусь этому. Это наука, требующая постоянной работы над собой, фундаментальных знаний. Пусть это звучит патетично, но всем необходимо учиться и поменьше заниматься популизмом. Могу смело сказать, что одна серьезная книга ученого перевесит любых "деятелей от политики" и именно по таким вещам потомки будут оценивать наш Кыргызстан.
В связи с этим, хотел бы кратко отметить следующее. По инициативе Ассоциации политологов Кыргызстана в республике скоро начнет работу клуб. Его организаторами станут несколько ведущих экспертных центров. Это будет площадка, где будут разрабатываться стратегические приоритеты развития нашего государства. Принципиально важным будет сохранение за ней центристской позиции, разумного диалога и, надеюсь, дельных советов всем заинтересованным сторонам.
23/04-2008 Игорь ГОРБАЧЕВ
|