Н.Мендкович: Банковская реформа в Афганистане - ждать ли прок? 17:39 15.05.2008
К вопросу о банковской реформе
Этой весной в Афганистане вновь возобновилось обсуждение проекта банковской реформы с целью перевода финансовой системы страны на основы шариатского права. С подобным почином выступил депутат нижней палаты парламента, бывший активист движения моджахедов Абдул Расул Саияф. По его мнению, получение процентов по кредитам не соответствует исламским нормам, так как отвечает понятию "риба", взимание ссудного процента. В том же ключе ранее высказывался глава "Дэ Афганистан Банк" Абул-Кадир Фетрат, заявивший в своем парламентском выступлении: "Так как мы живем в Исламской стране, то нужно переходить к этой системе".
Основу национальной банковской системы в Афганистане составляют местные частные банки, на долю которых приходится 86,8% средств выданных в виде кредитов и 63,5% банковских капиталов. На 21 марта 2007 года общая сумма кредитов за прошедший год равнялась 22,5 миллионам афгани (примерно 459 миллионам долларов). В последние годы банковский сектор страны переживает значительный рост, в частности за 1385 год (2006/2007) рост общей массы займов составил 171%, поэтому реформа столь быстро развивающейся системы представляется весьма проблематичной.
По сути, переход к "шариатским" банкам означает изменение способа получения прибыли при выдаче кредита. Как упомянуто выше, получение дохода в виде процента от выданной суммы считается в исламском праве недопустимым и греховным, что заставляет искать мусульманских банкиров другие способы работы. Причем речь не идет о традиционном западном "беспроцентном кредитовании" практикуемом при работе с физическими лицами, при которой банк получает доход за счет оплаты клиентом различных смежных с выдачей кредита услуг (рассмотрение заявки, обслуживание ссудного счета, страхование клиента). В условиях многих мусульманских стран перспективы такой системы более чем сомнительны.
К настоящему моменту в большинстве исламских государств сложилась практика оформления кредитов, как "мударабов", долевого участия в прибыли кредитуемого предприятия, при котором банк взимает долю не от "тела кредита", а от прибыли получаемой кредитуемым предприятием после получения ссуды. Здесь банк выступает в роли "раба уль-маля" владельца ресурса передаваемого в пользование управляющему "мударибу", выделяющему за это кредитору оговоренную часть своего дохода. В традиционном обществе ресурсом чаще всего являлись физический труд или средство производства, благодаря которым кредитуемое предприятие, собственно, и реализовалось. В нашем же случае "раб уль-маль" предоставляет заемщику капитал. При этом последний находится в более безопасном положении, чем при процентном кредитовании, так как подобная форма взимания долга гарантирует его от полного разорения, в то время как банк вынуждено подвергается большему риску, ведь в случае коммерческой неудачи заемщика он получает значительно более скромную выгоду, чем можно было рассчитывать вначале.
Тем не менее, исламская банковская система уже много лет существует в мусульманских государствах как альтернатива традиционным финансовым институтам. Впервые ее образцы одновременно появились в 1963 году в Египте ("Мит Гамр Бэнк") и Малайзии (Сберегательная корпорация для мусульманских паломников). Названные организации прибегали к известной терминологической самоцензуре, чтобы избежать обвинений в фундаментализме, поэтому первой банковской структуре объявившей, что работает на основах шариата стал "Дубай Исламик Бэнк", основанный в ОАЭ в 1975 году. В связи с ростом нефтяных доходов исламского мира на 1970-е годы пришелся всплеск активности этого движения: возникли "Фейсал Исламик Бэнк оф Судан" и "Фейсал Исламик Бэнк оф Иджипт" (1977), "Бахрейн Исламик Бэнк" (1979) и др. В настоящий момент власти Кыргызстана реализуют амбициозный проект по созданию в стране банковской структуры, основанной на шариатских принципах, при поддержке Исламского банка развития. Всего по данным лондонского Института исламского банковского дела и страхования на 2002 год в 51 стране мира действовало 276 "исламских банков".
На Западе первый исламский банк "Исламик Файнэнс Хаус", появился в Люксембурге в 1978 году. В Женеве на 2003 год базировалась группа "Дар аль-Маль аль-Исламий". С другой стороны ряд западных банков создали специальные "исламские подразделения", например, "Ситибэнк" в июле 1997 года учредил на Бахрейне дочерний "Сити Исламик Инвестмент Бэнк" с начальным капиталом в 20 миллионов долларов. Впрочем, как показывает практика, в странах, где этнические мусульмане являются меньшинством "исламские банки" приживаются достаточно трудно, примером чего может служить современная Россия.
Каких либо данных об опыте работы подобных учреждений в Афганистане у автора в настоящий момент нет, хотя ряд действующих на территории республики банков происходят из арабских стран. Действующее в стране банковское законодательство имеет вполне европейский вид и, судя по всему, ориентировано на традиционные принципы функционирования банковской системы.
Проблемы внедрения "исламских" правил состоит не только в том, что повышается риск кредитования для банков, но и в том, что новая система потребует осуществления контроля над оборотом предприятия-должника с целью взимания адекватного процента прибылей в пользу банка. Даже если бремя контроля над должниками возложить на налоговые органы, проблема сокрытия активов и прибылей от кредиторов будет стоять весьма остро. Насколько известно автору налоговый контроль в Афганистане налажен приемлемым образом только в отношении крупного бизнеса, применительно к малым и средним предприятиям проблемой является даже единообразный бухгалтерский учет средств. При этом уже сейчас дисциплина должников является большой проблемой для афганской банковской системы: доля так называемых "проблемных кредитов", связанных с нарушением сроков выплат, составила на начало 2007 года 3,5%, в то время как в Китае их доля лишь 0,9%, в России и на Украине – около 1,5%.
Перевод афганского рынка, столь проблемного с точки зрения защиты интересов банков, на "исламские" принципы, которые откроют для должников больше возможностей для маневра и сокращения платежей, пока просто опасен, особенно в свете памятного кризиса 1385 года, когда банки потеряли около 107 миллионов афгани. Впрочем, глава афганского Центробанка, который заявил депутатам о неготовности страны в ближайшие годы перейти на исламскую систему, понимает это.
/15.5.2008 Никита МЕНДКОВИЧ Историк, экономист, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).
|