КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 05.06.2008
23:06  Запущена новая версия официального сайта президента Кыргызстана
21:39  ВВС: Суд запретил хиджабы в университетах Турции
20:10  Рыжий - провокатор. Все обвиняемые в "покушении" на Чубайса оправданы
15:50  А.Чичкин: Под видом борьбы с пиратами. США и Индия сделали первый шаг к созданию "Южноазиатского НАТО"
15:49  Р.Костюк: Конец династии Шахов. Королевство Непал окончательно превратилось в республику
15:31  Р.Нестеренко: Плохая карма. Землетрясения в Китае произошли, как бы цинично это не звучало, очень вовремя
15:28  А.Нагорный: Раздвоение Кремля или Ползучий переворот. Российскую псевдо-элиту надо стерилизовать.

14:53  Из замороженных Швейцарией счетов казахстанских аферистов американцами создан благотворительный фонд "Бота"
14:17  Успеть к 2010 году. Подписан указ о начале реформирования Кыргызской армии
14:07  УзбЛимузин. В Узбекистане скоро начнут собирать Cadillac`и
14:00  В Таджикистане разработана 7-летняя "Национальная стратегия по охране здоровья детей и подростков"
13:36  Банкиру Г.Марченко не дали обидеть ребенка. Алматинцы-благотворители погасили "долг" 7-летней Ю.Васильевой "Народному банку"
13:25  Сапа Мекебаев: Самое страшное из восточных единоборств - борьба с самим собой
13:19  В Азербайджане оппозиционный блок "Азадлыг" (Свобода) намерен бойкотировать выборы президента
13:06  С.Ромейко: "Киргизфильм" и расцвет среднеазиатского кино в 60-е гг.
12:54  И.Велизаде: Азербайджанский газ для "Южного потока". Миллер запутался в потоках нефти и пустых обещаний
12:46  А.Лымарь: Пять мифов о кыргызской энергетике
12:42  Японцы в Мынкудуке. Казахский уран усиливает позиции в мире
11:48  Самураи - культура войны и мира. Уникальная выставка в Кремле
11:44  "КЗ": Приближается силовая развязка. МАГАТЭ в Вене прорабатывает "возможные военные аспекты" операции в Иране
11:35  "МК": "Президент злой" и "президент добрый". У российской политики в СНГ два капитана и ни одной стратегии
11:09  Cупер-проект до 2018 года. Близ Баку начинается стройка огромного нефтепромышленного комплекса
11:05  Нурани: Мечты "Газпрома" не сбываются. "Папаша" Миллер не добился в Ашхабаде и Баку гарантий на поставку каспийского газа
11:02  "Литер": Мозголомы. В 2012 году в Казахстане наступит гуманитарная катастрофа
10:55  Д.Сатпаев: Формула СНГ: 2+10=?
10:49  В Астане презентовали "Евразийский центр воды". В Арало-Сырдарьинском бассейне опустынилось уже 2 млн га
10:46  Patria - значит Родина. В Туркестане прошел съезд Казахстанских патриотов "Мой Казахстан"
10:36  Киргизские парламентарии заинтересовались "темными пятнами" в БИО своего нового спикера
10:29  "Несмотря на мировой финансовый и продовольственный кризис". Н.Назарбаев открыл новый мост через реку Урал
10:27  Р.Исмаилов: Азербайджан, по всей вероятности, отклонит предложение России о закупке газа
10:16  Дети в Хакассии умирают от неизвестного китайского энтеровируса. Прокуратура напала на овощной след
00:35  Д.Верхотуров: "Странная война" в уезде Гармсер. Что происходит в Афгане?
00:25  "НГ": Казахстан определяет приоритеты. В Хельсинки состоялась встреча "квинтета" ОБСЕ
00:21  Time: Обратный эффект Бората. Имидж Казахстана только вырос
00:08  "DW": Сотрудники МНБ Туркмении выдавали себя за гастарбайтеров - акция по поимке туркменских нелегалов в Турции
00:07  С.Юсупханова: Власти Киргизии бессильны против роста цен
Среда, 04.06.2008
23:15  Неизвестные ворвались в дом и избили экс-депутата Киргизии Ж.Иманалиева
22:16  Баку и Доху отчислили из кандидатов на проведение Олимпиады-2016
17:18  Президент К.Бакиев учредил спецсчет для сбора средств на поддержку самых бедных в Киргизии
16:38  "Нур Жол". Правящие партии Кыргызстана и Казахстана решили подружиться
16:29  Казахстан согласен открыть над Актюбинском трассу для российских баллистических ракет
16:00  Сбербанк России крепко (3,3 млрд тенге) вложился в Талдыкорганский завод свинцовых аккумуляторов
15:41  Р.Бахтигареев: Суета над бездной. Строительство первой очереди алматинского метрополитена опять затягивается
15:34  Н.Назарбаев: "Великий путь пройдем в единстве" (интервью)
15:32  Экс-минобороны, ныне депутат Парламента С.Токпакбаев предлагает переименовать Астану в Нурсултан
15:30  А.Шакур: "Несъедобный" скандал на продовольственном саммите. Президентов Ирана и Зимбабве на ужин не пригласили
15:05  Американский генерал Д.Маккирнан возглавил командование натовским контингентом в Афганистане
13:49  И.Алиев: "В этом году нефтедобыча в Азербайджане составит 50 млн. тонн, а в следующем - достигнет до 60 млн"
13:44  В Аркалыке к суду привлечена семилетняя Ю.Васильева. За долг Народному банку
13:10  Осужденные в Таджикистане граждане Афганистана просятся "сидеть" на родину (обращение Э.Рахмону)
12:50  Г.Михайлов: Бакиев надавил на СМИ. В Киргизии принят закон, который зачистит информационное поле
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
С.Ромейко: "Киргизфильм" и расцвет среднеазиатского кино в 60-е гг.
13:06 05.06.2008

Информационно-аналитический центр МГУ-РГГУ, Москва. Национальный кинематограф Киргизии, как во многом и соседнего Казахстана, формировался под прямым воздействием ранней прозы замечательного писателя Чингиза Айтматова. "Джамиля", очаровавшая русского и европейского читателя весенней новизной, повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель" были типичными произведениями "шестидесятника": прославляли революцию, что принесла на мусульманский Восток, в спящую Азию "алое знамя труда", раскрепостила женщину, подняла к знанию и свету забитых и покорных, научила грамоте детвору.

Героем раннего Айтматова был "простой человек", юный, чистый, пробуждающийся для свободной и творческой жизни. Правда, вскоре в творчестве Чингиза Айтматова возникнут новые мотивы и его мажорное "шестидесятничество" преобразуется в глубокую социальную критику действительности, в постановку острых нравственных, национальных, экологических проблем. Его проза 1970-х "Белый пароход" и "Прощай, Гульсары!" - и в особенности ее экранизация ("Белый пароход" Болотбека Шамшиева и "Бег иноходца" Сергея Урусевского) - обретет более жесткий и горький тон. Как это ни парадоксально, но толчок к активным поискам национальной самоидентификации, к пробуждению национального самосознания на новом этапе исторического пути народов Средней Азии дала сначала режиссерская трактовка повести "Первый учитель", а далее фильмы киргизской молодой режиссуры. Повесть, по интонации родственная лирической "Джамиле", на экране предвещала позднюю нравственную концепцию лидера киргизской литературы.

В 1965 году Андрей Кончаловский запускает на "Киргизфильме" кинокартину "Первый учитель". К слову, Кончаловский устремился туда не первым - волей судеб киностудия во Бишкеке стала трамплином к славе нескольких ярких кинематографических биографий. Чуть раньше дипломный фильм "Зной" в исключительно трудных условиях сняла ученица и любимица А. П. Довженко, после его смерти окончившая курс режиссуры у Ромма Лариса Шепитько - трагическая звезда советского кино 1960-1970-х, погибшая на съемках фильма, "Прощание с Матерой" в 1979 году.

Киргизский дебют Ларисы Шепитько, сразу обратив на себя внимание оригинальным почерком постановщика, снят был по повести того же Чингиза Айтматова. Все же, нигде, пожалуй, влияние литературы 1960-х на кино не сказалось так сильно и наглядно.

Самой смелостью погружения в сферу чувств на материале, казалось бы, сугубо социально-проблемном, фильм Кончаловского вносил в кинематограф 1960-х нечто отличное от доминирующей и пронизывающей все насквозь социализации - этой неотъемлемой специфики советского кино, сохраняющей силу и при поисках "социализма с человеческим лицом". Одним из первых Кончаловский узаконивал суверенность интимного мира души человека.

Показанный на Венецианском фестивале-66 "Первый учитель" был открытием неведомой кинематографической земли. Исполнительница главной роли, двадцатилетняя Наталья Аринбасарова получила "Кубок Вольпи" - самый престижный в мире приз за лучшую женскую роль. В действительности же фильм Кончаловского был лишь своего рода вестником половодья на советском Востоке. Параллелью в таджикском кино служит талантливый фильм Владимира Мотыля "Дети Памира" (1963) по поэме Миршакара "Ленин на Памире", рассказ о далеких 1920-х на глухой окраине российской империи.

Еще один фильм, снятый на "Киргизфильме" - "Небо нашего детства", дебют Толомуша Океева - был камертоном последующего цикла фильмов, где актуальные проблемы получали воплощение суровое, неспешное, полное некоего эпического стоицизма. Толомушу Окееву предстоит стать "живым национальным классиком", создателем киргизской кинематографической школы, активно действовавшей вплоть до 1980-х, когда лидерство перешло к казахской "новой волне".

В "Выстреле на перевале Караш" (1969) Болотбека Шамшиева, снятого по мотивам повести Мухтара Ауэзова, действие переносилось в начало ХХ века. Историческое ретро, будучи лишь фоном, правда, детально проработанным и точным, имело социальный конфликт эксплуататоров и эксплуатируемых. Традиционная для советских среднеазиатских сюжетов схема "бай и батрак" здесь возвышалась до поединка прекрасного благородного героя с миром подлости и обмана.

При самых скромных технических возможностях "бедный" черно-белый фильм "Выстрел на перевале Караш" был весьма тепло принят кинематографическим сообществом СССР.

И если бы не страхи власти, всегда боявшейся выпустить "джинна из бутылки", среднеазиатское кино уже в 1960-х прозвучало бы на мировом экране не менее сенсационно, чем в 1980-1990-х знаменитые кинематографические дебюты Тайваня, континентального Китая и Гонконга или очаровавшая весь кинематографический мир и развернутая на родственном материале "Урга" Никиты Михалкова - призера Золотого льва Венеции и европейского "хита" начала 90-х.

Болотбек Шамшиев из ВГИКа, Толомуш Океев окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Роль Москвы и ее специальных учебных заведений для жизни национальных кинематографий в республиках СССР, как и их ответную отдачу, их обогащающее влияние, невозможно переоценить. Кинематограф СССР был в самом глубоком и истинном смысле многонациональным. Одновременно со среднеазиатским стартом бурное оживление началось в кино Закавказья, в Молдавии, в Прибалтике.

И, в частности, сам факт, что в союзе существовало "грузинское кино", "литовское кино", "узбекское кино", заставлял вспомнить, что есть не только "советский как таковой", но к тому же еще и русский национальный кинематограф - искусство, наследующее вековую русскую культуру, ее художественные традиции, а также и непосредственный опыт предшественников, первопроходцев отечественного экрана. Искусство, имеющее своим первоочередным материалом жизнь русских людей, снимающееся на русском языке.

Почти совсем задавленное советской идеологией, само понятие о русском национальном киноискусстве также возрождается в 1960 годы. Этому-то и помогает подлинно интернациональный характер кинематографической жизни. Не случайно, что, породнившись с кинематографом Средней Азии, Кончаловский, который и впредь будет сценаристом многих картин казахского и киргизского производства, испытал естественную потребность творческого возвращения на родину - снимать фильм о России и в России.

Бурлит киножизнь в Узбекистане. В 1958 образовывается Союз кинематографистов Узбекской ССР. В Ташкенте раз в 2 года проходит Всесоюзный Ташкентский кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки под девизом "За мир, социальный прогресс и свободу народов". Основывается "Музей киноискусства Узбекистана", к середине 1960-х в Узбекской ССР насчитывается 4469 киноустановок. Выходят киножурналы "Советский Узбекистан" и "Наштар".

Но и молодые кинематографисты Востока не одиноки. 60-е годы дают яркий всплеск украинского кино. Шедевр молодого режиссера, ученика С. А. Герасимова по ВГИКу, Сергея Параджанова "Тени забытых предков" заставил говорить о новом подъеме кинематографистов киевской школы, о традициях Довженко в оригинальном и неожиданном их воплощении. На материале классической украинской прозы М. Коцюбинского создана лирическая темпераментная кинопоэма об удивительном крае - Закарпатье, о неповторимой красоте гор и долин, об уникальном артистическом быте крестьян.

Начавшиеся в 1960-х процессы национальной "плюрализации" в прошлом единого советского кино, эстафета рождения самобытных национальных кинематографий получат продолжение в следующее десятилетие - в 1970-е.

С.Ромейко

04.06.2008

Источник - ИАЦ МГУ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1212656760
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 июля 2021 года №624
- Указ Президента Республики Казахстан от 30 июля 2021 года №636
- А. Мамин - проект "ASHYQ" позволяет работать бизнесу в условиях карантинных мер
- Опыт Жамбылской области по повышению доходов сельского населения показал свою эффективность - А. Мамин
- "Государство на это просто неспособно"
- В Правительстве рассмотрели ход реализации антикризисных мер по поддержке бизнеса
- Кого обвинят в народных волнениях в Казахстане?
- Кадровые перестановки
- Токаев объявил выговор акиму Жамбылской области Сапарбаеву
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх