И.Добаев: Забытая Афганская революция. Записки участника событий 09:04 12.05.2008
Забытая революция. Записки участника событий
В преддверии череды майских праздников и в ожидании инаугурации вновь избранного Президента России как-то незамеченным, непростительно забытым оказалось знаковое событие, оказавшее мощнейшее воздействие на изменение ялтинско-потсдамской системы международных отношений, - 30-летний юбилей Апрельской революции в Афганистане.
27 апреля 1978 года в Афганистане в результате военного путча к власти пришел просоветский режим Н.М. Тараки. Военный переворот впоследствии стал именоваться Апрельской революцией. Ее движущей силой явилась народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), незадолго до этого события буквально склеенная из двух противоборствующих левацких группировок – "хальк" ("народ", лидер - пуштун Н.М. Тараки) и "парчам" ("знамя", лидер – таджик Б. Кармаль), первая опиралась на этнических пуштунов, вторая – на другие этнические группы Афганистана, в большей степени – на таджиков. Однако вскоре непрочный союз стал давать трещины и окончательно рухнул после убийства Н.М. Тараки и прихода к власти более рьяного "халькиста" - Х. Амина, в период правления которого в Афганистане был развернут "якобинский" террор, своим острием направленный против традиционных основ местных патриархальных мусульманских обществ. Страна погрузилась в трясину массовых репрессий.
В такой ситуации, поддавшись на провокацию американцев, якобы готовившихся к вторжению в Афганистан, руководство Советского Союза сочло необходимым предпринять ответные активные действия, чтобы не уступить противнику стратегическую инициативу. В результате 27 декабря 1979 года в соседнюю, дружественную страну был осуществлен ввод советского "ограниченного воинского контингента".
Растянувшееся почти на девять лет советское военное присутствие в Афганистане (27 декабря 1979 г. – 15 февраля 1989 г.) имело геополитические последствия глобального значения. Оно не только обострило гражданскую войну в Афганистане, мобилизовало вооруженную оппозицию правящему квазимарксистскому режиму, усилило в ней радикальные исламистские элементы, но и спровоцировало координацию антисоветских действий ряда стран и международных организаций. В этих дипломатических, финансовых, оперативных и военных операциях и информационно-психологической войне против Советского Союза наряду с Соединенными Штатами и их западными союзниками приняли то или иное участие Пакистан, Саудовская Аравия, Иран и Китай.
Апрельская революция в Афганистане вызвала ожесточенное сопротивление со стороны бывшей элиты страны и обслуживавшей их интересы части традиционного мусульманского духовенства. Учитывая особенности национальной и социальной психологии населения, огромную роль религии и традиции, эти силы широко использовали ислам как наиболее эффективное средство мобилизации и объединения масс для борьбы против нового режима, для признания ими необходимости и законности этой борьбы. При этом выдвигаемые лозунги облекались в близкие и понятные массам религиозные формы.
Высшее и среднее мусульманское духовенство, придерживаясь в своем большинстве крайне правых взглядов, и до апрельской революции выступало за консервацию патриархальных порядков, выступало против демократизации общественной жизни страны и сотрудничества с СССР. Наиболее радикально настроенные служители культа, входившие в состав религиозно-политической группировки фундаменталистской направленности "Братья-мусульмане", были инициаторами преследования и травли своих политических оппонентов. Клерикалы вели активную политическую агитацию в различных слоях населения, особенно среди студенческой молодежи. Созданная ими организация "Мусульманская молодежь" выступала под лозунгом: "Да здравствует борьба за Коран во всем мире!" Религиозные экстремисты уже в тот период вынашивали планы создания в Афганистане теократического государства во главе с "праведным президентом", избранным из числа духовенства, утверждения в стране власти "прогрессивного ислама". В своей борьбе с политическими противниками они предпочитали терроризм и насилие всем другим формам борьбы.
После апрельской революции оппозиция продолжила активно и искусно манипулировать лозунгами "защиты ислама", которые подкреплялись отдельными положениями шариата и цитатами из Корана. При этом преследовались вполне конкретные политические цели – свержение власти НДПА и восстановление монархии либо установление исламской республики, тем более что аналогичное государственное строительство, начиная с февраля 1979 года, было апробировано в соседнем Иране. Контрреволюционные силы нередко группировались вокруг мечетей и стремились превратить их в свои опорные пункты. Перейдя к открытой вооруженной борьбе, они организовали "джихад" против кабульского режима. Руководство вооруженной борьбой возглавили различные "исламские" партии и организации: "Исламская партия Афганистана", "Исламское общество Афганистана", "Движение исламской революции Афганистана", "Исламская националистическая революционная партия Афганистана", "Союз исламских воинов", "Братья-мусульмане" и др., зачастую возглавлявшиеся представителями крупнейшего и среднего духовенства страны. Среди них можно назвать сейида С.Моджадеди, Б.Раббани, маулави М.Наби и других. Уже в январе 1980 г. под нажимом зарубежных "спонсоров" был организован так называемый "единый национальный исламский фронт", впоследствии трансформировавшийся в "союз семи исламских партий".
Руководители этих организаций при активной помощи извне комплектовали вооруженные диверсионно-террористические отряды. Часть их формировалась непосредственно в Афганистане, другие, пройдя обучение в специальных лагерях и базах на территории Пакистана и Китая под руководством американских, китайских, пакистанских и египетских инструкторов, переправлялись через афганскую границу. Важную роль в этих отрядах играли муллы, осуществлявшие пропаганду против кабульского режима и советского присутствия в Афганистане. Используя вооруженные басмаческие и террористические формы борьбы, морально-психологическое давление на сторонников официального Кабула, они в целях подрыва новой власти стремились дестабилизировать внутреннее и осложнить международное положение Демократической Республики Афганистан (ДРА).
Одним из основных направлений антиправительственной пропаганды, помимо упоминавшейся идеи "защиты ислама", стало обвинение режима в безбожии, воинствующем атеизме. Идеологи контрреволюции, главным образом служители культа, обвиняли руководителей и членов НДПА в "отступничестве" от ислама. Пытаясь подтвердить фактами свои обвинения, исламские экстремисты нередко устраивали провокационные поджоги мечетей, осквернение "святых мест", уничтожали сакральные письменные источники мусульманства и разбрасывали страницы из разорванных "священных книг" в общественных местах, выступали перед верующими с провокационными речами, якобы от имени официальных властей.
В этих же целях, с учетом поголовной неграмотности населения, активно использовались красочно исполненные листовки, на которых в карикатурной форме изображались "враги ислама" - видные государственные и политические деятели ДРА и СССР, и наоборот - "моджахеды" и их лидеры героизировались. Активно распространялись аудио, а затем только-только появившиеся видеокассеты, где ислам представлялся как религия, выступающая против системы внутреннего и внешнего "куфра" - неверия.
К идеологической антиправительственной кампании активно подключились и пропагандистские органы Пакистана, Ирана, а также радиостанции США, Великобритании, ФРГ и других западных стран, явно стремившихся разыграть "исламскую карту". В их планах было перенесение "священной войны" на советскую территорию, прежде всего, в Среднюю Азию. В этих целях, начиная с 1986 г., на территории Афганистана, Пакистана и Ирана организовывались различные школы и центры для специальной подготовки из афганских боевиков контингента, способного выполнить задачу в районах проживания "исламских наций" в СССР. Обучавшиеся в таких центрах завербованные в Афганистане таджики, узбеки, туркмены приобретали навыки скрытого перехода границы в Туркмению, Таджикистан и другие советские среднеазиатские республики. Их обучали переправлять через границу оружие и боеприпасы, тайно распространять листовки среди населения, организовывать массовые беспорядки, сколачивать группы из фанатиков-мусульман, создавать законспирированные агентурные ячейки.
Среди "моджахедов", воевавших на территории Афганистана против режима НДПА и советской 40-й армии, было немало добровольцев и наемников из ряда арабских стран. В их вербовке, финансировании и снабжении среди других выделялся молодой идеолог джихада, саудовец Усама бен-Ладен. Он был в постоянном контакте с представителями спецслужб США, которые содействовали ему в сборе средств во многих странах, включая США, и поставках оружия, продовольствия и другого необходимого снаряжения для "моджахедов". Бен-Ладен совместно с другим исламским активистом, палестинцем Абдаллой Аззамом, создал в Афганистане военизированную организацию, состоявшую из арабских боевиков и называвшуюся первоначально "Мактаб аль-Хидамат" ("школа служения"), позднее переименованную в ставшую печально известной "Аль-Каиду" ("основа").
Таким образом, именно в Афганистане прошел "обкатку" исламский суннитский экстремизм. Многие арабские ваххабиты, пройдя дорогами афганской войны, затем приняли участие в гражданской войне в Таджикистане, Боснии, в чеченских событиях, в их числе и небезызвестный полевой командир Эмир Хаттаб, до уничтожения исполнявший роль военного лидера ваххабитов в Чечне.
В 1986 г. ДРА возглавил новый лидер – пуштун Наджибулла, тогда же был взят курс на осуществление политики национального примирения, вскоре давшей положительные результаты. Тем не менее советским руководством во главе с генсеком М.С. Горбачевым принимается решение по выводу войск из Афганистана. Бросив на произвол судьбы своего верного союзника президента Наджибуллу (в 1996 г. после взятия Кабула вооруженными отрядами движения "Талибан" Наджибулла был захвачен и повешен в центре афганской столицы), советский "ограниченный воинский контингент", выполняя приказ, в феврале 1989 г. покинул территорию Афганистана.
После вывода и особенно после падения режима Наджибуллы в 1992 г. эта страна превратилась в главный опорный пункт по подготовке исламских террористов, на ее территории сосредоточилось значительное количество лагерей по подготовке исламских боевиков, принявших участие во многих региональных конфликтах и осуществивших огромное количество диверсионно-террористических акций. В 1994 г. в Афганистане, а затем и в мире, впервые заговорили об исламском движении "Талибан", пуштунском в своей этнической основе, которое уже в 1996 г. штурмом взяло Кабул, а в последующие годы распространило свое влияние практически на весь Афганистан. Только после террористических атак исламистов на объекты в США 11 сентября 2001 г. американское руководство под предлогом борьбы с "международным терроризмом" совместно со своими союзниками по НАТО провела в Афганистане военную операцию, получившую название "Неодолимая свобода" (Enduring Freedom), завершившуюся полной оккупацией этой страны. Одновременно США удалось укрепить свои геополитические позиции в центрально-азиатских государствах, создав на их территории военные базы. Тем не менее по прошествии более шести лет американцы так и не смогли "умиротворить" Афганистан: страна буквально разорвана на зоны влияния полевых командиров, а ячейки "Талибан" и "Аль-Каиды" по-прежнему пребывают в боеспособном состоянии.
Что касается Советского Союза, то афганская авантюра обошлась ему чрезмерно дорого. Только на поле боя погибло около 14 тысяч наших соотечественников (для сравнения: США за пять лет войны в Ираке на поле боя потеряли убитыми около 4 тысяч военнослужащих, однако, по данным американских СМИ, ежегодно в этой стране погибают 5 – 6 тысяч человек, завершая жизнь самоубийством), в Афганистане стала разлагаться прежде непобедимая советская армия, а ее окончательное ослабление произошло в ходе лавинообразного исхода из стран Восточной Европы. СССР практически оказался в политической изоляции на международной арене, а его, прямо скажем, недостойное отношение к дружескому кабульскому режиму скомпрометировало Советский Союз в глазах других союзников во всем мире как ненадежного партнера. Как считают многие специалисты, Афганистан, по всей видимости, стал той последней каплей, которая переполнила чашу внутренних возможностей Советского Союза: великая страна распалась…
Как представляется, афганский опыт должен был помочь уже новой России уберечься от грядущих чеченских событий. Однако этого не произошло, и в декабре 1994 г. ветеран афганской войны генерал П.Грачев вновь наступил на те же грабли. В результате мы получили дестабилизацию всего Северного Кавказа, где до сих пор активно действуют сетевые структуры террористов-исламистов.
Сегодня также приходится порой слышать голоса тех, кто говорит о необходимости помочь НАТОвцам в Афганистане, вновь ввести туда российские воинские контингенты. Мол, таким способом мы защитим себя от исламских угроз с юга, а заодно восстановим "добрые отношения" с американцами. Не защитим и не восстановим, заблуждаться на этот счет не стоит. Афганская трагедия еще долго будет довлеть над нами. А потому не стоит забывать об Апрельской революции в Афганистане и об ее уроках.
06.05.2008 Игорь ДОБАЕВ
|