КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 10.05.2008
16:00  Ведущий артист казахстанского балета Р.Бапов уехал в США. Подальше от министра "лажи" Ертысбаева
15:54  "Christian Science Monitor": Казахстан ищет себя на большом экране. Ответный удар Борату
10:42  В.Яременко: Иран - старые идеи и новые модели. "Исламские корпусы" и наркоторговля
10:38  "Без памяти жить нельзя", - И.Каримов выступил на митинге в День Памяти и Почестей
10:32  "Китайские военные выдавали себя за монахов-лам", - Далай-лама клевещет на Пекин
10:29  Н.Назарбаев возложил цветы к Монументу защитникам Отечества и поздравил казахстанцев с Днем Победы
10:24  В Иране скончался глава Исполкома Общества таджиков и персоязычных мира "Пайванд" Абдукодир Маниезов

10:22  Химикаты, давай! Губернаторы южных областей Кыргызстана проигрывают войну с саранчей
10:10  В Душанбе на площади им. Айни праздничный концерт в честь 63-ей годовщины Победы
10:05  "Казахский народный орнамент: истоки и традиции". Рецензия на книгу А.Шевцовой
09:07  В Узбекистане была задержана правозащитница Татьяна Давлатова
08:35  Г.Бердымухамедов возложил венок к Вечному огню на Мемориале воинов-туркменистанцев
07:12  В Киргизии назначен новый начальник ГУИН минюста (Э.Исаев), старый (К.Мукеев) - оправдан судом
07:08  Казахстанские пенсионеры протестуют. Демонстрация в Кустанае
06:20  Душанбе. Милицейская машина врезалась в зрителей военного парада
Пятница, 09.05.2008
16:36  О.Мелдеханов: "Коррупция и оппозиция начинаются на юге – это уже закономерность"
13:01  А.Дурани: В афганских школах отменены занятия. Бастуют учителя
12:43  Ф.Джани: Подвиг вечный, как горы. Сыны Центральной Азии в Великой Отечественной войне
11:45  Узбекистан: Жена лидера мятежных андижанских "акрамистов" вернулась из США на родину
11:02  А.Бердыева: Туркменские авиалинии резко "взвинтили" цены на билеты
09:59  Человек, который убедил Хрущева. Усмон Касымов - фронтовой разведчик и глава Ленинабадской области (история)
09:39  Ф.Холбек: День без истории. Хронология - паспорт нации
09:36  Н.Еримбетов: Китч-инфицированные. Переход на 12-летку для казахстанских школ - полная профанация самой идеи европейских стандартов образования
09:34  С.Козлов: Этот день обиды. Казахстанских ветеранов тыла в очередной раз "кинули"
00:01  Э.Гасанов: Демократия чужда людям. Золото и деньги превращает одних в рабов других
Четверг, 08.05.2008
22:13  МВД Туркменистана отныне будет издавать ежеквартальный журнал "Асудалыгын горагында"
21:02  Узбекские пограничники схватили в плен таджикских детей (открытое письмо И.Каримову)
18:11  Россия с 12/05 вводит запрет на ввоз узбекской сельхозпродукции. Из-за капрового жука
16:13  "Мы вообще никогда не носили автоматы". Фронтовой разведчик Мамадхон Ишанов и его 59 "языков"
16:04  Новинки партстроительства. Узбекистан - под зеленым знаменем
16:01  В Ташкент пришла черная оспа. Осталось дождаться бубонной чумы...
15:59  Все, что нажито непосильным трудом... Казахстан конфисковал имущество Рахата Алиева
15:57  За кражу госимущества. Известный киргизский оппозиционер Р.Джеенбеков объявлен в международный розыск Интерполом
15:55  С.Шерматова: Феномен Кулова. Антикризисный менеджер, не умеющий проявить себя в нормальной жизни
15:52  Е.Кожевникова: Легализация имущества в Таджикистане подходит к концу. Кто не успел - тот вне закона?
15:49  П.Гончаров: Афганистан - назад в 1997 год?
15:46  226 - "за", 56 - "против". В.Путин утвержден новым премьер-министром России
15:35  В Душанбе открылась выставка картин ветеранов войны
15:32  В Таджикистане стала выходить туристическая газета "Турбизнес"
14:44  Д.Ашимбаев: Правительство можно распускать! В Казахстане отсутствует система оценки работы чиновников по качественным показателям
12:28  ВВС: От Бирмы требуют открыть границы для помощи. Американцы насчитали уже 100 тысяч жертв
11:49  Джон Руис требует лишить узбекистанца Чагаева титула чемпиона. За отказ драться с Валуевым
11:39  Пьяный казахстанский тракторист, незаметно для себя, въехал в российский город Славгород
09:58  Саудиты предлагают создать "миротворческий контингент" ОИК
09:49  Вечная слава! В Киргизии осталось в живых только 17 ветеранов войны из Панфиловской дивизии
09:41  Сапа Мекебаев: Мужья и любовники, выполняйте свой долг, не надеясь друг на друга!
09:36  Eurasianet: НАТО продвигает проект транспортировки грузов в Афган по железной дороге
09:33  Дэвид Шамбо: Два национализма Китая. Олимпийские игры должны были стать триумфом Пекина
07:37  М.Мурадова: В Азербайджане "голубой" скандал. ГосСМИ травят видного оппозиционера Керимли
02:12  Что это значит - жить в постамериканском мире? Новая книга Фарида Закария
02:07  Украина заявляет, что скоро начнет качать по трубе Одесса-Броды казахстанскую нефть
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
"Казахский народный орнамент: истоки и традиции". Рецензия на книгу А.Шевцовой
10:05 10.05.2008

"Казахский народный орнамент: истоки и традиции"

Рецензия на книгу Анны Шевцовой

В одном из московских издательств вышла книга Анны Шевцовой "Казахский народный орнамент: истоки и традиции". Она посвящена важнейшему составляющему культурного наследия казахского народа – традиционному орнаменту. Впечатляет то, что автор книги, Анна Шевцова, выпускница кафедры этнологии МГУ им. М. В. Ломоносова, еще совсем молодой человек. Обращение молодого исследователя к одному из древнейших видов творчества, на мой взгляд, является важным свидетельством возрождающего интереса "продвинутой" молодежи к своим истокам.

Важно также и то обстоятельство, что книга издана Казахской региональной национально-культурной автономией (КазРНКА) при поддержке комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы.

Орнамент органично присутствует в традиционной материальной культуре казахов. Главными его носителями являются традиционный костюм и декоративное убранство юрты. В то же время орнамент является своеобразным носителем информации – "летописью казахской этнокультуры". Казахский орнамент как целостная художественная система корнями своими опускается в глубокую древность.

Для исследователя-культуролога и этнолога специфика традиционной казахской культуры, на наш взгляд, заключается в ее своеобразной "лабораторной чистоте". Многие процессы и явления традиционной культуры казахов представляют собой прямое следствие специфики образа жизни и могут рассматриваться в качестве своеобразных составляющих "теоретической модели традиционной культуры". Они же могут представляться элементами модели взаимодействия народа с их соседями. Поэтому изучение традиционной казахской культуры представляется задачей исключительно плодотворной, позволяющей в первую очередь представить процесс культурогенеза в его специфической целостности.

Помимо таких теоретических аспектов, которые могут быть интересными специалистам, о традиционной казахской культуре можно сказать, что сегодня она оказывается удивительно созвучной складу нашего современного общества - динамичного и мобильного. Мир кочевой цивилизации, практически полностью исчезнувший после варварского наступления "колонизаторов", сегодня вдруг начинает возрождаться в стремлении к новизне, в желании видеть мир в его огромном многообразии, в отсутствии ксенофобии, в принятии, казалось бы, навсегда ушедших в прошлое достижений и "устаревших" истин.

Автор понимает орнамент как универсальную, взаимосвязанную со всем мифологическим комплексом символическую форму изобразительного искусства, характеризующуюся особым условным способом отражения как чувственных, так и воображаемых данных, непосредственно зависящую от жизненного уклада и хозяйства и одновременно представляющую собой систему моделирования окружающего мира.

Такое емкое определение орнамента способствует рассмотрению его "ключевых составляющих" - ритма, симметрии, способов организации "хаоса", что позволяет видеть его скрытый смысл, особой образности применяемых знаков и символов, а так же выявлению возможностей выступить в качестве этнографического источника.

Роль и значение узора в традиционной культуре казахов можно сравнить только с песней и словом. Как отмечает автор: "Как и песня, многообразный по форме народный орнамент был постоянным аккомпанементом всей жизни казахов, живущих как бы в мире орнамента". Он является художественно-эстетическим средством оформления жилой среды, решающим и важнейшую задачу искусства – создание художественного синтеза различных видов искусства для выражения своего отношения к жизни.

Объект исследования в книге – казахский народный орнамент XIX-первой трети XX веков. Предмет исследования – границы и условия бытования известных в регионе техник орнаментации, влияние технологических приемов на орнамент, культурные связи казахов и их соседей, обусловленность выбора орнаментальных сюжетов, цветовой гаммы и орнаментальной системы в целом типом хозяйственной деятельности и традиционным мировоззрением. Цель книги – систематизация и анализ накопленного материала о казахском орнаменте, выявление орнаментальных комплексов, определение места казахского орнамента в среднеазиатской орнаментальной семье.

Распространение и взаимовлияние орнаментальных систем разных народов охотно исследовалось и продолжает плодотворно разрабатываться и в настоящее время. Автор подчеркивает, что в настоящее время народный орнамент должен рассматриваться не только как этнографический факт, явление народной культуры, а как историко-этнографический источник, своеобразный этнический идентификатор, один из ключей понимания этногенеза. В этом аспекте семантика народного казахского орнамента, по мнению автора, является наиболее интригующим вопросом, поскольку для современного исследователя он является и сложным, и привлекательным одновременно. Сложным потому, что большинство истинных значений элементов или целостных орнаментальных мотивов утрачено уже давно, и исследователям не остается ничего другого, кроме как обогащать этнологическую науку новыми, но недоказуемыми и практически бесполезными теориями.

Стратегия организации текста книги, направленная на максимально полное знакомство читателя с материалом, представляет присутствие орнамента в различных видах изделий декоративно-прикладного искусства казахов. Книга состоит из двенадцати глав, введения, заключения, краткого словаря терминов и списка литературы. Так, в первой главе рассматривается орнамент войлочных изделий, во второй - орнамент безворсовых и полуворсовых тканых изделий, в третьей – орнамент ворсовых ковров, в четвертой представлен орнамент чиев, в пятой – орнаментальные мотивы традиционной вышивки, в шестой – орнаментальное решение ювелирных изделий. В восьмой, девятой и десятой главах представлен орнамент резных, расписных и инкрустированных изделий из дерева, кости и камня. Последние две главы посвящены месту казахского орнамента в орнаментальной семье декоративно-прикладного искусства Центральной Азии и его цветовому решению. Такой внимательный подход к присутствию орнамента в традиционной материальной культуре казахов обладает энциклопедической полнотой и фундаментальной основательностью.

Выводы, к которым приходит автор, позволяют представить казахский орнамент как сложную жизнеспособную многофункциональную систему этносоциального идентификатора, обладающего эстетической функцией. Одним из ведущих свойств казахского орнамента является его полисемичность – он способен обозначать многие идеи при помощи простейшего зрительного ряда.

Исследование семантических значений орнамента выявило его тесную связь с представлениями о мире, формирующихся хозяйственным укладом. Автор предлагает различать две орнаментальные системы, условно представляемые ею как "степная" и "сартская". Для первой из них характерно преобладание крупных лаконичных форм, сдержанность колористического решения, значительное число зооморфных или близких к ним сюжетов. Для второй – преобладание мотива "цветущего сада".

На протяжении своего долгого существования во времени орнамент как целостная и жизнестойкая художественная система все претерпевал некоторые изменения. Так, в северных, северо-восточных регионах, с одной стороны, происходило обогащение сюжетов частичного оседания и возможности заниматься ворсовым ковроделием на основе заимствования типичных восточнославянских сюжетов вследствие обмена трафаретами. С другой стороны, в период, начинающийся с последней четверти девятнадцатого века, имел место общий упадок узоротворчества и даже исчезновения целых техник вследствие общего изменения образа жизни и появления новых возможностей товарного обмена.

Несмотря на многообразие форм, пластичность, богатую цветовую гамму и своеобразную завораживающую красоту, для широкой публики за пределами Казахстана традиционный казахский орнамент остался практически неизвестным. Книга А. Шевцовой является серьезным источником информации о казахском орнаменте, позволяющим заинтересованному человеку увидеть этот вид традиционного искусства с максимальной полнотой.

Завершая рецензию, остается только выразить сожаление о том, что в самом Казахстане книга станет вряд ли широко известной из-за очевидно небольшого тиража такого рода изданий. Хотя книга могла бы быть востребованной и в библиотеках вузов соответствующего профиля и в художественных школах. Поэтому согласно известной поговорке – "книги имеют свою судьбу", хочется пожелать рецензируемой книге счастливой судьбы – быть еще раз и на должном полиграфическом уровне изданной в Казахстане, а ее автору, Анне Александровне Шевцовой, новых интересных работ по казахской этнографии.

Алим САБИТОВ, профессор КазГАСА, № 7 (721), 15 - 21 февраля 2008

Источник - Начнем с понедельника
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1210399500
Новости Казахстана
- О вирусных сценариях. Часть 2
- О 19-ти миллионном жителе Республики Казахстан
- Выборы сельских акимов - важный шаг по реализации ключевых политических реформ Главы государства
- Назначен прокурор города Шымкента
- Камшыбек Кункабаев-бронзовый призер Олимпиады
- АО "Народный сберегательный банк Казахстана" сообщает о добровольной ликвидации дочернего банка в Республике Таджикистан
- Умер замакима Жамбылской области Улан Жазылбек
- Бывший председатель Правления ТОО "СК-Фармация" Шәріп Б.Ш. частично оправдан
- К 20 годам тюрьмы приговорили педофила в Алматы
- Суд огласил приговор по делу о трагической гибели несовершеннолетнего Б.Ш.Өмірхан
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх