Ф.Аббасзаде (лидер талышского движения): "Активизация пантюркизма в Азербайджане проходит за счет присвоение истории и культуры нетюркских народов республики 15:23 29.05.2008
Добрые намерения талышского сепаратизма
Мы представляем читателям Этноглобуса интервью одного из лидеров талышского национального (шовинистического прим.редактора) движения Фахраддина Аббасзаде известного своими антиазербайджанскими действиями. За его любовью, которую он якобы питает Азербайджану, как совей родине стоит ненависть, политическая слепота, ревность к состоявшейся государственности и нежелание признавать экономические и политические успехи, достигнутые нашей страной за последние годы. Деятельность Аббасзаде несет иные цели, нежели защита целостности Азербайджана, что открыто зримо в его высказываниях об Азербайджане и азербайджанцах, которые совпадают с позицией враждебных нашему государству стран. Являясь редактором талышской газеты "Шавшынт" он пропагандирует межнациональную рознь и национальную нетерпимость. Нам хотелось проявить негативные факты в сфере нарушении прав талышей в Азербайджане, если они имеют место, к сожалению, кроме необоснованных нападок ничего вразумительного наш оппонент не смог нам предъявить.
- С чем связан новый этап антиазербайджанских националистических настроений, в том числе среди отдельных представителей талышского этноса?
- Я вполне разделяю мысли о том, что наблюдается новый этап антиазербайджанских националистических настроений. Однако, считаю, что это связано вовсе не с деятельностью проживающих в Азербайджане нетюркских народов и этнических групп, а с активизацией тюркского национализма, пантюркизма. Об этом много написано и сказано. Поэтому я намерен рассмотреть эту проблему с другого ракурса. Власти Азербайджана, преследуя цель скрыть свое истинное намерение, отвлечь внимание республиканской общественности от насущных социально-экономических проблем, намерен фактически расчленить Азербайджан изнутри, превратив пантюркизм в официальную государственную идеологию. Обратите внимание на одно обстоятельство - как только наблюдаются в Азербайджане неудачи в социально-экономической и внешнеполитической деятельности (??? Ред.), тут же подбрасываются новые лозунги пантюркизма, и тем самым отвлекает внимание народа от социальных проблем. Это касается и нагорно-карабахского конфликта. Азербайджан, не решив проблему с Арменией, претендует на принадлежность Еревана к тюркам. Дело в том, что активизация пантюркизма проходит за счет присвоение истории и культуры нетюркских народов республики. Каждый день на исконных землях нетюркских народов обнаруживаются тюркские памятники, выдвигают абсурдные идеи о принадлежности к тюркам образцов материальной и духовной культуры коренных нетюркских народов. Это все унижает коренные этносы республики, оскорбляет их историю, культуру, традиции. В результате, вне всякого сомнения, ухудшаются межнациональные отношения, нарушается единство азербайджанского народа, и, тем самым, ставится под вопрос существование Азербайджана как государства. А истина в том, что искусственное возвеличивание одного этноса всегда приводит к ущемлению свобод и прав других этносов. А такое присваивание чужого культурного наследия всегда было и есть источником конфликтов. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что именно искусственный пантюркизм носит антиазербайджанский характер и представляет глобальную угрозу для будущего нашей страны и азербайджанской государственности. Что касается нашего движения, то Талышское Национальное Движение не является антиазербайджанским, а, наоборот, в сущности, является проазербайджанским. Мы не преследуем цели расчленять и разрушать Азербайджан. Нашей целью является спасение исконной земли наших предков, создание равных возможностей для всех народов Азербайджана. Очевидно, что объявленный в качестве титульного тюркский этнос, не будучи способным выполнять эту миссию, ни разу не высказавший свое веское слово за все годы независимости, продолжает искусственно увеличивать свою численность путем ассимиляции коренных этносов Азербайджана, еще полностью не осознает свою этническую идентичность: хотя в официальных документах он именуется как азербайджанец, в действительности же многие его представители называют себя то азербайджанскими тюрками, то тюрками.
Азербайджан может стать действительно свободным, независимым и процветающим государством тогда и только тогда, когда свободным будет каждый проживающий в республике народ, счастливым будет каждый его гражданин. Мы хотим строить такой Азербайджан, в котором представитель любого этноса считал себя свободным и полноценным гражданином, независимо от того, в каком веке его народ обосновался в Азербайджане. Если кто-то эти наши намерения выдает как антиазербайджанизм, то нам действительно их очень жаль.
-В чем заключается якобы нарушение прав талышей, проживающих в Азербайджане?
-Азербайджан - родина талышей. Талыши - это не армяне, чтобы про них говорили, что они когда-то были переселены в Азербайджан. Талыши - создатели древнейших могущественных государственных образований на территории Азербайджана и Ирана - Мидии (Мадо) и Атропатены (Атропатакан). У истоков же многочисленных средневековых государственных образований, выдаваемых сегодня в наших учебниках по истории как тюркские, опять таки стояли талыши. Несмотря на все это, талыши на всех этапах истории всегда были верны своей исконной и вечной родине - Азербайджану, всегда благосклонно и дружно относились ко всем народам, выбравшим исторические земли талышей в качестве своей новой родины. Талыши всегда защищали и достойно представляли Азербайджан. Судьбоносные события последних 1000 лет яркий тому пример. Не надо забывают, что у истоков независимости Азербайджана стояли талыши. Борьба против советской империи велась именно в Ленкорани. Сегодняшние пантюркисты, не помнят павших тогда сыновей талышского народа. Впервые советская власть была ликвидирована 11 января 1990 года именно в Ленкорани. Ни в одном учебнике не упоминается о талышах. Я еще не говорю об агрессии в отношении истории и культуры талышского народа. Где наша история, наша культура, фольклор, песни? Во времена советской империи многочисленная армия композиторов один за другим переводили талышские народные песни и образцы музыки на тюркский язык и представляли их как тюркские (азербайджанские). В целом, в Азербайджане права талышей нарушаются на двух уровнях: - во-первых, в Азербайджане, совершенно нелепо говорить о соблюдении каких-либо прав граждан. В этом смысле абсолютное большинство 8-миллионого населения страны полностью бесправно ( редактор). Мы знаем и всегда говорим, что, например, если кого где-то и что-то болит, то он обращается к врачу, и борется с недугом. Сегодня такая боль мучает всех азербайджанцев, в отличие от которых мы о своей боли сообщаем всему миру и хотим от нее излечиться. Ждем помощи от своих сыновей, чтобы избавить весь азербайджанский народ от этой боли. Но очень жаль, что такие наши искренние и добрые намерения выдаются за сепаратизм, причем не столько со стороны власти, сколько со стороны представителей тюркского большинства.
- Во-вторых, само имя полуторамиллионого народа - слово талыш запрещено использовать, и это есть грубейшее нарушение прав нашего народа. Всякий раз, когда мы говорим о нарушении прав талышского народа, наши недоброжелатели приводят пример ученых, писателей и пр. известных людей, имеющих талышское происхождение, что, мол, видите, в республике созданы все условия для развития талышей. И мы прекрасно знаем этих талышей. Но знаем также и то, что для занятия общественно-политической деятельности в Азербайджане, талыш вынужден Всякий раз, когда мы говорим о нарушении прав талышского народа, наши недоброжелатели приводят пример ученых, писателей и пр. известных людей, имеющих талышское происхождение, что, мол, видите, в республике созданы все условия для развития талышей. И мы прекрасно знаем этих талышей. Но знаем также и то, что для занятия общественно-политической деятельности в Азербайджане, талыш вынужден отказаться от своего имени, никогда не использовать выражение талыш, одним словом, ученым нужно именоваться Абульфаз Раджабли, а политикам - Хады Раджабли. Вы можете назвать хотя бы одну талышскую организацию или общество в республике? А сколько в Азербайджане тюркских националистических организаций и обществ. Азербайджанское правительство в массовом порядке переименовывает наши географические, топонимические названия, села, поселки и города, ищет в талышских селениях тюркские кладбища, и, как ни странно, находит. Как только мы поднимаем свой протестный голос, тут же нас обвиняют в сепаратизме и разжигании межнациональной розни. Мы - представители талышской интеллигенции, желающие сохранить свой народ на арене мировой этнической истории. В Академии наук Азербайджана и учебных заведениях республики изучаются, исследуются чуть ли не все народы мира и их языки, в то время как для изучения талышского народа не находится ни одного отделения.
-Армения выступает в роли опекуна этнических групп, проживающих в Азербайджане. Деятельность Еревана против Азербайджана ясна. Почему отдельные представители этнических групп идут поводу, становятся инструментом в игре Армении против Азербайджана? Какие дивиденды может получить талышский народ или активисты от этого сотрудничества?
-Простите, этот вопрос не к нам. Что касается деятельности Еревана, было бы неплохо, задать такие вопросы лучше адресовать именно к нему. Что касается отдельных представителей этнических групп, идущих поводу, становясь инструментом в игре Армении, то эта часть вопроса тоже не к нам. Нет таких людей в нашем движении, и сами не являемся таковыми. И мне не известны ни одного факта сотрудничества талышского народа с Арменией. Было бы неплохо, если ваши суждения основывались бы на конкретных фактах и аргументах. Если на самом деле вам известны такие факты сотрудничества, мы готовы выслушать их ... Мы боремся не за какие-то дивиденды, а за справедливость, за права нашего народа...
-Проведение талышских конференций, издание книг под покровительством Армении... Что дальше и этим всем можно ли добиться каких-то благ талышскому этносу, за права которых вы якобы боретесь?
-Я благодарю за вашу заботу о судьбе нашей борьбы. Но, должен отметить, что многим, прежде всего соответствующим структурам Азербайджана, хотелось бы узнать о наших дальнейших планах. Могу сказать только одно - наша цель - добиться автономию для талышей в составе Азербайджана и мы в конечном итоге добьемся этой цели вместе с цивилизованным миром. Такая автономия и есть высшее благо для моего народа.
-Невозможно вернуть грезы Талышско-Муганской республики 90-х годов. Современная мировая политика, да и усиление позиций Азербайджана ставит новые реалии.
-Своеобразная категоричность суждений иногда вызывает у меня удивление. Во-первых, мы не ставим перед собой цель вернуть колесо истории вспять. Но, вместе с тем, хорошо помним известную фразу - Никогда не говори никогда. Вспомните 14 декабря 1825 года в истории России. Тогда и много лет после нее многие в России были убеждены в том, что оно больше не повторится. Россия в итоге получила 25 октября 1917 года. Мы тоже убеждены, что современная ситуация ставит новые условия. У нас есть четкий план действий, который составлен на основе глубокого анализа ситуации, как в самом Азербайджане, так и в остальном мире. Этот план систематически корректируется, в соответствии с изменениями, происходящими в стране и в мире. Мы четко следуем этому плану, и это приносит свои плоды.
27.05.2008
|