Кукурузный гамбит. Королева полей изгнана из Казахстана. Пора возвращать 08:38 17.05.2008
"Гамбит" – шахматный термин французского происхождения, но с итальянскими корнями. В дословном переводе – "дать подножку". Или принести в жертву пешку. Казахстанские реформаторы сельского хозяйства принесли в жертву… королеву и дали подножку всему животноводству с птицеводством страны. Сегодня заговорили о скорейшем возрождении отрасли, без которой не может быть речи о продовольственной безопасности страны. А мировой продовольственный кризис только подстегивает. И вот уже летят перелетные телки из Канады в Казахстан. Полторы тысячи прилетели. На очереди еще 30 тысяч. Уже выбраковывают несчастных на… мясо. А каждая – по цене "Жигулей": золотое мясо получается. Канадские специалисты поставили диагноз: зернофураж бьет телок по печени. А зернофураж скармливается не от хорошей жизни – нет у нас другого кормового белка. Если говорить шире: нет у нас кормовой базы для возрождения товарного животноводства.
База для скотобазы
На днях в Калуге прошло выездное заседание аграрных академиков России, на котором выступил мэр Москвы Юрий Лужков. Юрий Михайлович, внешне слегка напоминающий Никиту Хрущева, на этот раз напоминал его еще больше – агитировал за кукурузу на полях Подмосковья и окрестных губерний. Академики поддержали идею и заявили, что в текущем году Россия имеет возможность произвести не менее 5 млн тонн кукурузного зерна. Именно за счет расширения посевов теплолюбивой культуры в средней полосе страны, где во времена Хрущева она не прижилась. Что же изменилось? Аграрная наука наших северных соседей вооружила земледельцев новыми технологиями, в основе которых макрокапсулирование семян. Иными словами, зерно кукурузы перед высевом помещается в капсулу, которая состоит не только из удобрений и протравителей, но и способна создавать необходимую для прорастания температуру. В чем интерес Лужкова? В продовольственной безопасности Москвы. Она – крупнейший инвестор в сельское хозяйство окрестных губерний. Зерно кукурузы – ценнейший корм для скота и птицы. Оно содержит до 12 процентов белка, до 6 – жира. Питательная ценность 1 кг зерна – 1,3 кормовом единицы. А 1 кормовая единица – 1 кг овса. Аналогичные технологии внедряются в Беларуси, где нынче планируют произвести 1 млн тонн кукурузного зерна на кормовые цели. Сегодня треть мирового производства энергетического корма приходится на США. Судя по всему, Россия и Беларусь уходят от зависимости "кукурузного дядюшки Сэма", а заодно и от импорта мяса и молока. В России, по словам министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, уже наметилось перепроизводство мяса птицы и яйца, сворачивается импорт свинины. Беларусь в зависимости от США никогда не была. А вот в Костанае я покупаю концентрированное молоко "Айналайын" к чаю, произведенное в Беларуси по заказу алматинской фирмы. Комментарии излишни. А теперь цитата с диктофона: "Костанайская, как Акмолинская и Северо-Казахстанская области, должна принять самое активное участие в насыщении своими товарами рынка Астаны. Это сегодня крупнейший мегаполис, однако его потребности удовлетворяются в значительной мере за счет импорта. Вы можете занять свою нишу, особенно по молокопродуктам, растительному маслу… Странно слышать, что Акмолинская, Костанайская области сами себя не обеспечивают капустой, луком, морковью… Сергей Витальевич (Кулагин. – Авт.) тут дал команду, думаю, осенью мы будем очевидцами того, что область не только обеспечит себя овощами, но и столицу…" Сказано два месяца назад на совещании в Костанае бывшим министром сельского хозяйства Есимовым, в котором приняли участие акимы Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. В российском и казахстанском решениях адекватных проблем можно не искать 10 различий. Вот скомандует Сергей Витальевич, и осенью будет изобилие продуктов не только в области, но и в столице. И без всяких инвестиций, новых технологий и кукурузы.
Кому командовать парадом?
Науке точно не командовать. Трудно представить выездное заседание отечественных аграрных академиков в Костанае: рекомендовать им нечего. Ни новых технологий, ни машин под эти технологии. У нас парадом командуют акимы. Помнится, 11 лет назад главный бастык на областном совещании дал команду выращивать в Тургае кукурузу на зерно. Зал содрогнулся от утробного хохота, но сидевший в президиуме академик одобрительно закивал головой. Два года назад очередной бастык дал команду выращивать рапс, а академик осчастливил крестьян рекомендацией: поскольку область не имеет сеялок точного высева, семена рапса нужно смешать с песком и сеять обычными зерновыми сеялками. Насеяли так, что долго не могли понять: почему убранных гектаров вдвое меньше посеянных? Между тем Кустанайская область уже не только выращивала кукурузу на зерно, но и могла иметь сорта королевы полей собственной селекции. В начале 80-х годов прошлого столетия заведующий лабораторией кормопроизводства (надо же, была и такая) Кустанайского НИИСХ Петр Петренко занялся выведением сортов кукурузы для получения зерна в условиях казахстанского севера. – Он был настоящим ученым-селекционером, – вспоминает работавший в ту пору главным агрономом области Николай Деткин. – К нам должен был приехать Кунаев. Петренко попросил меня показать первому руководителю Казахстана отменные початки сорта "югославский гибрид", который был в его коллекции. Он считал, что семена этого сорта нужно закупить в Югославии для товарного производства зерна. Кунаеву кукуруза понравилась, Казахстан закупил крупную партию семян, и мы начали осваивать их гранулирование: в СССР тогда производились специальные машины. Конечно, это было далеко не макрокапсулирование: семена покрывались пленкой из удобрений и протравителей. Но зерно мы получали и в четырех совхозах проводили эксперимент с кормлением скота. Результаты превзошли ожидания: привесы и надои в группах, получавших кукурузные смеси, оказались в 1,5 – 2 раза выше контрольных. Племзавод "Казахстанец" кормил свои 50 тысяч свиней початками – хавроньи росли как на дрожжах. Совхоз "Диевский" заготавливал по тысяче и более тонн кукурузного зерна, на котором процветало животноводство. А дело селекционера Петренко продолжили его коллеги: им не хватило двух-трех лет, чтобы получить кустанайский сорт кукурузы. В 90-х финансирование науки практически прекратилось, и многие годы работы пошли насмарку… Сегодня в Костанайской области кукурузу выращивают на силос в крупных хозяйствах, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. В количестве нескольких тысяч гектаров. Как выращивать на зерно – забыли. Кому оно нужно?
Былое и думы
В середине 80-х под кукурузу в Казахстане отводилось 2,6 млн га. 90 процентов – в северных и центральных областях на силос. Зерно выращивали в Талды-Курганской, Алма-Атинской, Джамбульской и Чимкентской областях на орошаемых землях. Колхоз "40 лет Октября" Панфиловского района Талды-Курганской области ежегодно собирал не менее 70 центнеров сухого зерна с гектара. В Каскеленском опытном хозяйстве Казахского НИИ земледелия урожайность кукурузного гектара доходила до 140 центнеров! О былом, которого уже нет, можно рассказывать долго. Давно пора подумать о будущем, которое нас ждет за дверью ВТО.
Владимир КАТКОВ, Костанайская область 16.05.2008
|