ИА 24.kg: Золотой теленок. Киргизские "национализаторы" и несгибаемый "Кумтор" 00:58 16.05.2008
В Кыргызстане вновь пытаются поставить точку в деле о наиболее значимом и крупном золотом руднике в истории страны. Но не исключено, что вместо нее официальный Бишкек вновь сотворит многоточие…
Третий – не лишний
"Впечатляет!", – первое слово, сказанное премьер-министром Кыргызстана Игорем Чудиновым прессе во время его визита на рудник "Кумтор". Ознакомившись с его работой, глава правительства был вынужден признать, что многие "угрозы", о которых говорят противники проекта, мнимы. За годы независимости в Кыргызстане, как он отметил, не удалось создать ничего "более масштабного или серьезного".
Визит премьер-министра на "Кумтор" можно назвать знаковым. Игорь Чудинов стал третьим главой правительства Кыргызстана, лично посетившим золотой рудник. Как и два его предшественника, нынешний руководитель кабмина прибыл на предприятие перед принятием важного решения, касающегося его судьбы. Чтобы своими глазами увидеть предмет множества дебатов, продолжающихся вокруг крупнейшего золоторудного месторождения на Тянь-Шане не менее десятка лет.
Премьер-министр смог лично убедится в том, что "Кумторзолото" остается самым крупным и значимым инвестиционным проектом в Кыргызстане. Этого не может отрицать ни один его самый ярый противник. Предприятие является одним из крупнейших налогоплательщиков в стране. Его продукция обеспечивает основную долю экспорта, а темпы развития неизбежно сказываются в целом на росте ВВП. О важности проекта говорит даже то, что в Кыргызстане чиновники очень часто указывают те или иные показатели в двойном значении - с учетом и без учета "Кумтора".
Вместе с главой правительства в том же могли убедиться и представители трех парламентских фракций. Две из них – коммунистов и социал-демократов, - к слову, выступали за скорейшее заключение нового соглашения с канадским инвестором. Но обе вместе взятые располагают в Жогорку Кенеше меньшинством голосов. Загвоздка оказалась в последней фракции - большинства от президентской Народной партии "Ак Жол".
Договоренности с "Кумтором", по заверению как представителей "Ак Жола", так и правительства, торпедировали всего несколько человек от фракции. Если это действительно так, то эффективности их методов убеждения остается только завидовать. Впрочем, как оказалось, свет сошелся клином на руднике не только для "отдельных депутатов". Оттягивание фракцией большинства принятия решения внушало уверенность в существовании некой околополитической подоплеки. Что, наконец, получило официальное подтверждение 13 мая 2008 года.
Представитель "Ак Жола" Сергей Ибрагимов заверил, что принятие решения по новому соглашению с канадским инвестором оттягивалось не по вине президентской партии, а из-за нерасторопности… правительства. Впрочем, этой же политической организацией и сформированного. В кабинете Игоря Чудинова, согласно парламентской версии, зрело убеждение в крайней необходимости еще более улучшить позиции Кыргызстана в договоренностях с "Центерра Голд", чем это предусматривал проект соглашения от кабинета Кулова или Атамбаева.
Что любопытно, в это же время в правительстве ссылались на… позицию фракции большинства. Именно депутаты, как заверял Игорь Чудинов, полагали, что должны добиться улучшения соглашения. Какой из сторон верить, остается только гадать. Но конфликта между правительством и парламентом в вопросе о "Кумторе", по словам премьер-министра, нет.
Нациоанализаторы
Торжественность, сопровождавшая прибытие Игоря Чудинова на рудник, оказалась смазанной решением Верховного суда Кыргызстана. Фемида, напомним, с подачи вице-спикера Жогорку Кенеша Кубанычбека Исабекова вынесла вердикт, неожиданный даже для премьер-министра. Аккурат к его визиту на "Кумтор" ВС КР приостановил действие договоров с инвестором по месторождению, а парламентарий озвучил намерение обратиться с миллиардным иском к горнодобывающей компании. Правительство готовится оспаривать решение Верховного суда.
Сам Кубанычбек Исабеков, которого на "Кумторе" ждали не меньше, чем Игоря Чудинова, на предприятие не приехал. По некоторым данным, - из-за состояния здоровья, не позволившего депутату подняться на высоту свыше 3 тысяч метров, где расположено золоторудное месторождение. Так или иначе, но вице-спикер, как выяснилось, на "Кумторе" не бывал и раньше. Что, однако, не мешает ему заявлять об экологической угрозе проекта и технических огрехах горняков.
Эпопея взаимоотношений между канадской компанией и "отдельными парламентариями", к слову, давно напоминает некую грубо состряпанную мыльную оперу. Тот же Кубанычбек Исабеков уже приобрел солидный опыт в организации судебных процессов против инвестора и некогда симпатизировавшего ему правительства. Впрочем, иски на крупные суммы были не самыми скандальными попытками экзекуции иностранной компании. Самым сенсационным, пожалуй, в свое время стало намерение национализировать "золотой проект". Подобные мысли, кстати, в Кыргызстане часто посещают головы высокопоставленных персон, заинтересовавшихся тем или иным успешным предприятием в республике.
Часть действующих депутатов тем не менее признает, что национализация, мягко говоря, нереальна. По словам нардепа от СДПК Розы Отунбаевой, ознакомившейся с деятельностью "Центерра Голд" в Кыргызстане и за рубежом, "развивающаяся страна не должна отказываться от сотрудничества с компанией, использующей передовые технологии в горнодобывающей сфере".
Схожего мнения придерживается ее коллега от Партии коммунистов Бумайрам Мамасейитова. Она полагает, что такое уникальное производство Кыргызстан самостоятельно ни построить, ни содержать не может. Ведь только для поддержания работы рудника в месяц требуется более $10 миллионов.
Но, как ни печально, уверенности в том, что в случае ратификации соглашения игры вокруг "Кумтора" закончатся, нет. Тому есть ряд причин. В том числе и то, что подготовка пакета новых договоренностей находится в ведении министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР Сапарбека Балкибекова. Личность главы Минпромэнерго республики, не секрет, вызывает у части граждан раздражение, возникшее из-за кризиса в энергетике и предстоящей приватизации ряда объектов в этой сфере. Участие Сапарбека Балкибекова в решении судьбы не менее важного для Кыргызстана объекта внушает сомнение в принятии и одобрении соглашения как обществом в целом, так и истеблишментом в частности. Эта причина, к слову, далеко не самая веская.
Свою посильную лепту в переговорный процесс пытаются внести горные рабочие золотодобывающего предприятия и трудовые коллективы подрядческих организаций. И те, и другие требуют увеличения им денежного содержания. При этом зарплаты первых считаются одними из самых высоких в стране, а вторые работают по договорам, заключенным с их руководством. Их трудно обвинить в непоследовательности. Но легко заподозрить в стремлении использовать подходящий момент в своих интересах, если не в сговоре с "отдельными парламентариями" или другими противниками проекта.
Происходящее очень смахивает на хоровод вокруг дойной коровы. В качестве нее чиновники, законодатели и иные фигуранты золотого дела, судя по всему, и воспринимают "Кумтор". Если бы последний мог мычать, давно, пожалуй, лишился бы голоса…
15/05/2008,
|