Н.Еримбетов: Казахстанский парадокс - не амбициозным народом руководит "амбициозное" правительство 09:20 24.05.2008
Страх съедает душу
Полгода тому назад в Алма-Ате открылся общественно-политический дискуссионный клуб "АйтPARK", который стал сегодня одной из самых популярных в южной столице площадок, где обсуждаются различные проблемы современного Казахстана. За короткое время существования дискуссионного клуба в нем побывало немало гостей из различных регионов республики, так что постоянные посетители "АйтPARKа" получили возможность увидеть своего рода срез нашего общества, узнать, чем особенно озабочены казахстанцы - состоянием политической системы или положением дел в экономике.
Однако наш сегодняшний собеседник, руководитель клуба Нурлан Еримбетов, опираясь именно на опыт работы "АйтPARKа", считает, что людей интересуют не столько политика с экономикой, сколько совсем иные вещи.
- Нурлан, что Вы имеете в виду?
- Недавно по российскому телевидению показывали, как чествовали Николая Караченцова... Когда в далекие советские времена я был студентом института культуры, мы с сокурсниками пропадали в Ленкоме, по нескольку раз смотрели "Юнону и Авось", "Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты", знали эти спектакли наизусть. Поэтому я с таким волнением смотрел этот вечер, посвященный юбилею творческой деятельности Караченцова.
И я подумал о том, что Россия все-таки начала свое возрождение - в нравственном, духовном плане, потому что там появляется СОСТРАДАНИЕ. Люди стали думать не только о своих, личных бедах. Они увидели рядом с собой тех, кто нуждается в поддержке, кому нужна помощь или простое сочувствие.
То же самое было во время болезни Александра Абдулова, когда целая футбольная команда вышла на поле с его портретом на майках и надписью: "Желаем тебе здоровья!". Я считаю, что все это - признаки выздоровления нации.
У нас, к сожалению, таких признаков пока нет...
- Вы не преувеличиваете?
- Не думаю... Вы никогда не обращали внимания, что после каких-нибудь праздников, новогодних ли, первомайских, когда выходные превращаются в каникулы, нередко бывает так: берешь в руки газету, а там некрологи и соболезнования по поводу кончины известных писателей, артистов, музыкантов, ученых? Потом выясняется, что кто-то из них, оказывается, долгое время болел, жил в страшной нужде, всеми забытый и брошенный, не имея денег на необходимое лечение...
Я думаю, что главная проблема наша именно в этом - мы утратили способность к состраданию.
- А в чем причина этого, как Вы считаете?
- Мне кажется, наши люди, уже осознавшие, что они не нужны ни власти, ни оппозиции, еще не пришли к пониманию того, что они сами могут поддержать друг друга и должны это делать.
- Сурово Вы про оппозицию...
- Я скажу так: у нас есть настоящие оппозиционеры, и есть политические деятели, которые хотели бы прослыть оппонентами режима, будучи, по сути, политической номенклатурой.
Смотришь иногда на оппозиционера, который говорит, как он переживает за судьбу простого народа, видишь его часы за $50 тысяч, дорогой костюм, холеное лицо - и не хочется ему верить.
Я много занимался выборами, ездил по регионам с разными кандидатами, и знаю, что казахи, особенно в селах, оценивают людей не по их выступлениям и обещаниям. Порой на встречу с избирателями приходит человек десять разных кандидатов, которые рассказывают про свои программы и платформы. Но нашему так называемому электорату это все не важно. Люди сразу замечают, как тот или иной кандидат зашел в зал, как он сел, и на основе этих наблюдений формируется определенное мнение о том, получится что-то из этого "парня" или нет.
- И представителей власти так же оценивают?
- Конечно. Народ не обманешь сладкими речами, если дома нечего есть, если дети кое-как одеты, если нет денег, чтобы дать им образование...
- Но, тем не менее, на выборах большинство отдает свои голоса за действующего президента, за его партию...
- У моего друга отец живет в селе. Он с огромным уважением относится к лидерам казахстанской оппозиции, читает "Свободу слова" и "Тасжарган", ходит на все тусовки оппозиционеров, выступает там, ругает президента, но когда дело доходит до голосования, до выборов, он и сам голосует за власть и от сына требует, чтобы тот проголосовал за "Нур Отан", за Назарбаева.
- А почему?
- Да потому что в людях живет страх. Они боятся, что их накажут за нелояльность.
- Вы говорите о пожилых людях?
- Я на днях разговаривал с делегатами молодежного съезда "Жас Отан". Они, оказывается, боятся читать оппозиционную прессу, даже в руках боятся держать эти газеты! А вдруг увидят и исключат из партии или хуже того - из вуза. Ректоры запрещают продавать рядом с учебными заведениями оппозиционные газеты, при том что поблизости с институтом могут стоять киоски, где торгуют водкой и сигаретами.
Я помню свои студенческие годы и тот дух свободолюбия, который кипел в нас. А нынешние молодые люди (я не говорю обо всех, конечно!) напрочь какие-то испуганные. Меня поразило то, в какой обстановке проходил съезд - овации, скандирование слоганов, кричалок, подобострастие...
- А может, это не подобострастие вовсе, не страх, а реальное одобрение государственной политики? Вот Вы недавно были в Кызылорде, как там люди оценивают сегодняшнюю ситуацию в Казахстане?
- Когда заговариваешь с человеком о политике, о том, что происходит в стране, то обычно слышишь в ответ, что в стране все хорошо, все замечательно. А начинаешь спрашивать, как дети, почему дочери разошлись с мужьями и вернулись в отчий дом, почему зятья спились, почему у сыновей нет работы, почему на столе скудное угощение - и все становится ясно...
Я часто слышу от некоторых социологов, что основная масса казахов одобряет политику государства. В 2006 году во многих газетах были опубликованы результаты социологического исследования, что 67% казахстанцев довольны своей жизнью - против 50% в России и 45% в Украине. Но никогда ни один казах, особенно в ауле, не скажет, что он живет плохо. Он боится обидеть Бога, прогневить его, чтобы не лишиться того малого, что у него есть. Слава Аллаху, все хорошо! И это отсутствие амбиций у народа, отсутствие желания стремиться к лучшему приводит к таким вот результатам социологических исследований.
Поезжайте в ту же Швейцарию и проведите там подобный соцопрос! И наверняка не более 10% населения ответит, что довольно своей жизнью. Чем лучше жизнь, тем требовательнее люди, тем они амбициознее в своих устремлениях.
А у нас получается, что неамбициозным народом руководит "амбициозное" правительство, которое ставит задачи войти в пятьдесят самых конкурентоспособных стран, возглавить ОБСЕ, войти в ПАСЕ, принять Олимпиаду и т.д. И выходит, что сейчас в стране самая крупная партия - партия молчаливого большинства.
Да что говорить о так называемых рядовых гражданах! Вы заметили, что сегодня, в отличие от периода трех-четырехлетней давности, в среде чиновничества возник страх быть уличенным в нелояльности? Любой доклад, в котором не упоминаются несколько раз президент и его заслуги, как говорится, не засчитывается. Я не хочу сказать, что это идет от президента. Этот страх культивируется самими людьми.
- В начале нашей беседы Вы сказали о том, как меняются россияне, что появились признаки оздоровления нации. Играет ли в данном процессе какую-то роль тот факт, что в России есть реальная сменяемость власти, что там власть не превратилась в идола, в икону, которой нужно поклоняться, которую нужно бояться?
- Да, там люди уже осознали, что смена власти - это не трагедия, что уход одного правителя и приход другого не является вселенской катастрофой. Если завершится срок президентства Дмитрия Медведева, россияне воспримут это совершенно обыденно. Жили при Ельцине, жили при Путине, жили при Медведеве, проживем и при другом правителе.
Сейчас в России, как известно, объявлен Год Семьи. Мне кажется, это неплохая идея. У нас раньше тоже практиковались такие вещи. Почему бы не вернуться к этому? Объявить, к примеру, в Казахстане Год Европы. Скажем, пригласить Маргарет Тэтчер, чтобы она прочитала курс лекций в ведущих вузах страны. Или же пригласить ведущих западных журналистов, которые дали бы мастер-классы на факультетах журналистики. Или светил медицины, которые провели бы в наших клиниках уникальные операции. Чтобы казахстанцы почувствовали себя частью мирового цивилизованного сообщества.
- А Вам не кажется, что нашим государственным мужам это не нужно?
- Конечно, не нужно. Легко выделяться на фоне серой массы, но очень сложно конкурировать с теми, кто умнее и образованнее тебя.
- Можно понять, почему власть и народ у нас существуют как бы отдельно друг от друга. Но почему и к оппозиции нет особого доверия?
- Это отчасти объясняется тем, что оппозиция не имеет реальных рычагов для решения тех или иных проблем граждан.
Но, на мой взгляд, причина все-таки в другом. У нашей оппозиции такая высокая планка, она нацелена на такие глобальные проекты, как борьба с правительством, например, оппонирование первым лицам государства и т.д. Типа, не царское это дело - народом заниматься... Тем более, что оппозиционеры точно знают, что люди не готовы к акциям протеста, на баррикады никто не пойдет.
У нас каждый - за себя. Основной протестный электорат - старики, пенсионеры, которые идут на митинги, на пикеты, потому что им терять уже нечего.
- Кстати, за самих стариков вступиться некому. Такое впечатление, что остальной части населения все равно, какую пенсию начисляет их родителям, дедушкам и бабушкам государство...
- В этом году наш клуб решил поздравить ветеранов с Днем Победы, отправить им поздравительные открытки. Так вот, мы не нашли в Алма-Ате открыток с Днем Победы. Их просто нет в продаже. Есть открытки с днем рождения начальника, с именинами кошки и собаки, а с Днем Победы нет...
История Великой Отечественной войны в Казахстане кончилась. А ветераны еще живы...
Разве это не показатель того, что нашему обществу еще далеко до выздоровления?
Галина Дырдина 23.05.2008 г
|